Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172   173  174  175  176

 

Список страниц

 


 

Евгений Весник. Живите нараспашку.

 

 

 

Первая жена Евгению ВЕСНИКУ изменила, а вторая писала на него доносы в компетентные органы

По вечерам будущий актер посещал драмкружок и за год до войны поступил в Щепкинское театральное училище, но вскоре ушел добровольцем на фронт — воевал на Карело-Финском и 3-м Белорусском фронтах. В День Победы, как вспоминал впоследствии Евгений Яков­левич, он плакал от счастья: «Тогда казалось, что мы своей кровью и смертью товарищей завоевали рай земной. Что отныне все будет совсем по-другому. Что жить мы будем хорошо и светло. Мне было тогда 22 года, и мне так хотелось верить в лучшее. Но все вернулось на круги своя...».
 

Демобилизовавшись, Евгений вернулся в институт. Перспективного выпускника чуть было не зачислили в труппу Малого театра, но помешала анкета — в ректорате сочли, что сыну «врага народа» не место в главном драматическом театре страны. Впервые Евгений Весник вышел на подмостки в Театре имени Станиславского, потом были Театр сатиры и — справедливость все-таки восторжествовала! — Малый, которому он отдал почти три десятка лет. А вот в кино популярность к актеру пришла довольно поздно — в 45 лет, когда на экраны страны вышел музыкальный фильм «Трембита».
 

Имя Евгения Весника в титрах фильма или на афише спектакля, как своеобразный знак качества, уже само по себе гарантировало им зрительский успех. В отличие от театра в кино у актера были в основном эпизоды, но любую роль второго плана — будь то пристав Амбреев в «Угрюм-реке», фельдшер в «Офицерах», прокурор в «Летучей мыши» или учитель математики Таратар в «Приключениях Электроника» — он мог сделать яркой и запоминающейся. Оставив театр, Весник работал на эстраде, снимался в кино, писал книги и почти не выходил из своей квартиры в высотке на Кудринской площади.
 

Несмотря за внешность актера-комика, Евгений Яковлевич пользовался успехом у женщин и был четырежды женат, но, по его собственному признанию, настоящее семейное счастье обрел только в браке с четвертой супругой — Нонной Гавриловной, с которой прожил душа в душу больше 40 лет. Вдова Весника свято хранит память о муже и до сих пор не может вспоминать о своем Жене без слез — в их квартире все осталось так же, как было при его жизни.

 Евгений Яковлевич с четвертой женой Нонной Гавриловной. «Мне до сих пор кажется, что он жив»


«ЯЗЫК ТВОЙ — ВРАГ ТВОЙ!» — ТВЕРДИЛА ЕМУ Я»

— Нонна Гавриловна, вы с мужем прожили вместе 42 года. В чем секрет такого семейного долголетия?
 

— Наверное, все дело в том, что я всегда относилась к нему, как к ребенку, по-матерински. Всю свою жизнь отдала и посвятила Жене — создавала все условия для работы, чтобы он не отвлекался ни на какие бытовые мелочи. До меня Евгений Яков­левич был женат трижды. Он мало рассказывал о своих предыдущих браках, знаю только, что с первой женой Женя развелся из-за ее измены: она поехала с пятилетним сыном отдыхать на юг и там познакомилась с другим мужчиной. Вторая супруга писала на своего мужа доносы в компетентные органы. Неудивительно, что к 40 годам он полностью разочаровался в женщинах.
 

— А потом встретил вас...

 

 


 

 

 

 

— За это счастье я должна быть благодарна своей дочери Марине, точнее, ее мечте стать актрисой. Во время войны Женя служил в артиллерийском дивизионе вместе с моим первым мужем. От него я впервые и услышала о таком актере, как Евгений Весник: муж говорил, что этот талантливый парень до войны успел окончить только два курса театрального училища, но он обязательно в нем восстановится, когда закончится война. Познакомились мы, когда Весник и Папанов приехали со спектаклем Театра сатиры в Ленинград, где я тогда жила. Женя позвонил нам, и мы все вместе поехали в гости к их комдиву. Там я впервые увидела Весника, но мы с ним тогда и парой слов не перемолвились.
 

После развода с мужем мы с дочерью переехали в Москву. Марина, мечтавшая стать актрисой, захотела проконсультироваться на эту тему с Весником, которого она, как и я, знала по рассказам отца. Созвонившись с Евгением Яков­левичем, мы пошли к нему в Малый театр.
 

Помню, он удивился, что Марина так рано решила идти в актрисы: ей в ту пору было всего 14 лет, но позвонил ректору и похлопотал. В результате дочь не поступила — ее срезали на третьем туре, а мы с Весником поженились. Впоследствии он часто говорил Марине: «Все-таки хорошо, что ты не пошла в театральный: второй Ермоловой ты бы не стала, а всю жизнь выходить на сцену и говорить: «Кушать подано!» не смогла бы — чувство собственного достоинства тебе бы не позволило».
 

После этой истории Марина и Женя очень сблизились, отношения у них стали по-настоящему родственными: дочь всегда прислушивалась к мнению мужа, считала его своим вторым отцом и другом, а он ее любил, как свою.
 

Родители актера Евгения Эммануиловна и Яков Ильич. Отец был видным деятелем советской промышленности и личным другом Орджоникидзе. Когда после загадочной смерти Серго началась расправа над его ближайшим окружением, Якова Весника расстреляли, его супругу сослали в Казахстан, а их сын чуть не попал в детский дом.

— Весник в кино и на сцене отличался от Весника в жизни?
 

— Женя обладал довольно тяжелым, сложным характером, но, на мой взгляд, такое качество отличает многих талантливых актеров. К тому же был слишком справедливым, резким и прямолинейным. «Язык твой — враг твой!» — твердила ему я. Его не останавливали ни чины, ни звания, мог кому-то грубо что-то сказать и на долгие годы нажить себе врага, но он считал, что так проявляет свою свободу и независимость, и в этом его счастье.
 

— Именно поэтому Евгений Яковлевич уходил из театров, в которых работал?
 

— В Театре имени Станиславского Женя поссорился с режиссером Александром Бурдонским, который оказался внуком Сталина (сейчас Александр Васильевич работает в Театре Российской Армии». — Авт.), и перешел на работу в Театр сатиры, где все складывалось довольно неплохо. Женя даже собирался осуществить свою мечту — поставить спектакль как режиссер, но Михаил Иванович Царев, зная, что Женя окончил Щепкинское театральное училище, переманил его в Малый театр: «Хватит уже скитаться, возвращайся домой!».
 

Муж пришел в труппу в 1963 году и прослужил там 27 лет, но потом ушел и оттуда. На этот раз он ни с кем не ругался, ему просто стало скучно: актеры, с которыми он начинал, один за другим ушли из жизни, а уровень профессиональной подготовки молодежи его категорически не устраивал. Женя честно написал в заявлении на увольнение: «Я знал и любил другой Малый театр, а от работы в этом прошу меня освободить». Это произошло во время гастролей в Японии, и никто в серьезность его поступка не поверил: трудно было даже представить себе, что кто-то отказывается от работы в театре по доброй воле. Когда же в сентябре 1990 года Весник не пришел на сбор труппы, Царев вынужден был подписать его заявление.


 

 

 


«КВАРТИРЫ, КОТОРЫЕ ЖЕНЕ ДАВАЛИ ОТ ТЕАТРОВ, ОН ОСТАВЛЯЛ ЖЕНАМ, А САМ УХОДИЛ НАЛЕГКЕ»

— Впоследствии Евгений Яковлевич никогда не раскаивался в этом поступке?
 
  Евгений Яковлевич с сыном Женей у Театра сатиры, 1963 год (всего у артиста трое детей: два сына и дочь)

— Жалеют те, кто сидит без работы, у него же оставались концерты, которые давали ему так необходимое каждому актеру чувство востребованности. К тому же Женя много занимался режиссурой, играл в театре, снимался в кино, но больше всего все-таки работал на эстраде. Выступал сразу от пяти организаций — Москонцерта, Росконцерта, Госконцерта, Филармонии и Бюро пропаганды советского киноискусства.
 

Сначала его посылали на концерты по всему Советскому Союзу, а после его распада — по всей России. На машине мы объездили Украину, Белоруссию, Прибалтику, Крым и Кавказ, а на самолетах и поездах — Урал и Дальний Восток. Мы с Женей почти не расставались, я на все концерты и съемки с ним ездила, на все его спектакли ходила. В Москве у него иногда за один день было по пять-шесть выступлений, мы с ним едва успевали переезжать с одной площадки на другую. Хорошо, что тогда не было таких пробок, как сейчас, в современной Москве мы смогли бы добраться только до одной концертной площадки.


 

— В то время такие выступления неплохо оплачивались. Вы были состоятельными людьми?
 

— Ставка у Жени составляла 7 рублей 50 копеек за концерт, и это, заметьте, самая высокая. Чтобы что-то заработать, нужно было потрудиться, но мужу иногда приходилось играть по 70-80 концертов в месяц, так что в результате выходило неплохо. У Евгения Яков­левича был принцип — всегда и во всем рассчитывать только на себя. Каждый год 9 Мая его как фронтовика приглашали в Кремль, где он встречался с первыми лицами государства, общался с ними, но никогда в отличие от других не пользовался этими знакомствами.
 

Женя вообще ничего ни у кого никогда не просил. До встречи со мной он жил в гостинице, потому что квартиры, которые давали ему от театров, и все, что в них было, он оставлял женам, а сам уходил налегке. Вскоре после того, как мы поженились, ему вновь выделили жилплощадь, там мы и прожили всю жизнь. Квартира хоть и в хорошем доме, но очень маленькая, поэтому мужу приходилось работать в холле, где он и написал все свои книги — 19 за 16 лет.
 

Первая вышла в 1993 году тиражом 50 тысяч экземпляров, который весь разошелся. Женя очень любил дарить книги друзьям и знакомым и почти все так раздал — у нас всего несколько экземпляров осталось. И дачи у нас не было, мужу нужна была только его работа. Да он до меня даже ни разу в отпуск не ездил, все лето на гастролях проводил. В 1978 году мы с ним в первый раз поехали в Сочи в санаторий «Актер», на следующий год — в Ялту, а потом постоянно ездили в подмосковное Дорохово.
 

— Вы и на зарубежные гастроли его сопровождали?
 

— Очень долго советским актерам не разрешали брать в заграничные поездки жен и мужей, поэтому в Мексике, Германии и Японии он гастролировал без меня. Позже, когда этот запрет отменили, мы с ним были в Англии и Америке, на круизном теплоходе «Федор Шаляпин» побывали в Болгарии, Израиле, Турции и на Кипре — Женя там выступал, вот и упросил, чтобы ему разрешили взять меня с собой.
Как-то во время французских гастролей Театра сатиры, который играл «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка», Женю назвали уникальным актером, лучшим исполнителем роли Остапа Бендера и предложили остаться во Франции, но он отказался, во всеуслышание заявив: «Я Родину не меняю».
 

В 1941 году Евгений Весник ушел добровольцем на фронт, командовал огневым взводом 1-й гвардейской корпусной артиллерийской бригады, награжден двумя медалями «За отвагу», орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени

— А ведь у него, как ни у кого другого, был повод для обиды на страну и ее власть!
 

— Свое детство Женя называл страшным, а воспоминания о нем — черными. Другой бы на его месте обозлился на весь белый свет, а он отнесся ко всем испытаниям философски. Когда я спрашивала об этом периоде его жизни, отвечал: «Моя страна больна. Ты же не разлюбишь меня только потому, что я захворал?». Женя очень хорошо разбирался в политических процессах, их причинах и следствиях и предвидел, что должно случиться в будущем. Все его предсказания сбывались и сбываются до сих пор.
 

— Чем Евгения Яковлевича так привлекало его хобби — рыбалка?
 

— Состоянием полного покоя, которого нельзя достичь в повседневной жизни, — там он полностью отключался от окружающего мира и погружался в свои мысли. «Вот я заброшу удочку, — часто говорил он мне, — и думаю о чем-то своем, никто меня не дергает, не отвлекает. Могу, например, размышлять о новой роли. Рыба начинает клевать — вытаскиваю, а потом снова ухожу в себя».
Муж очень любил уединение и просил не путать его с одиночеством, поскольку это совершенно разные вещи. Я никогда не видела, чтобы Женя, как другие актеры, дома открыл текст пьесы или сценарий и учил роль, он все запоминал во время репетиций. Но для этого ему надо было заранее понять, что представляет собой его персонаж, свои роли и сюжеты будущих книг он и обдумывал на рыбалке.
У него было любимое, как говорят рыбаки, прикормленное место на реке Озерне в Московской области, туда очень строго пропускали — по специальным документам, а добыть такие смогли только Николай Крючков, Всеволод Санаев и Женя. Муж ездил туда и летом, и зимой — на лед и часто брал меня с собой.
 

Если же мы с ним отправлялись куда-нибудь на машине, он не пропускал ни одной лужи — тут же останавливался, доставал удочку (ими у него весь багажник был забит) и усаживался рыбачить. Рыба у нас в доме не переводилась. Каждое утро он ходил на реку и в санатории, где мы с ним сначала полностью забивали холодильник в номере, затем просили сестру на этаже, чтобы она заморозила улов у себя, а потом возвращались домой с трофеями.
 

— Еще одно увлечение Евгения Яковлевича — коллекционирование деталей, которые помогали ему работать над ролями: манеры говорить, жестов, походки?


 

— Он очень любил общаться с людьми и у каждого подмечал какую-то интересную черточку, которая впоследствии помогала ему создать запоминающийся образ. Так, манеру речи учителя из «Приключений Электроника» позаимствовал у писателя Маршака, а жесты — у своего лечащего врача Якобсона.
 

У Жени была целая коллекция разных походок, которыми он охотно делился с другими актерами. Именно Весник когда-то ставил пластику Николаю Олимпиевичу Гриценко, игравшему Каренина в экранизации романа Толстого, — научил его двигаться, как иноходец. Подобным образом, выкидывая вперед сначала правую руку и ногу, а потом левую, ходил композитор Прокофьев.
Коллекционировал муж и истории из жизни, с которыми выступал на эстраде, причем очень не любил, когда их считали байками или анекдотами. Сам Женя называл этот жанр наблюдениями и уверял, что темы для выступления можно найти везде, поэтому актер-эстрадник должен быть талантливым наблюдателем. Хороший рассказ он мог сделать буквально из всего. Бывало, расскажу ему какую-то смешную историю, которую наблюдала на рынке или в магазине, а он садится за стол, что-то пишет, а на следующий день у него уже готово новое произведение. Так родился цикл его замечательных рассказов о животных.

 В роли Городничего с Виталием Соломиным (Хлестаков) в спектакле Малого театра «Ревизор», 80-е.

— Среди друзей Евгения Яковлевича были актеры?
 

— Очень мало. Муж считал их неискренними людьми, которые сейчас целуются, а через пять минут готовы тебе в спину нож всадить. Были люди, которых он уважал, — например, Вячеслав Тихонов и Алексей Баталов, но их можно было пересчитать по пальцам.
 

Одно время тесно общался с Ольгой Аросевой (царствие ей небесное!), с которой познакомился в глубоком детстве в Германии, где служили их отцы, занимавшие высокие посты, — Оле тогда было три года, а Жене — пять. Потом они надолго расстались и встретились уже только в Театре сатиры. Вместе снимались в фильме «Трембита», который почему-то чаще всего вспоминают зрители, когда речь заходит о Веснике. Меня всегда очень удивляло: у него столько прекрасных работ, а куда бы мы ни приехали, везде всегда слышали одно и то же: «Смотри, вон Сусик из «Трембиты» пошел!».
 

По характеру Ольга Александровна была очень похожа на Женю: такая же прямолинейная, не терпела никаких возражений, всегда добивалась своего. Наверное, поэтому в последние годы его жизни отношения у них разладились, былой дружбы уже не было, но это не помешало Аросевой незадолго до своей смерти написать очень хорошую статью в книгу воспоминаний о Веснике, которую мы собираемся издавать.
 

— В ней будут представлены ученики Евгения Яковлевича?
 

Олег Борисов, Евгений Моргунов, Анатолий Папанов и Евгений Весник (председатель колхоза), «Стежки-дорожки», 1963 год.

— У него их, к сожалению, было очень мало — он только один раз набрал курс в театральном училище и с трудом довел его до конца. Муж любил общаться с молодежью, но преподавательская деятельность была не для него. Женю очень раздражали неталантливые люди, у него не хватало терпения: если видел, что его не понимают, мог сорваться и накричать. В советское время в моде были национальные курсы в творческих вузах, Евгению Яков­левичу достался казахский. Он сам признавался, что по-настоящему учил только человек пять-шесть, с остальными ему приходилось очень трудно. После окончания училища ребята уехали домой, многие там впоследствии получили звания, так что Весник не зря с ними бился.
 

А еще они с Аросевой преподавали актерское мастерство в цирке (что они там делали, я так до сих пор и не поняла!), туда даже дочь моя хотела поступать. Там у Евгения Яковлевича занимался никому тогда не известный Геннадий Хазанов. Женя всегда просил его только об одном: «Пожалуйста, ни у кого не учись — тебя испортят, у тебя природный талант, ему постороннее вмешательство не требуется». Они всю жизнь общались, Геннадий Викторович приходил к мужу на все юбилеи. Поначалу Весник делал Хазанову кое-какие замечания: «Геночка, вот тут надо так!», а впоследствии это уже и не требовалось.
 

— Евгений Яковлевич известен и как непревзойденный мастер дубляжа...
 

— У Жени был невероятный дар попадать в ритм речи и артикуляцию губ — было совершенно не заметно, что актер говорит на другом языке. А ведь многие актеры сами себя озвучить не могут. Евгений Яковлевич рассказывал, как работал на дубляже замечательный актер Михаил Яншин: «Он же привык ко мхатовским паузам: пока раскачается, пока вздохнет, а на экране уже следующий эпизод».
 

Женя озвучивал таких замечательных актеров, как Нино Манфреди и Луи де Фюнес, много на его счету и мультипликационных героев. Но особая страница его творчества — дубляж фильмов с участием Марчелло Мастроянни. Когда знаменитый итальянский актер приезжал в Москву, Женя ходил к нему в гостиницу — пообщаться. Мастроянни сделал ему большой комплимент: «Ничего лучше, чем ваш дубляж, я не слышал!». Кстати, во время этой встречи произошла забавная история. Женя зашел в ванную, чтобы помыть руки, и, к великому своему удивлению, не увидел на полочке ни зубной пасты, ни щетки, зато там лежал лимон. Он не удержался и спросил об этом Мастроянни, и тот ответил, что всю жизнь чистит зубы ломтиком лимона.
 

«ЗАСЫПАЯ, ПРОШУ ЖЕНЮ: «ПРИСНИСЬ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА!», НО ПОКА НИ РАЗУ ЕГО НЕ ВИДЕЛА»

 


 

— Муж часто говорил вам о своей любви?

 

 «Ширли-мырли» (Весник — хирург Цитин), 1995 год

— Мне — нет, зато признавался другим, что очень меня любит, а уже они передавали его слова мне. А когда Женя умер, я нашла в столе его письмо, адресованное мне и моей дочери Марине, где он писал, что только с нами познал тепло семьи, поэтому мы для него — самые близкие люди. А еще признался, что всегда хотел сказать нам об этом, но стеснялся.
 

— А как же родные дети — у Весника ведь два сына?
 

— К сожалению, они с отцом почти не общались. Я их не виню: когда Женя расстался с их матерями, ребята были совсем маленькими — одному исполнилось пять лет, другому всего несколько месяцев. В жизни мужа они появлялись редко и только тогда, когда хотели о чем-то попросить. Женя охотно им помогал, но понимал, что в их жизни для него места нет.
 

— От чего умер Евгений Яковлевич?
 

— Все началось с банального бронхита, перешедшего в астму, которая очень его мучила. Ему трудно стало выступать — он начинал задыхаться, отходил за кулисы, чтобы воспользоваться ингалятором, а потом снова возвращался на сцену. Женя, кстати, еще и поэтому из Малого театра ушел: он 22 года играл Городничего в поставленном Игорем Ильинским «Ревизоре», и находиться на сцене три часа подряд ему было тяжело.
 

Последние два года его жизни были очень тяжелыми. Он совершенно пал духом и все время повторял: «Я, наверное, скоро умру...». Мне приходилось ухаживать за ним, как за ребенком: кормить и поить с ложечки, успокаивать: «Это все болезнь виновата. Выздоровеешь, окрепнешь, и все будет, как прежде». Но он только грустно качал головой: «Нет, я слабею — из меня потихоньку уходит жизнь». Тогда я его не понимала, а сейчас думаю: может, он и вправду предчувствовал свой скорый уход?

В роли учителя математики Таратара в «Приключениях Электроника», 1979 год


— Вы были рядом, когда его не стало?
 

— К сожалению, нет, и это тяготит меня больше всего, ведь я с ним даже не простилась. До сих пор казню себя, что не прорвалась к нему в реанимацию. Когда мы привезли его в больницу, вышла незнакомая докторша (врач-кардиолог Мкртчян, который два раза вытаскивал Женю буквально с того света, был на курсах повышения квалификации) и сказала, чтобы я не беспокоилась: они сделают все необходимое. Но сестры, как я теперь понимаю, просто не обращали на мужа внимания — лежит себе и ладно. Я-то дома за ним строго следила: это лекарство — утром, это — после обеда, это — вечером. Конечно, никто в больнице не стал так за ним ухаживать.
 

8 апреля я пришла в больницу, и врач сказала мне: «Мы вашего мужа на следующей неделе будем выписывать!». Я уже и дома все приготовила к его приезду, а через два дня мне позвонили и сказали, что Жени больше нет. Более того, нам не выдали никаких документов, даже не написали, от чего он умер, — справки о смерти Евгения Яковлевича у меня нет.
 

Знаете, мне до сих пор кажется, что он жив. Все стены в доме в его фотографиях, везде его вещи, книги и бумаги... Иногда мне так хочется с ним поговорить — что-то рассказать, о чем-то посоветоваться, что я просыпаюсь среди ночи с желанием это немедленно сделать и лишь тогда понимаю, что это невозможно.
 

Почему-то он не приходит ко мне во сне. Засыпая, прошу: «Приснись мне, пожалуйста!», но пока ни разу не видела его толком — бывает, мелькнет мимоходом, и все.

 

источник - Людмила ГРАБЕНКО «Бульвар Гордона» http://www.bulvar.com.ua/arch/2014/14/5347b73c43a71/

 

 

Евгений Весник. Актёрские байки

 

Год выпуска: 2008


Страна: Россия, ТК "Культура"
Жанр: Воспоминания, Юмор
Продолжительность: 00:51:48
Русские субтитры: нет
Режиссер: Олег Корвяков
Описание: Евгений Весник приглашает зрителей отдохнуть и улыбнуться, слушая его театральные истории, а также случаи из жизни артистов и людей, с которыми его сводила судьба.
качество: DVB формат: TS
видеокодек: H.264
аудиокодек: MP2 Видео: AVC (H264) 720x576 25.00fps 1 972 Kbps Аудио: MPEG Audio Layer 2

 48000Hz stereo 128 Kbps

 

 

скачать - http://depositfiles.com/files/4p3k990gu?redirect   

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4313981

 

 

pic pic pic

pic pic pic