Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

 

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35 

36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67 

68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99

  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123   

124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147 

148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171 

172   173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186

 

Список страниц

 


 

Илья Григорьевич Рутберг

 

17 мая 1932 г. Ленинград - 30 октября 2014 г. Москва

 

1961 Совершенно серьезно

 

 


 

Актер театра и кино, заслуженный деятель искусств Илья Рутберг, родился в Ленинграде в 1932 году. Он известен зрителю по ролям в кинолентах «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Айболит-66», «Ты – мне, я - тебе» и многим другим. Он так же мастер пантомимы и один из создателей студенческого театра «Наш дом», из которого за время его существования вышли многие знаменитые актеры и режиссеры.

Искусство не знает предела, любит повторять Илья Григорьевич Рутберг. В актерскую профессию он пришел из науки, и путь этот не всегда был легким. С первых минут общения с этим человеком становится ясно, что жизнь его настолько огромна и интересна, что о ней вряд ли можно рассказать в одной программе.

 

Глава 1. «На смертный бой…»

 

У семьи Ильи Рутберга довольно интересная история. Один дед был управляющим табачной монополией при царе, другой - кузнецом-оружейником в Виннице. Мама - представительница аристократии, а папа Григорий Борисович - пролетарий, инженер и известный строитель.

 

Илья Рутберг (слева) от имени эстрадного театра-студии "Наш дом" принимает из рук Аркадия Райкина (справа) диплом победителя фестиваля (1966)

-Илья Рутберг: Папа был очень видным строителем. На его счету такие объекты, как Волгодонской канал, Сталинградская ГЭС, шоссе Симферополь - Москва, дача Сталина на озере Рица и т. д. Много всего. И когда кончилась Гражданская война, папа осел в Петрограде и поступил шофером в Петроградский автопарк. В Петроградском автопарке папа числится за номером семь. В автомобилях он понимал все. Он мог сидеть спиной к окну, мимо проезжал автомобиль, и по шуму мотора он говорил: марка такая-то, год выпуска такой-то. Он был виртуозом вождения. Сначала работал на грузовиках, тех самых старых грузовиках, и когда он ухаживал за мамой, он ее возил по Петербургу, тогда уже Ленинграду, на грузовике. Причем лихачил отчаянно.

Ухаживания закончились предсказуемо: свадьбой. Но успеть пожить мирно в Ленинграде молодой паре Рутбергов посчастливилось недолго. Планы, чаяния и стремления семьи – все это подорвала Великая Отечественная война. Илье Рутбергу не было и десяти лет, когда началась война. За два дня до начала блокады Ленинграда мальчика вместе с братом эвакуировали под Великий Новгород. Как вспоминает Илья Григорьевич, в те времена им удалось испытать многое. И холод, и обстрел вагонов поезда, в котором их эвакуировали, и, конечно, изнурительный голод.

-Илья Рутберг: И мы там убирали урожай: пшеницу, свеклу. Бомбили нас, обстреливали. Как-то вот пшеницу как раз резали, причем даже серпов у нас не было, ножами резали, и вдруг видим, летит самолет, а оттуда парашютисты посыпались. Наверное, человек 8-10. И двое приземлились возле нас, с автоматами, улыбчивые. Вышел один на нас, смеется: «О, Jude» (Jude – еврей (нем.). – Прим. КМ.RU). А у него автомат, пристрелить – хоть бы что. Но он не стал стрелять, скрылся в пшенице. Это были шпионы, разведчики.

Все эти ужасы не могли обойти стороной ни детей, ни женщин. Война не выбирает, кому можно быть ею затронутой, а кому нет. За долгие, тяжкие месяцы Илья перенес и туберкулез, и дизентерию. Спасли мальчишку лишь случай и добрая женщина, Мария Ефимовна, у которой они снимали крохотную комнатку.

-Илья Рутберг: А у меня дизентерия, причем бактериофага не было. В общем, врачи на меня махнули рукой. Что было с мамой, трудно себе представить. И как-то в директорском буфете появились соленые огурцы. Мария Ефимовна принесла их домой, а у нее было двое детей примерно моего возраста. Дизентерия, не дизентерия – я сожрал в один присест соленый огурец, и кончилась дизентерия. Врачи потом на меня смотрели во-о-от такими глазами.

Но три года несменных, жестоких декораций, казалось, завершились, когда отца Ильи Рутберга вызвали с фронта и направили в Москву.

-Илья Рутберг: Папу вызвали в Москву формировать специальную часть и сказали, что он в Москве будет три месяца. Он немедленно вызволил нас из эвакуации и забрал в Москву. А вместо трех месяцев он пробыл там меньше двух недель и вернулся обратно на фронт. Но мы остались в Москве.

 

Илья Рутберг - 10 мыслей о театре

 

 

 

Глава 2. Мирное время.

 

-Илья Рутберг: Я учился в удивительной школе. Самая простая школа, обыкновенная, 170-я. У нас было три десятых класса, когда мы уже подошли к выпуску, 92 или 93 человека во всех трех, 32 медали. Рекорд, который никогда не был перебит. Только из моего класса вышло четыре академика.

Школа, где учился Илья, располагалась в самом центре Москвы. С одной стороны был музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, с другой - стадион «Динамо».

-Илья Рутберг: Сразу после школы в теплое время года – на волейбольную площадку или на теннисную площадку. И там до темноты. А потом уже уроки делать. Но учились хорошо. И поэтому учителя не ругались, это были люди, способные понять какой-то детский нестандарт.

Класс Ильи Рутберга славился толковыми, талантливыми ребятами. Пять человек были лауреатами всесоюзных физических олимпиад. Тогда это было серьезно.

-Илья Рутберг: Я поступал в Энергетический институт, там надо было собеседование пройти. На собеседовании меня отчаянно валили, пока не вошел кто-то и не сказал: «Рутберг, да? Он же чемпион Москвы по стрельбе. Брать!» И меня взяли. И очень удачно я попал на электроэнергетический факультет, где опять у меня были гениальные учителя.

Физика была главным увлечением Рутберга начиная с седьмого класса. Законы Ньютона, механика, колебания, волны, статика – все это так занимало мальчика, что ни о чем другом, кроме как о науке, он и не думал. Но совершенно случайно в жизни студента Московского энергетического института появился драмкружок. И это кардинально изменило его жизнь.

 

Глава 3. Из физиков в лирики.

 

-Илья Рутберг: Это все произошло абсолютно случайно. Я поступил на первый курс и слег в больницу. Очередная хирургическая операция. И пришел к самой зачетной сессии. И надо было в первом семестре сдавать черчение. Это был кошмар, сколько надо было чертить! И вот я, шатаясь, потому что не спал ночами, т. е. через ночь спал, и то немножко, иду по пустому коридору с охапкой чертежей, которые мне надо сдать, чтобы получить зачет, а без этого не допустят до сессии. Встречает меня замсекретаря комсомольской организации. Как сейчас помню, Эне Мельян, армянин. Мы с ним потом подружились. «Рутберг, у тебя какая общественная работа?» - «Общественная работа? Выжить!» - «Комсомольцы с такой задачей - это не комсомольцы, нужна тебе общественная работа. Вот к новогоднему вечеру на четвертом этаже репетируют постановку, а там требуется мужчина. Ты же мужчина! Иди, репетируй! Ты комсомолец!»

Рутберг с охапкой чертежей отправился не понятно куда и не понятно зачем. На четвертом этаже репетировали пьесу «Машенька», Рутбергу протянули текст.

-Илья Рутберг: Я читаю текст, буквы вижу через одну, через две. Ну, невменяемое состояние… Ну ладно, что-то там репетировали. Это перед Новым годом, а факультетский новогодний вечер сразу после Нового года. И пришли смотреть «генералку», принимать работу. Пришли секретарь парткома факультета, партбюро, секретарь профбюро факультета, секретарь комсомольской организации факультета и еще там какие-то общественные деятели. Смотрели, что я творил там на сцене… Конечно, я текста не знал. Но я знал, что здесь вот я выхожу и говорю вот с этим про это, а с этим… а черт его знает, что я говорю с этим! Вот так я сдавал «генералку». «Все свободны, Рутберг - сюда!» Я подхожу, а я уже что-то сдал из экзаменов, причем неплохо. «Так, значит, Рутберг, выговор с занесением в личное дело тебе обеспечен, это ясно. Но если ты такого Ваньку будешь валять перед зрителями, мы поставим вопрос об отчислении. Нам такие не нужны». И наступил день факультетского вечера. Этот вечер я помню до сих пор поминутно. Что-то произошло. Я помню свое самоощущение. Я был бутылкой шампанского, из которой вышибли пробку. Что ни выход, что ни уход – аплодисменты. Я был в нирване, в одури. Я был другой.

После такого феерического дебюта Рутберга опять вызвали на ковер и вынесли приговор - за обман общественности.

-Илья Рутберг: Институт огромный, многотиражка - газета «Энергетик» - выходит каждый день. И корреспонденты были на вечере, они смотрели. На следующий день рецензия, через абзац про меня. Попалось это на глаза Голубцовой: «Ну, смотрите, как хорошо-то, надо благодарность объявить». И за одно и то же мне выговор с занесением в личное дело по линии партийных профсоюзных органов и комсомола, а по линии администрации - благодарность.

Но, невзирая на все преграды, выговоры и благодарности, Илья Рутберг заболевает сценой. В институте, забросив спорт, а местами и физику, он вместе с товарищами организовывает Студенческий театр эстрадного мастерства. Оттуда и возник впоследствии СТЭМ, а в 1957 году в Центральном доме работников искусства создается ансамбль «Первый шаг», куда поступает и Рутберг. Именно там он встретился с Савелием Крамаровым, Майей Кристалинской и другими будущими звездами.

 

 

Илья Рутберг «Отовсюду меня выгоняли за капустники»

 

 

 

Глава 4. Кино.

 

Отношения с искусством у Ильи Рутберга складывались непросто. Не раз дипломированный физик поступал в театральные вузы, но отовсюду его отчисляли то за капустники, то просто так, не разъясняя причин. И лишь в 1966 году ему удалось-таки окончить ГИТИС, где он учился на курсе народной артистки Советского Союза Марии Иосифовны Кнебель.

-Илья Рутберг: С кинематографом судьба складывалась сложно, не могу сказать, что счастливо. Один из номеров, который я сделал к новогоднему вечеру в институте, мы с Марком Розовским показать на киностудии. У нас уже была студия «Наш дом», мы пришли на «Мосфильм», а на «Мосфильме» Иван Александрович Пырьев – тоже один из моих учителей в будущем, очень сложный человек, но ко мне прекрасно относился – организовал мастерскую комедийных короткометражных фильмов. И мы знали, что в мастерской сборище, решили: «Пойдем, покажем». Пришли, показали. Там все обхохотались. Мне предложили главную роль, я посмотрел ее - скучная. А вторая роль – вот она, с возможностями. И я говорю: «Вы знаете, нет, главную не надо, лучше эту». - «Какую хочешь!» И вышел фильм. С тех пор понеслось.

Придя в кино вначале 60-х, Илья Рутберг сыграл в пятидесяти с лишним фильмах. И хотя очень многие его персонажи появлялись на экране в эпизодах, ни одна роль артиста не осталась незамеченной. Актер и сам признается, что самые любимые – это эпизодические роли, в которых всегда было больше простора для творчества.

-Илья Рутберг: Мое дело - вот то, с чем я «родился» в кино, эксцентричнейшая, парадоксальная комедия. А мне предлагали все более серьезные роли.

Ролан Быков, Владимир Носик, Лев Дуров, Елена Санаева, Алексей Смирнов и многие другие. Все эти актеры - партнеры Ильи Рутберга по тем или иным фильмам. На площадке, где работал Илья Григорьевич, всегда царила особая атмосфера, легкая и веселая.

-Илья Рутберг: Снимали мы, значит, свадьбу, свадьбу в момент восстания, деревенскую свадьбу. И молодые, и гости по мосткам идут на паром, чтобы там поплясать, выпить. И вдруг появляются княжеские стражники, которые пришли эту свадьбу арестовывать, потому что восстание кругом. Один стражник - актер крупный, на лошади. Да еще в латах. Надели латы на лошадь, это же Средневековье, латы на стражника, он весь в железе, в шлеме, меч. «Мотор!» Он поехал на мостки, лошадь попробовала копытом - мостки шатаются. И не пошла. «Стоп! Что вы мне одра такого дали, смените лошадь!» Сменили лошадь, заново одели, краном его пересадили на другую лошадь. «Мотор!» Лошадь опять пощупала и не пошла. Мат-перемат стоит, все ругаются - срывается один из центральных кадров»! А был ассистент у режиссера, белорус, это все на минской студии было. Он подходит к этому артисту, а артист избивает лошадь, у него палица, и он ее палицей и кнутом. Так вот, он подходит к нему и говорит: «Что же ты животину бьешь? Ты ей дай сценарий почитать».

Но в мире искусства Илья Рутберг известен не только как актер, но и как великолепный мим. Благословил его в свое время сам легендарный Марсель Марсо.

 

"Человек в кадре. Илья Рутберг"

 

 

 

 

Глава 5. Великолепный мим.

 

В 1957 году Илья Рутберг впервые услышал слово «пантомима» и узнал об артисте Марселе Марсо, говорящем на сцене только при помощи языка жестов. До этого о мимах Илья не знал ничего, но самонадеянно решил: «Попробую!» И создал свою труппу пантомимы.

-Илья Рутберг: Первая встреча была фантастическая. Я снимался в фильме «Ночь без милосердия», это про американских летчиков. Снимали мы под Тбилиси, на военном аэродроме. Это был конец августа. Тут приезжает новый актер, и какие-то бутерброды принес в газете. Я говорю: «Дай газетку посмотреть». Смотрю, вчерашняя «Вечерка», и там объявление, что с завтрашнего дня, т. е. уже сегодня, начинает гастроли в летнем театре сада Эрмитаж французский мим Марсель Марсо.

Выбравшись с военного аэродрома Тбилиси, первым же самолетом Рутберг вылетел в Москву. Это казалось безумием, но на концерт великого мима он успел.

-Илья Рутберг: Я прилетаю в Москву, начало - в семь часов вечера, я к саду Эрмитаж попадаю где-то без четверти семь. Толпы огромные, билеты проверяют у входа в парк, не считая летнего театра. Контролер: «Здравствуйте». – «Здравствуйте». Прохожу, опять толпы около летнего театра, контроль. «Здравствуйте». Я прохожу, зал битком, люди стоят около стен, стоят в проходе, и я вижу два свободных места в партере, где-то в третьем ряду. Прохожу, сажусь. И уже гаснет свет, вдруг вбегает и садится рядом со мной тоже один из моих учителей - Сергей Иосифович Юткевич. «Ой, Илья, хорошо, что ты тут, у меня жена не смогла прийти. Сиди, а после спектакля пойдем к нему знакомиться».

И познакомились. С того вечера дружба между Марсо и Рутбергом завязалась на долгие годы.

-Илья Рутберг: С тех пор мы и встречались в каждый его приезд, а у него пять гастролей было в Советском Союзе. Но мы не только тут встречались, еще в Дании, в Германии. В Германии мы с Марсо двое суток пробродили. Это было в те дни, когда объединялась Германия. А там был мощнейший фестиваль пантомимы в это время. И вот у них в пятницу социализм, в понедельник капитализм. И мы ходили и смотрели, что творилось в Берлине. Но это отдельный рассказ.

Номера мима Рутберга «Жираф» и «Опоздавший на лекцию» имели колоссальный успех. Сейчас Илья Григорьевич профессор, заведующий единственной в мире кафедрой пантомимы и пластической культуры Академии переподготовки работников искусства. И дело большого мима продолжают его ученики.

 

 

Больше, чем любовь. Илья и Ирина Рутберги

 

 

 

Глава 6. Любимая семья.

 

Свою семью Илья Григорьевич называет итальянской. Артист говорит, что они все время перезваниваются и чувствуют себя хорошо, только когда все рядом. Илья Григорьевич очень трепетно рассказывает и о супруге, и о дочерях, и о внуке.

-Илья Рутберг: Жена - Ирина Николаевна Суворова. Я говорил, что в университете Алик Аксельрод, Марк Розовский и ваш покорный слуга организовали студию «Наш дом». Десять лет мы просуществовали и стали знаменитой студией, вплоть до того, что в «Нью-Йорк таймс» писали о нас. Это в те-то времена! Потом нас партком МГУ прикрыл. И это было чудовищно. Ну и пришел в студию квартет из Гнесинского училища, четыре девочки, они у нас использовались в спектакле. И была среди них одна девочка с очень красивыми ножками, а вы понимаете, человек, связанный с пантомимой, мимо этого пройти не может… Так и познакомились. И родилась у нас дочка Юля, которая по генетической порочности пошла в актрисы. А Юля родила внука Гришу, который артистом при явных данных быть не захотел.

Сегодня младшая дочь Ильи Григорьевича Юлия Рутберг - одна из самых популярных и востребованных актрис театра и кино. Папа, безусловно, ею гордится.

-Илья Рутберг: Я не препятствовал, но я ей объяснял, что к чему. Ее поступление было очень трудным. Она три года поступала. Не попала в первый год, это была жуткая трагедия. Она пришла, в прихожей легла на пол и рыдала. И мы с женой на полу в прихожей легли рядом и ее успокаивали. На следующий год она поступала в ГИТИС, а набирала курс Мария Иосифовна, мой бывший преподаватель. Но Мария Иосифовна не знала, что она поступает. А Мария Иосифовна стала уже прекрасным другом нашего дома, я ведь уже давно закончил ГИТИС, давно работал, снимался.

 

Старшая дочь Ильи Григорьевича от первого брака Алена по актерским стопам отца не пошла. Вместе с супругом она живет в Англии, является профессором университета, где преподает русскую политологию. Главная семейная коллекция Ильи Рутберга – это верблюды и маски. Вся стена в небольшой комнатке увешена ими. Эта коллекция масок пополнялась отовсюду. Некоторые Илья Григорьевич делал сам, некоторые ему дарили друзья и знакомые. Многие маски привезены из-за границы.

 

Эпилог.

 

В творческом мире у Ильи Рутберга безупречная биография. При всех сложностях он сохранил в профессии собственное лицо. До сих пор у него чистая, добрая душа и горящие глаза. Он невероятно приятный собеседник. И все, за что берется Илья Рутберг, он делает с полной отдачей.

 

 

источник - http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/ilya_rutberg/