Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

 

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35 

36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67 

68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99

  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123   

124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147 

148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171 

172   173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187

 

Список страниц

 


 

ГЕОРГИЙ МИЛЛЯР - ОТ ЗОЛУШКИ ДО БАБЫ-ЯГИ

 

 

 

Милляр Георгий. Нечистая сила советского кино

 

Практически все дети из бывшего Советского Союза были знакомы с актером Георгием Милляром, даже если они не знали его фамилии. Его замечательные сказочные герои - Бабы-яги и Кощеи, увиденные в лучших советских фильмах-сказках, врезаются в память навсегда.


 
Детство с боннами

Жорж де Миллье, будущий Георгий Милляр, родился 7 ноября 1903 года в Москве, в очень состоятельной семье. Интересна история знакомства его родителей. Его отец Франц де Миллье был родом из знатного французского семейства. Будучи инженером, он в конце XIX века прибыл в Россию - для строительства мостов.

Он оказался в Сибири, где познакомился с семьей богатого золотопромышленника Журавлева и влюбился в его дочь Екатерину. Он сделал предложение руки и сердца наследнице миллионов, и она приняла его.
 

За Екатериной давали богатое приданое, да и сам Франц был не бедным человеком - работа инженера в царской России оплачивались весьма достойно, и детство Жоржа, единственного ребенка, прошло в роскоши.

У семейства имелся богатый дом в Москве, дачи под Москвой и в Геленджике. Каждый шаг мальчика стерегли бонны, гувернантки, горничные.

Но когда Жоржу еще не исполнилось трех лет, случилась трагедия - однажды жарким летним днем отец отправился на море. На пляже ему стало плохо, и он скоропостижно умер.
Молодая вдова решила обосноваться насовсем в Геленджике. Была куплена огромная квартира, где осиротевшая семья прожила до 1917 года.

После революции все имущество Миллье реквизировали, а квартиру "уплотнили" - превратили в коммунальную. Жорж и его мать жили в одной комнатке. Долгие годы они скрывали свое происхождение - фамилию поменяли на Милляр, а приставку «де» отбросили. Милляр писал в анкетах, что он из семьи служащих, тщательно скрывая знание нескольких иностранных языков.

Свою трудовую деятельность он начал бутафором в театре Геленджика. И здесь же сыграл свою первую роль - Золушки. Неожиданно заболела исполнительница главной роли, и он предложил свои услуги - все роли молодой человек знал наизусть. Зрители даже не заметили, что Золушку играет юноша - рост Милляра был всего 164 см при хрупком сложении.

 

 

Георгий Милляр и в сказке и в жизни...

 


 

Главная Баба-яга

После Гражданской войны Милляры перебрались в Москву. Там Георгий поступил в актерскую школу при театре Революции (ныне театр им. Маяковского). Ему выдали комнату в коммуналке, в которой они и прожили вдвоем с матерью еще очень много лет.


Милляр много играл в театре, но в 1934 году ушел в кино - после встречи с режиссером Александром Роу. Он снялся в его картине «По щучьему велению» в роли царя Гороха, и с тех пор актера и режиссера связала крпкая дружба. Биографии Роу и Милляра были похожи - отец режиссера тоже был иностранным инженером - приехал в Россию из Ирландии налаживать мукомольное дело и женился на русской девушке. И Милляр и Роу рано лишились отцов и стали главными кормильцами в семье.

Роу снимал замечательные сказки, в которых всех злодеев обязательно играл Милляр. 16 фильмов, 30 ролей (Милляр мог в одной картине сыграть несколько персонажей) - таков итог этой творческой дружбы. Жорж искал новые штрихи, и каждый из его героев - личность, которая запоминается надолго.


Милляр говорил: "В "Василисе Прекрасной" моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в "Морозко" она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка... Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется - она тут же реснички себе подрисует, да и физически это тяжело. А я все стерплю".


Надо сказать, что сам Милляр всегда облегчал труд гримерам - перед съемками он сбривал волосы и брови, чтобы легче было накладывать грим. А гримироваться ему приходилось подолгу - порой этот процесс длился до шести часов. Его лицо несколько раз сжигали перекисью водорода, и кожа постоянно шелушилась от использования химических красителей. Да и помимо грима трудностей хватало - то съемка в "Морозко" в 30-градусный мороз в жалких лохмотьях, то бесконечные дубли скатывания по желобу в раскаленном от жары павильоне.

Во время войны киностудия переместилась в Душанбе, и здесь Милляр подхватил малярию. В то время снимали "Кощея бессмертного" и актер как никогда соответствовал образу - пожелтевший и исхудавший до костей. «Весил 45 кг с ботинками», - как шутил сам Георгий.


 
850 картинок

 

Личная жизнь Георгия Милляра весьма запутанна. Говорят, что лет в 30 он женился на молоденькой актрисе, которая ему тут же изменила. После чего у него было множество романов, но он продолжал жить вдвоем с матерью, которую боготворил. Надо сказать, что Милляр любил выпить, и частенько на съемочной площадке раздавался крик Роу: "Все маме расскажу!"


Когда актеру исполнилось 65 лет, мать умерла, и он внезапно женился на Марии Васильевне, своей 60-летней соседке по коммуналке. «Сосватал» их все тот же Роу. Когда Милляр делал предложение, Мария Васильевна удивилась: "Да не нужны мне уже мужчины". «Я не мужчина. Я - Баба-яга», - ответил Милляр. Долгое время они прожили в коммуналке, а затем получили двухкомнатную квартирку на последнем этаже, далеко от метро. Жена уговаривала Милляра попросить жилье получше - мол, в дождь их заливает, но он отказывался. "Крышу отремонтируют, а до метро я и на трамвайчике доеду".
В 1973 году, когда Роу не стало, сказка для Милляра закончилась. Были эпизодические роли в кино, своим неподражаемым голосом он озвучивал мультипликационных героев, часто выступал перед

 детьми, но столь интересной работы, как в киносказках, больше не случилось. Несмотря на всенародную популярность, Милляр никогда не был объектом внимания советской прессы, а звание заслуженного артиста получил только в 85 лет. И при этом он мечтал о главных, серьезных ролях.

 Незадолго до смерти он написал стихотворение:


«А, наверное, было бы здорово,
Под финал, под конец пути,
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти».


Но никто не предлагал Милляру главных ролей. Незадолго до смерти ему решили устроить встречу с детьми. Милляр страшно обрадовался. Он узнал, что в зале будет 850 мест, и приготовил для детей сюрприз - нарисовал 850 картинок с летящей в ступе Бабой-ягой и подписал: «С любовью, Г.Ф. Милляр». В назначенный день он приготовился идти на встречу, но за ним никто не приехал - встречу отменили, но никто не сообщил ему об этом...

Георгий Милляр скончался 4 июня 1993 года, чуть-чуть не дожив до 90-летия.

 

источник - http://www.liveinternet.ru/users/5286119/post308506091/

 

 

Георгий Милляр Лучше постареть, чем устареть

 

 

 

 


 

Кощей и Баба-яга. Тайная жизнь Георгия Милляра

 

Биография актёра изобилует пробелами и недомолвками. Кощей Бессмертный и Баба-яга — Милляр, любимец разных поколений зрителей, не склонен был откровенничать о своих актёрских подвигах, творческом пути и личной жизни

 

«Я не мужчина, а Баба-яга»

 

Факты

Родился 1 ноября 1903 года в Москве.

В кино — с 1938 года. Сыграл более чем в 120 фильмах, озвучил более 30 мультфильмов.

Получил звание «Народный артист РСФСР» только во времена перестройки — в 1988 году.

Создал «Азбуку Милляра», в которую включил свои наиболее яркие высказывания.

Любимая роль — грустный палач в котелке и с тросточкой в фильме «Обыкновенное чудо» (1964).

Так получилось, что первым человеком, о котором мне доверили написать после окончания ВГИКа, стал актёр Георгий Милляр. Приближалось его 85-летие. Казалось, я с лёгкостью справлюсь с заданием — надо всего лишь встретиться с юбиляром и поговорить «за жизнь». Георгий Францевич жил на последнем этаже обыкновенного панельного дома на окраине Москвы вместе с женой и тепло встретил меня. Хорошие манеры, интеллигентность, открытость семьи Милляр — всё располагало к откровенному разговору.

К тому времени с женой они прожили почти 20 лет. Брак никакого отношения к любви не имел, но доказывал важность супружества, построенного на взаимном уважении и симпатии. Когда-то они оба жили в центре Москвы, но были лишь соседями. Решение вступить в брак Милляр принял после смерти матери. Он её просто обожал и совсем растерялся, когда она ушла из жизни. Говорят, выход ему предложил Александр Роу — его любимый режиссёр. Он обратил внимание Милляра на соседку Марию Васильевну, которая могла бы стать ему опорой и поддержкой. Но женщина отказывалась, говорила: «Мне уже мужчина и не нужен...» В ответ Милляр шутил: «Да я не мужчина, я Баба-яга!»

Мы замечательно болтали о пустяках, пили чай c тортом, но, как только я коснулся творчества Георгия Францевича, его ролей, пытаясь узнать подробности съёмок, актёр крайне засмущался: «Да что я... Чего обо мне говорить-то! Я ведь только играл...» А потом вдруг произнёс: «Актёр — это кладбище неигранных образов. Вот я всегда хотел сыграть Вольтера, Суворова, Цезаря. Не получилось».

 

Как русский француз выбрал кино

 

Вообще-то к актёру правильнее стоило бы обращаться «господин де Миллье». Семья французского инженера Франца де Миллье и русской женщины, дочери золотопромышленника Елизаветы Журавлёвой, отнюдь не бедствовала, но случилась революция, их «уплотнили», отобрав всё. Про приставку «де» пришлось и вовсе забыть. Милляры перебрались из Москвы в Геленджик. Именно там молодой Георгий сначала стал бутафором в местном театре, потом начал играть небольшие роли. Позже Милляр уехал в Москву и работал в Театре революции, где вполне себя шикарно чувствовал до 1938 года, когда буквально заболел кино. Сделав трудный выбор, он ушёл из театра. Так началась его удивительная карьера актёра, переигравшего самых невероятных сказочных героев.

Особенно трудно дался ему образ Кощея Бессмертного в фильме Роу. Милляр отказывался от роли, говорил: «Таланта не хватит!» Но всё же сыграл — и как! В его воплощении Кощей — олицетворение зла, жестокости, непримиримости. Несказанная худоба после перенесённой болезни усиливала эффект (до съёмок актёр перенёс малярию, вследствие которой весил всего 48 кг).

Не зря премьера фильма состоялась 9 мая 1945 года — все понимали, какого мощного врага в конце фильма победил герой Столярова. Милляр тем временем создал галерею разнохарактерных образов Бабы-яги — от доброй и усталой до злой и вредной. «Не женское это дело — Бабу-ягу играть!» — убеждал всех он. И ведь убедил — личным примером! Каждая его роль становилась маленьким шедевром. Как тут не вспомнить гнусного Квака из «Марьи-искусницы», который восклицал в порыве негодования: «Ква-а-а-к бы не так!» Ну и доквакался! Порой злость и ненависть, а вовсе не любовь вкладывал актёр в своих героев. Вот поэтому и любил говорить: «Искусство создаётся не кровью сердца, а желчью печени».

 

Непризнанный гений

 

 

Георгий Милляр. Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1960 год

Став знаменитым после роли Кощея, Милляр особой выгоды из этого не извлёк: он, человек умный и осторожный, сводил отношения с властью к минимуму. Может, поэтому и не ездил по заграницам, жил на окраине, не получив от государства даже плохонькой машины. А более молодые и ретивые требовали своё. «Ну есть такой шут и есть!» — думали чиновники.

Стыдно сказать, но только при Горбачёве актёр наконец получил звание народного артиста. Секрет столь долгого официального пренебрежения к актёру, которого любила вся страна, разгадать трудно. Да и бессмысленно. Таких было немало. Ясно одно: играть партийных секретарей советскому актёру было гораздо выгоднее, нежели лягушек и всякую дивную нечисть. У Милляра и на сей счёт был свой взгляд: «Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди».

 

Старик Похабыч

 

Каким же он был в жизни? Скромным, добрым и, как мне кажется, весьма скрытным и хитрым. Накладывая на себя тонны грима, превращаясь в очередное странное существо с орлиным носом в пёстрой одежде, в жизни он ничем не отличался от других: сам ходил в магазин, стирал, любил выпить. Рассказывали, что в бидончике из-под молока он не раз проносил на съёмочную площадку «заветное зелье». Обожал всякие смачные истории, называя себя стариком Похабычем.

О его личной жизни известно мало. Говорят, в 30 лет он неудачно женился. Другие отмечают, что к женщинам он всегда был равнодушен. Отчего его всё время оберегал Роу? Правда ли, что за своё поведение он даже попал в тюрьму? Вывез ли после смерти Милляра его личную переписку тайный поклонник? Не исключено. Лишь Мария Васильевна знала правду, но уважение к личной жизни мужа заставило её помалкивать. Одна из её дочерей, тесно общавшаяся с Милляром, уже умерла. Родственники Александра Роу давно живут в Великобритании. Круг замкнулся.

 

Детская любовь к людям

 

В день знакомства я ушёл от Милляра со смешанными чувствами — радость от встречи с замечательным человеком смешивалась с горечью от того, что узнать ничего нового так и не удалось. Георгий Францевич умело уходил от подробностей. Потом он звонил мне, благодарил за статью, звал в гости. Я ненадолго заезжал. И как эти чудесные старики радовались неожиданному приезду гостя! Как хорошо и приятно было находиться в их обществе! Я всё-таки понял главную любовь Милляра: он искренне, почти по-детски любил людей, и они отвечали ему взаимностью. А денежного эквивалента любви миллионов не существует. Как настоящий актёр и человек с нелёгкой судьбой он это, несомненно, понимал и ценил.

 

Георгий Милляр умер за несколько месяцев до своего 90-летия, в 1993 году. Мария Васильевна прожила ещё 6 лет. Архив Милляра полностью был утрачен, какие-то мелочи попали в Музей кино. Я часто думаю: а что ждало бы актёра сейчас, был бы он популярен? Милляра запросто можно представить в каком-нибудь «Гарри Поттере», но невозможно в наших нынешних фильмах.

Сложные, чудные, странные, двойственные образы, которые создавал всю жизнь Георгий Францевич, напрочь отсутствуют в современном отечественном кинематографе. Неужели настоящее лицедейство уходит из актёрской жизни? Во время нашей последней встречи Милляр подарил мне рисунок Бабы-яги. Он вообще любил дарить личные подарки, понимая, что они-то уж точно навсегда останутся в памяти. Сейчас я обыскал всё, буквально всё, а рисунка с его автографом так и не нашёл. Кто-то скажет: «Да не стоит огорчаться, пустячная бумажка!» И, возможно, будет прав. Но сколько же таких «бумажек» навсегда исчезло из нашей жизни! Мы потеряли их вместе с прекрасными людьми.

 

источник - http://www.aif.ru/tvgid/article/63729

 

 

Как уходили кумиры. Георгий Милляр