Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172   173  174  175  176  177  178  179  180  181

 

Список страниц

 


 

Николай Павлович Хмелев

(28.7.1901, Сормово — 1.11.1945, Москва)

Актёр. Режиссёр.
 

Отец был мастером на заводе.
Начинал в 1919 г. во Второй студии; в первые годы искал экспрессионистских резких тем и форм в ролях «злодеев» (Шпигельберг в «Разбойниках» Шиллера, Ушаков и Бирон в «Елизавете Петровне» Д. Смолина). Самолюбивый и сомневающийся в себе, трудный в контактах, он был воспринят как одна из самых интересных фигур «второго поколения» после первых же ролей (старик Марей, «Пугачевщина», 1925; Силан, «Горячее сердце», 1926). Это положение закрепилось за ним после роли полковника Алексея Турбина («Дни Турбиных», 1926). Сохраняя связь с традицией МХТ — «театра живого человека», Xмелев придавал сценическим образам предельное напряжение и четкость; искал то, что он сам парадоксально определял поставленным перед собой вопросом: «какой у меня здесь балет». Его решения отличались продуманностью и внезапностью, он был свободен в выборе стилистических средств и душевных тонов. Он любил смену задач. Он разрабатывал неожиданно мягко и насыщал психологическими нюансами набросок фигуры большевика Пеклеванова в «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова (1927). Он играл в «Дядюшкином сне» по Достоевскому (1929) князя К. — существо механическое, разлаженное и несчастное, с вывихнутыми и причиняющими боль шарнирами. В «Растратчиках» Катаева (1928) он гениально репетировал кассира Ваничку — простака, подхваченного волной поэзии, нарастающим ритмом авантюры; при изменившемся распределении ролей он нашел жесткую краткость штриха для инженера Шольте, растратчика холодного и чующего близкий край своего приключения. В один и тот же год (1935) он нашел своего обреченно-светлого, вопреки всему исповедующего мир, царя Федора и сыграл прокурора Скроботова во «Врагах» Горького, донося не только разницу человеческих

 

Николай Хмелев - "Поколение победителей" (1936)

 характеров, но разницу эстетики и философии двух полярных спектаклей, равно важных в репертуаре МХАТ в 30-е годы. Сторожев в «Земле» Вирты и Каренин в «Анне Карениной» (обе роли — 1937), с их резким, непререкаемым идейным чеканом, — и тотчас вслед за ними Тузенбах в «Трех сестрах» (1940), роль, пронизанная неуловимым лиризмом и построенная на точности физического состояния (предвкушение праздника в II акте, мягкий зимний вечер, теплый снег, под которым Тузенбах ждал на улице, чтобы проводить Ирину со службы домой; предчувствие смерти в IV акте, бессонная ночь, желание взбодриться — «я сегодня не пил кофе»). Немирович-Данченко согласился, что именно Хмелеву должна быть отдана роль Астрова в задуманном в 1940 г. «Дяде Ване»: сильный ум, суммирующий свое объективное бессилие, — он мог это сыграть остро и мощно. Драмы ума были вообще его сферой. Долгие годы его мечтой был Гамлет, он начинал эту работу с Немировичем-Данченко, пока по логике эпохи режиссер
не сменил толкование образа героя — вместо трагического приключения мысли, идущей по лабиринтам реальности, в центр вставала энергия сопротивления, способность обнажить шпагу, и роль перешла к Б. Н. Ливанову (которому так же не суждено было ее сыграть). По обстоятельствам военного времени Xмелеву пришлось перед выпуском «Кремлевских курантов» сменить М. М. Тарханова, репетировавшего роль инженера Забелина: в отличие от героя Тарханова — русского ученого из самородков, озорника и юрода — его герой был петербуржцем, наследником культуры, логику гибели которой он мучительски заставлял себя постигать на площади перед Иверской, на здешнем пугливом, глумливом торжке.

 

Николай Хмелёв в фильме "Человек в футляре"

Хмелев тяготел к режиссуре (был травмирован прекращением его работы в МХАТ над «Первой Конной» Вс. Вишневского, 1930). Создал собственную студию в 1932 г. В 1937 г. она слилась со Студией им. Ермоловой, образовав Театр им. Ермоловой, которым Xмелев руководил до конца жизни. Режиссировал в МХАТ («Фронт», 1942, «Русские люди», 1943, «Последняя жертва», 1944). Был членом руководства (так называемых «шестерки» и «пятерки») еще при жизни основателей театра. Принял на себя ответственность за труппу в годы войны, когда Немирович-Данченко был в эвакуации в Тбилиси. После смерти Немировича-Данченко в 1943 г. Xмелев стад художественным руководителем МХАТ (директором стал Москвин). Его выдвижение так же было предопределено его дарованиями, как и особым к нему отношением И. В. Сталина: Сталин восхищался его Турбиным, его Карениным — после «Анны Карениной» Xмелеву, как и А. К. Тарасовой, в нарушение обычного порядка присвоения почетных званий, сразу «дали народного СССР».

Последней его актерской работой был Иван Грозный в трагедии А. Н. Толстого «Трудные годы». Умер в театре в день генеральной репетиции. 
 

 


И. Соловьева http://www.mxat.ru/history/persons/hmelev_np/

 

 

Театральные мемуары. Николай Хмелев.

 

 

 

 

 

Народный артист СССР (1937). Лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1946). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

  Родился 23 июля (10 августа) 1901 в г. Сормово. Отец был мастером паровозно-строительного цеха Сормовского завода, мать, дочь присяжного поверенного, окончила музыкальную школу и давала уроки музыки в семьях инженеров. Когда Хмелёв подрос, его

поместили в частное сормовское реальное училище Н.Н.Субботиной, а после его закрытия – во 2-ю Нижегородскую гимназию в Канавине. В 1916 г. семья переехала в Москву, Хмелёв поступил в 6-ю Московскую гимназию. Увлекался живописью,  мечтал поступить в Строгановское училище. Преподаватель литературы В.В.Симоновский привил мальчику любовь к театру. В гимназии Хмелёв принял участие в концерте, на котором выступил с монологом Берендея из "Снегурочки", Осипа из "Ревизора", Мельника из "Русалки", Вальсингама из "Пира во время чумы".
   В 1919 г. Хмелёв поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В августе того же года МХТ объявил приём "сотрудников". Благодаря В.М.Мчеделову Хмелёв был принят в школу МХТ в "сотрудники" 2-й Студии. В школе при 2-й Студии преподавали и работали с молодыми актёрами Е.Б.Вахтангов, Л.М.Леонидов, В.В.Лужский, Е.П.Муратова, В.М. Мчеделов, Н.А.Подгорный, Н.О Массалитинов. Об ученических работах Хмелёва – Фирс ("Вишневый сад"), Карп ("Лес"), Снегирёв ("Братья Карамазовы"), рассказы Чехова – с похвалой отзывались К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко. Работа над ролью у Хмелёва начиналась с того, что он рисовал портрет своего героя. Уже тогда он уделял большое внимание гриму, позднее с успехом преподавал грим в студии Мчеделова, в школе 2-й Студии, в студии Завадского. Первой ролью в Студии стала бессловесная роль Посыльного в "Комедии о человеке, который женился на немой" А.Франса (1919). Из 19 ролей, сыгранных на сцене 2-й Студии, 12 было бессловесных и выходных.


     Бессловесной, построенной на движении и жестикуляции была и его первая работа в МХТ – образ Огня в "Синей птице" М.Метерлинка. Первой значительной ролью во 2-й Студии был Шпигельберг в "Разбойниках" Фр.Шиллера (1923). Рецензенты её не заметили, но в самом театре работа Хмелёва была признана, он получил одну из ведущих ролей – Ушакова в спектакле "Елизавета Петровна" Д.Смолина (1924–1925). Когда в 1924 г. основная группа актёров вернулась на родину, по предложению Немировича-Данченко актёры 2-й Студии стали актёрами Московского Художественного театра. После смерти Г.С.Бурджалова (1924 г.) Хмелёв играл Костылева в "На дне" М.Горького. В этой роли, решённой остросатирически, он шёл от внешней характерности, в его облике было нечто трагически-хищное. Роль крестьянина Марея в "Пугачёщине" К.Тренёва (1925), над которой он работал непосредственно с Немировичем-Данченко, принесла Хмелёву известность.

 

Надежда Киселева (Ляля Черная), Николай Хмелёв


   Особое место в биографии актёра занимает роль Алексея Турбина в спектакле "Дни Турбиных" М.А.Булгакова (1926), которая принесла ему настоящее признание. К десятилетию Октябрьской революции, 8 ноября 1927 г., МХТ показал "Бронепоезд 14-69" Вс.В.Иванова. Хмелёв играл большевика-интеллигента Пеклеванова. Очередная актёрская удача – роль князя К. в "Дядюшкином сне" по Ф.М.Достоевскому (1929), сыгранная гротесково и трагично. В 1932 г. исполнилась давняя мечта Хмелёва сыграть Фирса в "Вишнёвом саде": актёра интересовала трагедия бессильной старости, безысходного одиночества. В 1935 г. он выступил в роли Царя Фёдора в программном  спектакле театра. Инициатива поручить ему эту роль принадлежит И.М.Москвину, игравшему Царя Федора со дня выхода спектакля (1898). В том же году Хмелёв сыграл Скроботова во "Врагах" Горького. Событием театральной жизни стал спектакль МХАТа "Анна Каренина" (1937) с Хмелёвым в роли Каренина.
В 1932 г. организовался Театр-студия под руководством Н.П.Хмелёва (в 1937 г. влился в Московский театр им. Ермоловой, Хмелёв был его художественным руководителем до 1945 г.). В студии он поставил спектакль "Не было гроша, да вдруг алтын" Островского, имевший большой успех, осуществил постановки спектаклей "Дон Хиль – зелёные штаны" Т.де Молины и "Дальняя дорога" А.Арбузова, в театре им. Ермоловой выпустил "Шторм" В.Билль-Белоцерковского, "Дети солнца" Горького, "Кубанцев" В.Ротко и "Как вам это понравится" У.Шекспира. Вершиной творчества Хмелёва стала роль Тузенбаха в "Трёх сестрах" А.П.Чехова (1940). В октябре 1941 г., когда МХТ находился в эвакуации, Хмелёв был назначен заведующим художественной частью театра, тогда же за выдающиеся творческие достижения был удостоен Государственной премии. В 1940-е годы сыграл Забелина в "Кремлёвских курантах" Н.Погодина (Государственная премия, 1942), Дубельта в "Последних днях" Булгакова, принимал участие в постановке пьесы "Русские люди" К.Симонова, "Фронта" А.Корнейчука. После смерти Немировича-Данченко был назначен художественным руководителем МХАТа. В 1944 г. поставил во МХАТе "Последнюю жертву" Островского (Государственная премия, 1946; посмертно).
   В 1945 г. актёр работал над образом Ивана Грозного в пьесе А.Н.Толстого "Трудные годы". Ставили спектакль А.Д.Попов и М.О.Кнебель. Хмелёв изучал материальную культуру эпохи Ивана Грозного, своеобразие русской речи XVI века. Хмелёва захватили трагические противоречия в жизни русского царя, проблема исторической ответственности власти. На 1 ноября 1945 г. была назначена генеральная репетиция в костюмах и гриме, во время которой Хмелёву стало плохо. Умирал он в царских бармах и гриме Ивана Грозного. Его не разрешили тревожить, перевозить в больницу и перенесли в помещение директорской ложи... Над ним хлопотали врачи... Начался вечерний спектакль "Мёртвые души", публика в зале хохотала. актёры смешили её на сцене. А в ложе под музыку зрительского смеха умирал Артист...
   Похоронили Николая Хмелёва в Москве на Новодевичьем кладбище.


   В кино - с 1924 года, первая роль - жених в агитфильме "Домовой-агитатор", первая значительная роль - принц Карлштейн в фильме Г.Рошаля "Саламандра" (1928).
   Вторая жена - известная цыганская актриса Ляля Чёрная (Надежда Киселёва) (1908-1982).
   Внук - Николай Хмелёв - тоже стал актёром. Закончил ГИТИС (курс А.А.Гончарова), снимается в кино и телерекламе, играет в театре.

Фильмография:
1. Домовой-агитатор - 1924 - жених
2. Конец Санкт-Петрбурга ("Петербург-Петроград-Ленинград") - 1927
3. Саламандра - 1928 - принц Карлштейн
4. Мёртвый дом ("Тюрьма народов") - 1934
5. Поколение победителей - 1936
6. Человек в футляре - 1939 - Беликов


Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
Большая Советская Энциклопедия
Фотографии из энциклопедии "Кругозор", из БСЭ, с сайта канала "Культура2 и из архивов автора.

 

источник - http://proekt-wms.narod.ru/zvezd/hmelev-np.htm

 

 

 

 

Больше, чем любовь. Николай Хмелев и Ляля Черная