Домой   Мода   Журналы   Открытки   Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Голубой огонек  Люди, годы, судьбы... 

 

         "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37 

 38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71 

72  73 74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115

  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152 

 153  154  155  156   157  158  159  160  161  162 163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189 

190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209

 

Форум   Гостевая книга

 

Список страниц

 


 

 

Девочка, которой посвящал стихи Блок- Наталья Павловна Медведева

 

18.12.1915, Санкт-Петербург – 12.08.2007, Москва

 

 

 

Фильмография:

1952 Возвращение Василия Бортникова


1955 За витриной универмага


1956 Илья Муромец


1959 Люди на мосту


1959 Человек меняет кожу


1960 И снова утро


1960 Трижды воскресший


1962 Люди и звери


1970 Алексеич


1973 Человек со стороны - телеспектакль


1975 Ольга Сергеевна


1976 Дни хирурга Мишкина


1976 Преступление («Нетерпимость», фильм первый)


1994 Частная история

 

...Наталья Медведева в кино сыграла всего 12 ролей. Но каких! Ее снимали великие режиссеры 20-го века В. Пудовкин, С. Герасимов, Л. Гайдай. Каждый год по ТВ идут фильмы, в которых она блистала: «Возвращение Василия Бортникова», «За витриной универмага», «Илья Муромец», «Люди и звери». Московские театралы, которым выпало счастье видеть ее в Театре на Малой Бронной, никогда не забудут ее спектаклей. Актриса В.

отец-ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ МЕДВЕДЕВ

 Талызина, недавно посетившая Благовещенск, вспоминала, как в свое время ее потрясла игра Натальи Медведевой в спектакле «Вид с моста», поставленном Андреем Гончаровым. По приглашению Ю. Завадского Медведева два сезона играла в театре имени Моссовета в созвездии громких имен этой сцены. К ней нежно относились Фаина Раневская и Любовь Орлова. Горжусь тем, что близко дружу с этой актрисой. Медведева стала моим талисманом. Искренне благодарен ей за внимание и терпение, когда она подолгу и с удовольствием рассказывает мне о профессии, об актерах и режиссерах. Наталья Павловна Медведева для меня - воплощение душевного здоровья и истинно русской женской красоты...

 

После выхода в 1955 году на экраны фильма Самсона Самсонова "За витриной универмага" на ярком кинонебосклоне зажглась новая звезда - Наталья Медведева. Путь к успеху был трудным. Наталья Павловна прошла через все тернии - от большой популярности до полного забвения. Ее партнерами на сцене и экране был и замечательные актеры. В ее жизни было много друзей и много завистников. Но Наталья Павловна, будучи человеком честным и открытым, сумела с достоинством пройти свой жизненный путь, до преклонных лет сохранив обаяние и жизнерадостность.
   Наталья Павловна Медведева родилась в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье. Ее мать была актрисой, а отец, Павел Николаевич Медведев , профессором литературы и замечательным оратором. Его знала вся литературная среда. Очень долгое время он был председателем Союза писателей Петербурга. Все свободное время Павел Николаевич отдавал студентам. К сожалению, как и многих других деятелей культуры, его не обошла волна сталинских репрессий. В 1936 году на Павла

Николаевича по доносу арестовали и в 1937 году расстреляли. После этого Наталья Павловна двадцать лет жила как дочь "врага народа". И только в 1957 году актриса получила небольшое письмо: "Павел Николаевич Медведев, ввиду отсутствия состава преступления, посмертно реабилитирован. Место смерти не установлено".

(Из воспоминаний ее брата- Об отце я все детские годы знал немного: мать не стремилась погружать меня в его жизнь и судьбу, но по-бытовому он и не уходил из нашей жизни: сохранились фотографии отца, его книги, отдельные личные вещи. Чудом сохранились «остатки» его архива, унесённого в брезентовых мешках на следующий день после ареста: рядовой чекист, пришедший за архивом, польстился на отцовский офицерский ремень, который он заметил среди разбросанных и «обысканных» вещей (одновременно с работой в Университете и Институте им. Герцена отец несколько лет преподавал отечественную и зарубежную литературу в Военно-политической академии им. Толмачева, иногда носил военную форму). За ремень солдат оставил кое-что из бумаг. Не унёс он, по просьбе матери, тетрадь «То, что запомнилось» – воспоминания отца о Блоке, Андрее Белом, Фёдоре Сологубе, Сергее Есенине, Евгении Замятине, Николае Клюеве, Алексее Толстом… В ней сохранились и стихи, написанные Э. Голлербахом в одну из дружеских встреч в Царском Селе; стихам явно было не место в НКВД:

 

 Мельчает человечья раса

И вымирает царскосёл.

  Сменил крылатого Пегаса

  Коммунистический осёл...

 

Позднее, в эвакуации (в башкирской деревне, где не было бумаги), я учился писать на оборотных сторонах отцовских тетрадей, а писал я «последней ручкой» автора «Мелкого беса» Фёдора Сологуба, с которым отец был близок в 20-е годы, вплоть до его смерти.

Благодаря матери, сохранявшей верность отцу, я исподволь, ненавязчиво узнавал его, привыкал его любить. Этому способствовала и моя сестра – Наталья Павловна Медведева (1915–2007), дочь отца от первого брака, актриса Московского театра на Малой Бронной, которой Сологуб посвятил стихотворение, прочитанное им на блоковском вечере. В альбоме сестры были стихи многих друзей отца: Николая Клюева, Вячеслава Шишкова, Вс. Рождественского, А. Толстого, автограф Блока. Занятия музыкой (у сестры стоял рояль, знавший волшебные руки М. В. Юдиной) помогли в её будущей яркой театральной и кинематографической жизни. Сейчас её больше помнят и знают по фильму «За витриной универмага», но в 50-е годы она была широко известна по картинам Пудовкина, Герасимова, Птушко, Зархи… В начале 50-х её включили в делегацию на Венецианский кинофестиваль. Перед отъездом всю группу пожелал увидеть и напутствовать сам Молотов. И сестра, надеясь узнать что-либо об отце, прямо спросила его: «А могу ли я ехать за рубеж, если у меня был арестован отец?». На что ей было отвечено: «Вам позвонят». Вскоре позвонили, но ничего, кроме: «Вы можете ехать», услышать не удалось...)


 

   В 1939 году Наталья Павловна поступила в Ленинградский театральный институт по классу Леонида Сергеевича Вивьена. Непосредственным педагогом на курсе был Александр Васильевич Соколов… Но война все спутала. 22 июня 1941 года Наталья Павловна сдала последний экзамен и, придя домой, по радио услышала о войне.


   В то время Медведева уже была замужем. С началом войны мужа командировали под Свердловск, в город Берёзовск, где Наталья Павловна прожила год. Потом поняла - идет война и она должна что-то делать! И Медведева стала ездить в Свердловск, в госпиталь, обслуживать больных, как-то посильно помогать им. Позже, узнав, что в Свердловске есть театральное училище, которым руководит Алексей Дмитриевич Попов, пошла туда, и Попов взял ее на последний курс. В 1943 году Наталья Павловна закончила училище. В выпускном спектакле "Васса Железнова" она исполнила главную роль.
   Сразу после окончания училища Наталью Павловну пригласили в Свердловский драматический театр, которым тогда руководил Ефим Александрович Бриль, и сразу же ввели в репертуар. Но через год мужа перевели в Москву, и она была вынуждена уйти из театра, несмотря на все уговоры Брилля.
   Во все время эвакуации мама Натальи Павловны, будучи уже очень больной, была рядом с дочерью, но ехать с ней в Москву отказалась и вернулась в свой родной Ленинград. А Наталья Павловна с этого момента стала москвичкой.

 

 

Наталья Павловна Медведева в фильме "Илья Муромец" - 1956 г.(княгиня Апраксия)

 

 

 

 


 

   В 1945 году решением правительства было создано два театра. Один - Театр драмы и комедии, ставший впоследствии Театром на Таганке, другой - Московский драматический театр на Спартаковской, с 1968 года ставший Театром на Малой Бронной. Наталья Павловна пробовалась в оба театра и, в итоге, была приглашена сразу и в тот, и в другой. Первым в то время руководил А.К.Плотников, вторым - С.А. Майоров. Наталья Павловна колебалась, не зная, какой же театр выбрать. Но ее сумел покорить Майоров, предложи вей сыграть Марию Стюарт. Медведева не смогла отказаться от подобного предложения. "Мария Стюарт" с успехом была сыграна… И буквально на следующий же день вышло постановление правительства о запрещении западной драматургии. Спектакль был снят с репертуара.
   В 1952 году режиссер Всеволод Пудовкин искал исполнителей для своего фильма "Возвращение Василия Бортникова", который он собирался снимать по роману Галины Николаевой "Жатва". Шли поиски главной героини. Пробовалось очень много актрис. Одна из ассистенток Пудовкина посетила спектакль Московского драматического театра и увидела там Медведеву, которая ей очень понравилась. Она рассказала о молодой актрисе Пудовкину, после чего режиссер вызвал Медведеву на пробы и в итоге утвердил ее на главную роль. Все остальные члены съемочной группы были против ее кандидатуры, даже сама Николаева. Главный аргумент звучал так: "Вчера она была Марией Стюарт, а сегодня - неграмотная колхозница. Такого диапазона быть не может". Но Пудовкин ее отстоял. И когда начались съемки, все замолчали. "Наташенька, вы - душа картины", - сказал ей однажды Всеволод Илларионович во время съемок. Фильм вышел на экраны в начале 1953 года и стал одним из лидеров проката. С "Возвращением Василия Бортникова" Наталья Павловна побывала на двух международных кинофестивалях в Аргентине и Италии. На последнем фильм получил один из почетных призов. "Наташа, теперь вы будете сниматься во всех моих картинах", -сказал Медведевой Пудовкин. Но дальнейшему союзу не суждено было случиться. 30 июня 1953 года Всеволода Илларионовича не стало.

 

 

Наталья Павловна Медведева в фильме "За витриной универмага" - 1955 г.

 

 

 

 


 

   Несмотря на большой успех фильма, в кинокарьере Медведевой наступила пауза. Театральные актрисы тогда очень редко снимались. Был ВГИК, выпускавший ежегодно актеров кино, был Театр-студия киноактера, вся труппа которого состояла в "звездах экрана". Однако, спустя два года после "Бортникова", вышел фильм, сделавший Медведеву популярной на долгие годы - "За витриной универмага" Самсона Самсонова.Эта роль для Медведевой тоже могла бы не состояться, если бы не упорство тогда еще начинающего Самсонова. Претенденток на героиню было множество, одна из которых особенно проявляла интерес к этой работе. Но настырность режиссера, уверенного в выборе, взяла верх. В итоге фильм запомнился, прежде всего, по замечательной работе Натальи Павловны Медведевой. Ее партнером по фильму был известный ленинградский актер Иван Петрович Дмитриев, о котором Наталья Павловна всегда вспоминала с большой теплотой. Узнав в 2003 году, что у него в одночасье умерли жена и сын, актриса сразу же поспешила позвонить ему, чтобы сказать слова соболезнования и утешения…
   После выхода картины "За витриной универмага" предложения сниматься посыпались одно за другим. Она сыграла княгиню Апраксию в киносказке Александра Птушко "Илья Муромец", секретаря райкома Шмелеву в единственном серьезном фильме Леонида Гайдая "Трижды воскресший". Одной из лучших работ того периода стала роль матери в фильме Александра Зархи "Люди на мосту", где ее партнером был гениальный Василий Васильевич Меркурьев. "Лучше партнера у меня не было, - вспоминала Наталья Павловна. - Меркурьев - это сама нежность, сама доброта. Он был совершенно необычайный человек".
   Но самой интересной и неожиданной для себя Наталья Павловна всегда считала роль Валентины Сергеевны в фильме Сергея Герасимова "Люди и звери": "Когда Герасимов меня вызвал и дал прочесть сценарий, я смутилась: "Я же положительные роли играю, я не могу такую стерву сыграть". На что Герасимов ответил: "Вот мне и надо, чтобы она была такая положительная и стерва внутри. Подумайте об этом и приходите". Всю ночь нервничала. Пришла к Герасимову, а он мне: "Читайте, как вы считаете, какой она должна быть". Я ему предложила свой вариант роли. "Актриса выиграла,- воскликнул Сергей Аполлинариевич,-будем так снимать". В фильм вошла моя интерпретация роли. Так что я очень горда, что с Герасимовым могла быть на равных".


   К сожалению, "Люди и звери" стали для Медведевой последней интересной киноработой. После этого было еще несколько картин, но ни одна не стала этапной для актрисы.
   Помимо работы в театре и кино Наталья Павловна очень много сил отдала Обществу знания, где проявились ее ораторские способности, унаследованные от отца. "Я эту работу считаю своей самой большой заслугой и уважаю себя за нее. Это колоссальный труд. Вы не представляете, какая это ответственность, когда ты один перед огромной толпой, и не знаешь, что он и спросят, как себя поведут. Как ты должна их покорить? И чтобы зал встал, когда ты ушла, нужно потрудиться. А так было! Поэтому мне кажется, что я, наверное, ошиблась в выборе профессии. Мне надо было этим больше заниматься".
 

   После злополучного постановления о запрещении зарубежной драматургии и снятия с репертуара "Марии Стюарт" в театральной карьере Медведевой началась "черная полоса". В театре у Натальи Павловны появилась недоброжелательница, бывшая когда-то ее подругой. Эта дама вышла замуж за секретаря партийной организации, и он делал для нее все, что она хотела. И то, что должна была играть Медведева, стала играть она. Наталья Павловна перешла на маленькие роли, а потом и вовсе на эпизоды. Так продолжалось много лет. В душе актрисы накопилась обида и неудовлетворенность тем, что она делает. И уже очень трудно было скрывать все это. "Мне это было как-то особенно оскорбительно и унизительно. Я очень гордый человек. Без показухи. Просто внутренне гордый. Никогда ни перед кем не унижалась и сама никогда никого не оскорбляла и не обижала. Поэтому идти унижаться и просить мне казалось ненужным.
   Сделала, что могла, но сделала немного…". И Наталья Павловна написала заявление об уходе. Это произошло 1 января 1979 года.
   После того, как Наталья Медведева оставила театр, никто ни разу не поинтересовался, как она жила. Лишь изредка администрация поздравляла ее с праздниками да присылала деньги на Новый год. Но последние несколько лет жизни Медведева лишилась и этих привилегий. Из всех сотрудников театра с добротой к ней всегда относились лишь парикмахеры, с одним из которых она постоянно перезванивалась…
   Последние 28 лет жизни, забытая театром и кино, Наталья Павловна жила проблемами дочери, Галины Петровны Бель-ской, редактора журнала "Знание - сила", воспитывала внучку и правнучку.
   Скончалась Наталья Медведева 12 августа 2007 года тихо и скромно, во сне, на больничной койке. Никто из бывших коллег не пришел проститься с актрисой…..
   У Медведевой была сложная судьба, но, несмотря на это, она сумела до конца своих дней сохранить бодрость духа и интерес к жизни, оставаясь удивительно интеллигентным и обаятельным человеком. Светлая память Вам, замечательная Актриса!

 

 

   Алексей ТРЕМАСОВ Газета "СК-Новости"  http://akter.kulichki.net/publ/medvedeva_n.htm

 

 

 

Осторожно, листопад! - Телеспектакль - 1977

 

По одноименной пьесе Сергея Михалкова.
В семье инженера Сергея Шубина царят мир и благополучие. Но встреча с Мариной все изменяет. Сергею кажется, что к нему пришла истинная любовь, и он решает создать новую семью. Проходит время, но ни Сергей, ни Марина не чувствуют себя счастливыми...
Режиссер-постановшик: Юрий Сергеев
Шубин - народный артист РСФСР Леонид Кулагин,
Шубина - народная артистка России Анна Антоненко-Луконина,
Сомов - народный артист РСФСР Афанасий Кочетков,
Юрий - Игорь Янковский,
Марина - заслуженная артистка России Елена Прудникова,
Света - заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова,
Медсестра - Марина Поляк,
Няня - заслуженная артистка РСФСР Мария Андрианова,
Тамара - заслуженная артистка России Татьяна Кречетова,
Аркадий - заслуженный артист РСФСР Григорий Лямпе,
Таисия Павловна - Наталья Медведева,
Женщина в сиреневом - Людмила Хмельницкая,
Сосед - народный артист РСФСР Юрий Катин-Ярцев,
Незнакомец - заслуженный артист РСФСР Аркадий Песелев.