Домой   Старое кино   История моды   Журналы   Открытки   Музыка   Сестры Берри  Грампластинки 

Красная  книга российской  эстрады               Список альбомов                   История песни 

1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21   22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33   34   35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59 60  61  62   63  64  65  66  67   68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83   84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112   113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147   148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169   170  171  172  173  174  175  176  177  178  179

 Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page


Звезды советской эстрады

Георгий Абрамов

 

Георгий Андреевич Абрамов родился 12 апреля (30.03) 1903 г. в Москве.

Работал электриком в МГУ, принимал участие в университетской самодеятельности. В 1931 г. окончил Московский музыкальный техникум им. А. и Н. Рубинштейнов (класс пения А.Ф.Засядько). В 1931—1966 г.г солист Всесоюзного радио и телевидения.

Участвовал в оперных спектаклях радио. Партии: Степан («Женитьба» Мусоргского), Лепорелло («Каменный гость» Даргомыжского и «Дон Жуан» Моцарта), Сашка («Тихий Дон» Дзержинского), Кухарка («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева), Фигаро и Папагено («Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта) и др.

Выступал как концертный певец, пропагандировал произведения советских авторов; первый исполнитель песен многих советских песен, в том числе «Дороги» Новикова, «Заветный камень» и «Одинокая гармонь» Мокроусова. Абрамову посвящена песня «Шумел сурово брянский лес» Каца. С 1944 г. заслуженный артист РСФСР. В 1954—58 гг. преподавал в Музыкально-педагогическом. институте им. Гнесиных. Гастролировал в Польше, Венгрии, Румынии, ГДР (1959г.).

 

 

 

Олег Анофриев

 

Олег Андреевич Анофриев родился в 1930 году в Геленджике. Актерскую профессию О.А.Анофриев получил в Школе-студии МХАТ. Творческую жизнь начал актером Центрального детского театра (1954-1960 г.г.). Затем - два года работы в Театре им.Маяковского и десять лет в Театре им.Моссовета (1962-1972 г.).

Первый серьезный театральный дебют Олега Анофриева - роль Василия Тёркина в одноименном спектакле театра им.Моссовета. Успех спектакля в стране и за рубежом во многом зависел от убедительной игры главного героя. Одна из софийских газет выразила общее мнение о работе актера: "Василий Теркин и Олег Анофриев слились в этом удивительном молодом человеке в солдатской форме. В исполнении Анофриева не только оживают стихи Твардовского, но становятся видными скрытые черты человеческого обаяния. Ты - народ, ты - необъятная русская душа, в тебе вместились самые возвышенные его порывы. Ты кристально чист, как русская песня, неуловим и неповторим, как звуки ожившей в твоих руках гармони". Теркин сделался национальным героем Болгарии, а город Русса присвоил Олегу Анофриеву звание почетного гражданина.

Первая работа в кино - фильм "Секрет красоты" (1954 г.). Всего О.А.Анофриев сыграл в кино более 40 ролей, в том числе в фильмах "Горы зовут" (1955 г.), "В добрый час" (1956 г.), "Артист из Кохановки" (1957 г.), "Простая история", "Веселые истории" (1958 г.), "Алые паруса" (1960 г.), "За витриной универмага", "Девушка с гитарой" (1961 г.), "Коллеги" (1962 г.), "Сказка о потерянном времени" (1963 г.), "Проверено - мин нет" (1964 г.), "Друзья и годы" (1965 г.), а также в картинах: "Северный вариант", "Солнце снова солнце", "Обыкновенная Арктика", "Первый рейс", "Кот в мешке", "После дождичка в четверг", "Там на неведомых дорожках", "Человек с бульвара Капуцинов", "Криминальный квартет", "Секунда на подвиг", "Поворот", "Ссыльный 0011", "Инкогнито из Петербурга", "Схватка в пурге" и других.

Как правило, сценический или песенный герой Анофриева - простой, обыкновенный парень, он всегда "наш", знакомый, где-то виденный, возможно, живущий среди нас. Олег Андреевич называет его: "Мой мудрый простак".

Впрочем, "простак" Анофриева не так уж прост. Он естественен и типичен, он народен, а потому всегда вызывает симпатии зрительного зала. Кроме театра и кино Олег Андреевич много работает на эстраде, телевидении и радио.

Он постоянно и вдохновенно сочиняет музыку, стихи, песни, пародии и эпиграммы. Поет почти во всех своих фильмах и спектаклях он поет песни, нередко за нескольких персонажей.

Классикой, своего рода народным эпосом стал озвученный им мультфильм "Бременские музыканты".

Он написал десятки песен, романсов и мелодий, в том числе к фильмам: "По горам по долам", "Северный вариант", "Хорошо сидим", "Каскадер", "Кот в мешке", "Как Иванушка-дурачок за счастьем ходил", а также к спектаклям и музыкальным сказкам: ("Тень", "Сеньор Хуан", "31 июня", "12 ночь", "Быть влюбленным", "Приключение Тото", "Волшебное яблоко", "Бременские музыканты"). В настоящее время готовятся к выходу музыкальный диск песен, посвященный женщинам России "Цветы России", диск-былина "Дунай Иваныч сватом у Владимира Красно Солнышко", сборник песен о Москве, а также новый вариант музыкальной сказки "Бременские музыканты".

 

 

 

Алла  Баянова

 

Баянова Алла Николаевна родилась в 1914 году в Кишиневе в семье оперного певца. Исполнительница романсов.

В 1921 году семья Баяновых уехала за границу. Николай Леонардович, получивший когда-то образование в Риме у знаменитого А. Контоньи, оставил оперное искусство, в Париже он устроился в небезызвестную «Летучую мышь» к Балиеву, выступал с куплетами и популярными бытовыми романсами. Вскоре «Летучая мышь» отправилась на длительные гастроли в США, и Баянов переходит в «Казбек» — тот классный парижский ресторан, где пели Вертинский и Морфесси.

Однажды для нового номера Баянову потребовался мальчишка, который мог бы изобразить поводыря у слепого старца Кудеяра. После тщетных поисков Николай Леонардович попросил помочь свою дочь. На репетиции, по рассказу Аллы Николаевны, собралось много разной публики, но преимущественно были свободные от работы артисты. Когда они с отцом показались перед зрителями, в зале сразу же установилась тишина. Николай Леонардович мастерски перевоплотился в кающегося старого грешника, которому Алла помогала добираться до середины сцены, где соорудили небольшой пенек. Кудеяр усаживался на пень и под звуки вступавшего оркестра начинал рассказ о прожитой жизни. Он поведал миру свое желание «Богу и людям служить». Слезы раскаяния текли по его щекам, он поник и положил руку на голову дочери, склонившейся ему на колени. В оркестре начался негромкий перезвон колоколов и Кудеяру по роли предстояло от речитатива перейти к «Вечернему звону», Алла, поддавшись непонятному вдохновению, вдруг тихонько запела: «Вечерний звон, вечерний звон...» Отец тут же подхватил и тихо стал вторить дочери. Сцена получилась изрядно чувствительной и веем очень понравилась. Радовался и владелец «Кавказа», заявив, что никакого другого поводыря искать больше не надо.

Так состоялся сценицеский дебют Аллы Баяновой. Находясь на гастролях в Белграде, отец и дочь заключают ряд контрактов с концертными фирмами и оттуда с новой большой программой, составленной из русских и цыганских романсов, отправляются в многомесячное турне по странам Африки и Ближнего Востока, выступают в Греции. В Афинах Алла Баянова пела почти год в русском баре «Стрельна». С конца 30-х Баяновы постоянно живут в Румынии. В 1940 году Николай Леонардович тяжело заболел и прекратил артистическую деятельность. Алла некоторое время выступала в ресторане Петра Лещенко, потом ее пригласили работать в бухарестский театр «Альгамбра». В один прекрасный день в квартиру явились агенты сигуранцы, румынской тайной полиции. В доме все перерыли, но, кроме бумаг с нотами русских романсов, других улик не нашли. Аллу арестовали и объявили «красной». Целый год она провела в заключении, и только начавшаяся война «помогла» ей выйти на свободу.

После войны Алла Николаевна выступает в АРЛУСе (Румынская ассоциация дружественных связей с Советским Союзом), расширяет свои концертные программы за счет песен советских композиторов.

Но ее «конек» — старинные романсы: «Очи черные», «Прощай, мой табор», «Журавли», «Калинка», «Степи молдаванские», «Вернись», произведения О. Строка и Б. Прозоровского.

В 80-е годы артистка несколько раз приезжала в СССР на гастроли, а в декабре 1989 года получила советское гражданство и поселилась в Москве.

Голос Баяновой и сегодня не потерял былой красоты и силы, хотя надо ли говорить, сколько воды утекло со времени ее дебюта в Париже. Певица всегда тщательно, «как в первый раз», готовится к встрече с аудиторией, продумывая каждую мелочь, и появляется на сцене — в зависимости от композиции программы — то в строгом вечернем платье, то в русском костюме, то в ярком цыганском наряде. Ее искусство ориентировано не вообще на публику, не на случайного посетителя, а на слушателей, чувствующих очарование именно старинного романса, любящих  цыганскую песню.

 

 

 

 Рашид Бейбутов

 

Рашид Маджид оглы Бейбутов родился в Тифлисе 14 декабря 1915 года. Рашид рос веселым, жизнерадостным, общительным парнем. Ни одной событие в школьной самодеятельности не обходилось без запевалы школьного хора Рашида Бейбутова.

В 1933 году Рашид поступает в железнодорожный техникум. Однако премудрости железнодорожного дела он постигает неохотно - все свое время и силы Рашид отдает самодеятельному студенческому оркестру, который был им и организован. Уход в армию, где он сразу стал певцом-солистом армейского ансамбля, оказался лучшим выходом из этого двусмысленного положения.

В ансамбле начинает понемногу складываться репертуар молодого певца: он поет популярные песни И. Дунаевского, М. Блантера, А. Новикова, песни композиторов Закавказья. Но центральное место занимают азербайджанские народные песни.

После окончания службы в Армии Рашид Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а еще через некоторое время переходит в Государственный джаз Армении под руководством талантливого композитора А. Айвазяна. В те годы ереванский Госджаз был очень популярным коллективом, и стать его солистом уже означало определенное признание и успех. Коллектив много гастролировал не только по Кавказу, но и по всей стране. Добрался даже до Владивостока.

На рубеже 40-50-х годов Бейбутов выступает в городах Поволжья, Урала, Кузбасса, Сибири, на Алтае. Часто приезжает в Москву и Ленинград. Участвует во всех юбилейных праздничных концертах. Поет на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (1949 г.).

В начале 50-х годов Бейбутов побывал в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. И в каждой, помимо своей обычной программы, артист пел песни этой страны, причем непременно на языке оригинала.

Песенный репертуар певца необъятно широк. Основное место в нем, естественно, занимают произведения азербайджанских композиторов. Кто из любителей музыки старшего поколения не помнит "Кавказской застольной" и "Песни нефтяника" Т. Кулиева, песен С. Рустамова "Баку" на стихи Ю. Гасанбекова (русский текст В. Татаринова). Исполнял он и такие популярные песни, как "Подмосковные вечера" В. Соловьева-Седого на стихи М. Матусовского, "Я люблю тебя, жизнь" Э. Колмановского на стихи К. Ваншенкина.    

 

 

 

Геннадий Белов

Геннадий Михайлович Белов родился в 1945 году.

 

В семье пели все: и мама, и бабушка, и тётки. Закончив текстильный техникум, стал работать мастером на московском шелковом комбинате ''Красная роза" и с удовольствием занимался в художественной самодеятельности, где стал лауреатом различных смотров и конкурсов. Занимался вокалом с Василием Николаевичем Щербаковым. В середине 70-ых годов он становится участником телевизионной передачи, а затем... солистом Ансамбля песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Геннадий Белов пел много песен композитора Владимира Шаинского. Мелодичность и переданное в музыке восхищение русской природой привлекает певца к творчеству композитора. С удовольствием исполнял его песни "Травы, травы..." на стихи Ивана Юшина, "На дальней станции сойду" на стихи Михаила Танича. К ним присоединились песни и других авторов, которые ярко и вдохновенно пишут о русской земле, о красоте её людей. Например, песня Александры Пахмутовой и Сергея Гребенникова "Шумят хлеба". Беловым записано более семидесяти песен, и многие из них продолжают жить в его репертуаре. Певцу посчастливилось быть членом художественной делегации на X и XI Всемирных фестивалях молодёжи и студентов в Берлине и Гаване. На концертах фестиваля аудитория очень горячо принимала в его исполнении лучшие песни В.Соловьёва-Седого, М.Блантера, Б.Мокроусова. C собенной любовью Белов пел песни Давида Тухманова "Здравствуй, мама" на стихи Роберта Рождественского и "Звёздную песню неба", написанную Тухмановым в содружестве с Владимиром Фирсовым.

Трудно складывался новый репертуар певца. "К сожалению, - говорит Белов, - песни для высокого мужского голоса композиторы сейчас пишут очень редко. В 40-50-е годы, не говоря о песенном наследии 30-х, теноровых песен было множество. Только выбирай! Я с удовольствием пою лучшее из того, что было создано в песне в те годы, а вот с новым!.. С новым значительно трудней, сейчас - время баритонов. И всё же нет-нет да и попадёт на мой рояль клавир новой песни для тенора, и я, естественно, радостно приветствую каждую такую новинку, хотя, конечно, далеко не все из этих новинок могут войти в мой репертуар, и если удаётся найти свою песню, тут уж счастье настоящее".

Вспоминая песни из репертуара Геннадия Михайловича, радуешься тому, что певец так тщательно, так бережно отбирает материал для своего исполнения. Вкус, эрудиция, горячая любовь к своей профессии помогают ему доносить лучшие песни современных композиторов до каждого слушателя. А в творчестве лирического певца это так важно.

 

 

 

Кола Бельды

 

Бельды Кола (Николай Иванович) родился в 1929 году. Нанайский певец.

В одном аэропорту из-за плохой погоды вылет самолета надолго задерживался. Артиста ждали зрители, и он, естественно, очень волновался. И вдруг объявление по радио: «Товарища Бельды просим зайти к дежурному по аэровокзалу». «Поедете, Бельды, на оленях, — встретил его дежурный, — вряд ли погода скоро наладится. К тому же, как известно, самолет — хорошо, а олени — лучше...» Так и прикатил Кола Бельды к своим слушателям, как в песне, «прямо на оленях».

Думаю, многие еще не забыли, как в 70-х годах на всевозможных эстрадных концертах выходил на сцену в ярком нанайском костюме никогда не унывающий Кола Бельды и пел свою знаменитую песенку. Не менее популярной стала у него и другая: «Увезу тебя я в тундру, увезу к седым снегам». Сколько неподдельной, наивной, почти детской радости излучало его искусство.

Начинал он в художественной самодеятельности Тихоокеанского флота: сначала пел в хоре, потом выдвинулся в солисты. В 1957-м стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В 1960-м получил 3-ю премию на Всесоюз. конкурсе артистов эстрады. Был солистом Москонцерта, получил звание «заслуженного» (1985).

В 1991 году неожиданно покинул столицу и уехал поближе к родным пенатам, в Хабаровск. Последний год работал с ансамблем «Дальний Восток» и являлся председателем гуманитарного музыкального центра «Кола Бельды».

 

 

 

Марк Бернес

 

Марк Наумович Бернес родился 8/21 сентября 1911 году в городе Нежине.

Выступать на эстраде начал с конца 30-х годов. Широкую известность получил после выхода кинофильма 'Человек с ружьем', в котором исполнил песню 'Тучи над городом встали'. В сотрудничестве с композитором Н. Богословским записал одну из своих первых пластинок 'Любимый город'. Участвовал в радиообозрении 'Клуб веселых артистов', исполняя песни: 'В жизни так случается' (В. Соловьев-Седой), 'Полевая почта' (Ю. Левитин), 'Песенка влюбленного', 'Путь-дорожка фронтовая' (Б. Мокроусов). Большой популярностью у радиослушателей пользовались песни 'В дальнем рейсе' и 'Морская песенка', продолжавшие традицию песни-танца. Впоследствии они попали в список запрещенных песен и пластинки с их записями были изъяты из продажи. В 1946 году Бернес включил в свой концертный репертуар песню М. Блантера на стихи М. Исаковского 'Враги сожгли родную хату', что вызвало упреки критиков в распространении пессимистических настроений.

Успешно гастролировал по городам СССР и за рубежом, исполняя песни Э. Колмановского 'Я люблю тебя, жизнь', 'Хотят ли русские войны?', песни Н. Богословского 'Темная ночь' и 'Шаланды полные кефали...' из кинофильма 'Два бойца', где сыграл одну из главных ролей, и 'Спят курганы' из кинофильма 'Большая жизнь' и др. В 50-е годы включает в свой концертный репертуар песни: 'С чего начинается родина?' (В. Баснер - М. Матусовский), 'Москвичи' или 'Сережка с Малой Бронной...' (А. Эшпай - Е. Винокуров), 'Если бы парни всей земли' (В. Соловьев-Седой - Е. Долматовский). 'Песня Журавли' (Мне кажется порою, что солдаты...), написанная Я. Френкелем на стихи Р. Гамзатова, стала последней песней, которую исполнил Марк Бернес. Пластинка с ее записью была издана после смерти певца.

 

 

 

Юрий Богатиков

 

Богатиков Юрий Иосифович родился в 1932 году. Певец.

Окончил Харьковское музучилище. На эстраде с 1964 года: артист Ворошиловградской филармонии. С 1974 — солист (потом и художественный руководитель) Крымской филармонии. Снискал известность в середине 60-х годов исполнением песен патриотического звучания: «Любовь к отчизне» В. Левашова, «Усталая подлодка» А. Пахмутовой, «Весна 45-го года» И. Лученка, «Экипаж — одна семья» Ю. Плешака, «Не плачь, девчонка» В. Шаинского и др. Удачными получились у него и некоторые лирические произведения советских композиторов: («Спят курганы темные» и «Давно не бывал я в Донбассе» Н. Богословского), украинские народные песни («Ганзя», «Чернии брови»), русские народные («Коробейники», «Отрада»).

Обладатель 2-й премии «Золотого Орфея» (Болгария, 1969). Лауреат премии Ленинского комсомола (1983). Нар. артист СССР (1985).

 

 

 

 

 

Нани Брегвадзе

 

Брегвадзе Нани Георгиевна родилась в 1938 г. в г.Тбилиси. Популярная в Грузии певица.

В семье Нани Брегвадзе все пели. Прабабушка и родная тетя были профессиональными певицами, а мать и ее пятеро сестер и брат пели в великолепном ансамбле. Еще совсем маленькой девочкой, где-то в возрасте 6 лет, Нани уже пела под гитару "Калинку", "Караван", другие старинные русские песни и романсы.

После окончания музыкальной школы поступила в музыкальный техникум, а затем стала студенткой Тбилисской Государственной консерватории им.В.Сараджишвили по классу фортепиано (1958-1963 гг.).

Будучи еще студенткой, начала петь в Тбилисском Государственном оркестре "Рэро" Грузинской Государственной филармонии. Одно из самых сильных впечатлений того времени - гастроли с Московским Мюзик-холлом в Париже в 1964 г. Тогда Нани впервые выступила во всемирно известном зале "Олимпия". После приезда из Парижа ее пригласили в ансамбль "Орэра", в котором она проработала солисткой 15 лет.

С 1980 г. Нани Брегвадзе начала выступать с сольными концертами. По сей день она гастролирует во многих странах мира. В ее репертуаре сотни широко известных и полюбившихся публике песен и романсов: "Не уезжай, ты мой голубчик" (старинный романс), "Пой моя гитара" (муз.А.Кручинина, сл.А.Башкина), "Горчит калина" (муз.В.Зубкова, сл.Н.Кондаковой), "Вернись" (муз.Б.Прозоровского, сл.В.Ленского), "Снегопад" (муз.А.Экимяна, сл.А.Рустайкиса), "Калитка" (муз.А.Обухова, сл.А.Будищева), "Уйди, совсем уйди" (муз.Ф.Дризо, сл.В.Верещагина), "Но я Вас все-таки люблю" (старинный романс), "Сухая верба" (муз.Г.Сорочан, сл.Г.Левина), и многие, многие другие.

Нани Брегвадзе - Народная артистка СССР (1983 г.), Народная артистка Грузии (1974 г.)

 

 

 

Ирина Бржевская

 

Бржевская Ирина Сергеевна родилась в 1929 году. Певица.

Окончила в 1956 году ГИТИС по специальности «артистка театра музыкальной комедии». Дебютировала как солистка оркестра Центрального Дома культуры железнодорожников, возглавляемого Д. Покрассом. В 1957 — 1958 гг. — певица Орловской областной филармонии. Два года Бржевская выступала с оркестром Э. Рознера. В 1960 — 1989 гг. — солистка ВГКО и Москонцерта.

Обладая хорошими вокальными данными и самобытной творческой индивидуальностью, Ирина Бржевская в 60 — 70-е годы стала одной из ведущих эстрадных певиц страны. Она первой исполнила и записала на пластинку песню А. Пахмутовой (на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова) «Геологи».

В ее исполнении долгое время были популярны «Московские окна» Т. Хренникова и «Хороши вечера на Оби» А. Фаттаха. С «Московскими окнами» в сопровождении оркестра п/у Ю. Силантьева она выезжала в 1964 году в Дрезден, где стала лауреатом фестиваля эстрадной песни.

Репертуар Бржевской включал и произведения М. Блантера, А. Зацепина, Е. Птичкина, В. Левашова, В. Шаинского и др. Только на радио певица записала около 400 песен.

Заслуженная артистка Татарской АССР (1976) и РСФСР (1978).

 

 

 

Нина  Бродская

 

 

Бродская Нина Александровна родилась в 1949 году. Певица.

Начала петь в 1965 году в оркестре п/у Эдди Рознера.

Кажется, еще вчера мы слышали в исполнении Нины Бродской динамичную песню А. Зацепина «Звенит январская вьюга» (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»), или лирическую — Э. Колмановского «Ты говоришь мне о любви» («Одна снежинка еще не снег...»), или песни Д. Тухманова. Еще звенит в ушах ее чистый звонкий голос и совсем не верится, что его обладательница вот уже двадцать лет живет в США, куда она уехала, несмотря на успех, многочисленные гастроли и любовь зрителей.

 

 

 

 

 

 

Полад Бюль-Бюль оглы

 

Бюль-Бюль оглы Полад родился в 1945 году в Баку (Азербайджан) в семье великого азербайджанского певца, основоположника азербайджанского профессионального вокального искусства, ученого-музыковеда, профессора Бюль-бюля.

Творческий и профессиональный облик Полада Бюльбюль оглы формировался в Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова в классе композиции выдающегося композитора Кара Караева.

Еще в студенческие годы определились творческие наклонности музыканта - тяга к современной музыке, к ясности и благородству формы.

Многие годы он выступал как певец и композитор, активно пропагандируя азербайджанскую музыкальную культуру. Руководил эстрадными коллективами республики. Как артист объездил с концертами весь Советский Союз, побывал более чем в 70 странах мира. Полад Бюль-бюль оглы создал целое направление в советской эстраде, соединив современные ритмы и гармонии с ярким национальным мелодизмом, что стало примером для подражания последующего поколения музыкантов.

Полад Бюль-бюль оглы снимался в главных ролях в кинофильмах, ставших необыкновенно популярными. Написал музыку более чем к 20 кинофильмам. Благодаря участию в многочисленных музыкальных программах и телепередачах Полад Бюль-бюль оглы стал телезвездой первой величины. И не случайно именно он стал единственным представителем азербайджанской культуры, в честь которого в феврале 2000 года была открыта звезда на "Площади звезд" в Москве.

Композиторское творчество Полад Бюль-бюль оглы многообразно. В его творческом активе имеются крупные симфонические произведения, камерно-инструментальная музыка, мюзикл, вокальные циклы, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. Особый успех принесли ему песни, которые исполняли как известные певцы страны, так и он сам.

Полад Бюль-бюль оглы - доктор искусствоведения Национальной творческой академии Азербайджанской Республики, почетный профессор Азербайджанского университета культуры и искусства, действительный член Международной гуманитарной академии "Европа-Азия". В 2000 году ему присвоено ученое звание профессора.

 

 

Аида Ведищева

 

Ведищева Аида Семеновеа родилась в 1941 году. Певица.

Память сразу же возвращает меня<е годы, о которых без приставки «ретро» вроде уже и говорить неудобно. Напомню читателю следующий ассоциативный ряд: «Песенка о медведях» («Где-то на белом свете...») из «Кавказской пленницы», щемящий сердце «Лесной олень» из детского фильма «Ох, уж эта Настя», танго-пародия («Видишь, гибнет, сердце гибнет») из «Бриллиантовой руки»... Светлые, легкие, добрые песенки. Их пела Аида Ведищева. Она же впервые исполнила многие песни В.Шаинского («Чунга-чанга», «Будь прежним», «Смешной паренек», «Ах, Наташа»), Р. Майорова («Не родись красивой»), А. Пахмутовой, Я. Френкеля, Б. Савельева, С. Пожлакова, А. Зацепина. Ее дебют состоялся в начале 60-х. Она обладала врожденным чувством эстрады и поэтому была сама себе и художественным руководителем, и драматургом, и режиссером.

В конце 70-х А. Ведищева эмигрировала в США. К этому времени певица была изрядно «остепененной»: лауреат Всесоюзного конкурса эстрадной песни, дипломант Сопотского фестиваля, лауреат премии Ленинского комсомола. Аида Ведищева живет теперь в Лос-Анджелесе. Поет разные фрагменты из популярных мюзиклов, не забывая, разумеется, и о русском репертуаре (старинные романсы типа «Ямщик, не гони лошадей»).

 

 

 

 

 

Георгий  Виноградов  

 

Виноградов Георгий Павлович родился в 1908 году.

Певческую деятельность начинал в хоре одной из церквей Казани, где тогда жила семья Виноградовых. Затем участие в самодеятельности клуба железнодорожников, учеба на телеграфно-эксплуатационных курсах, работа на городской телеграфной станции. В 1931 году он поступает на 4-й курс рабфака и одновременно становится вольнослушателем Восточного муз. техникума Казани, где занимается по кл. скрипки и альта.

После рабфака Виноградов поступает в Московскую военную академию связи. В этот период он серьезно увлекается музыкой и пением, и встреча с профессором консерватории Н.Г. Райским круто изменила его жизненные планы. Он расстается с Академией. Как уроженца Казани, его принимают в только что созданную при консерватории Татарскую оперную студию. Здесь его наставником оказался тоже опытный педагог М.Л. Львов, консультант вокалистов Всесоюзного радиокомитета. Он предложил начинающему артисту попробовать свои силы на Первом Всесоюз. конкурсе вокалистов. Творческое состязание проходило в конце 1938 — начале 1939 года. Вано Мурадели писал тогда в «Вечерней Москве»: «Последний тур конкурса вокалистов начался вчера в Большом зале консерватории выступлением солиста Всесоюзного радиокомитета Г.П. Виноградова. Этот молодой певец (лирический тенор) наделен многими прекрасными качествами. Прежде всего — это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы и никогда не пытающийся перейти пределы своих возможностей...

Он всегда верен художественному чутью, не форсирует звук, не сгущает его.

Вторая черта его дарования — тонкое понимание им исполняемого произведения и большое разнообразие оттенков.

Виноградов — певец несомненно камерного плана».

Звание лауреата придает ему популярности. Он становится солистом Госджаза СССР (худ. рук. В. Кнушевицкий), записывается на пластинки, гастролирует по стране. В годы войны он работает во фронтовой бригаде Наркомата обороны, а затем становится солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Именно в исполнении Георгия Виноградова легли на душу слушателям песни М. Блан-тера «В лесу прифронтовом», «В городском саду», «Пшеница золотая» и «Катюша», В. Соловьева-Седого — «Соловьи», И. Дунаевского — «Школьный вальс» и «Вечер вальса», произведения Н.Богословского, Б. Мок-роусова, С. Каца. Он был мастером исполнения песенных танго, и его «Счастье мое» (Е. Розенфельд), наверное, навсегда останется в нашей истории как звуковой лирический образ эпохи 30-х годов.

В последние годы жизни Г. Виноградов преподавал во Всероссийской мастерской эстрадного искусства.

Заслуж. артист РСФСР (1949).

 

 

 

Ольга Воронец

 

Воронец Ольга Борисовна родилась в 1926 году.

Окончила оперную студию Сокольнического р-на Москвы. Дебютировала в 1946 году в джазово-эстрад-ном оркестре Центрального клуба милиции как исполнительница песен сов. композиторов. С 1956 года — солистка Мосэстрады.

Встреча на одном из концертов с известным трио баянистов (А. Кузнецов, Я. Попков, А. Данилов) привела к полной перемене жанра: Воронец «переключилась» на русские народные песни.

Немалая заслуга в творческом становлении певицы принадлежит Ирме Яунзем, которая не только делилась своим опытом работы в том же жанре, но и помогла молодой артистке в формировании ее репертуара. Отличительными признаками творческой индивидуальности Воронец являются строгость вокального рисунка, внутренняя драматическая наполненность, широкий диапазон голосовых данных. Оригинальны и свежи в ее исполнении трактовки как давно запетых песен типа «Валенок» или «Очаровательных глазок», так и произведений, мало звучавших на эстраде: «Лучинушка», «Раз полосыньку я жала», «Далеко, далеко степь за Волгу ушла» и др. Сложился у нее и сугубо «свой» репертуар из сочинений современных композиторов, работавших или работающих в жанре народной песни: «Белый снег», «А где мне взять такую песню», «Сани», «Русские матери» (все принадлежат композитору Г. Пономаренко); «Ромашки спрятались», «Сладка ягода» (обе — Е. Птичкин), «Семеновна» (Е. Бары-бин) и др.

Нар. артистка РСФСР (1978).

 

 

 

Юрий  Гуляев

Гуляев Юрий Александрович родился в 1930 году.

 

Окончил Свердловскую консерваторию по классу вокала. Его сценическая карьера началась в Свердловском театре оперы и балета с партии Моралеса («Кармен» Бизе). Работал в оперных театрах Донецка, Клева. В 1975 — 1986 годах — солист Большого театра СССР.

Основные творческие достижения Гуляева связаны с оперой, но второй любовью артиста была эстрада. Собственно, здесь наблюдается то же раздвоение творческой личности, которым еще раньше «мучился» И. Козловский, а потом — М. Магомаев.

В песенном жанре у Гуляева были свои сложности. Он как-то признался: «Песню петь трудно, к ней надо искать путь — петь просто, естественно, по-человечески. Ведь бывает, поет человек, у которого и голоса-то нет, но он способен создать образ песни и захватывает слушателей сильнее, чем иной первоклассный вокалист. Как выразительно пел, например, Марк Бернес, артист драматический, а не оперный...»

Вышколенность образцового оперного исполнителя Гуляев до конца преодолеть на эстраде не смог. «Академизм» явно довлел в его исполнении Гагаринского цикла А. Пахмутовой («Обнимая небо», «Знаете, каким он парнем был» и т.д.). Но многих он прельстил своей трактовкой песен «Дывлюсь я на небо», «Из-за острова на стрежень», «Русское поле», «Жди меня», «На безымянной высоте». Организаторам разного рода официальных концертов нравилось, как он поет «Бухенвальдский набат» В. Мурадели.

Юрий Гуляев был известен и как автор собственных песен: «Желаю вам», «Так уж вышло» (обе на слова Р. Рождественского), «Берегите друзей» (сл. Р. Гамзатова), «Мне дарила Россия» (ел. И. Шаферана).

Народный артист СССР (1968), Государственная премия СССР (1975).

 

 

 

Сергей Захаров

 

Сергей Георгиевич Захаров родился в 1950 году на Украине, в городе Николаеве.

Его отец был военнослужащим и семье часто приходилось переезжать.

В городе Байконур в Казахстане Сергей окончил школу-восьмилетку и поступил в радиотехнический техникум. Его музыкальные способности ярко проявились во время службы в армии, где он был ротным запевалой. Подающего надежды армейского солиста сначала направили в Ансамбль песни и пляски "Дружба" Дома Советской Армии Среднеазиатского военного округа, а в 1971 году досрочно демобилизовали и послали в Москву для продолжения музыкального образования. В Москве Сергей Захаров два года учился на отделении музыкальной комедии Музыкального училища имени Гнесиных, в классе Маргариты Иосифовны Ланда, а затем окончил вокальное отделение Ленинградского музыкального училища имени Мусоргского.

С 1972 года Захаров - солист Государственного эстрадного оркестра под управлением Леонида Утесова.

С 1973 по 1985 год - солист Ленинградского Мюзик-холла.

Первые же его гастроли с Мюзик-холлом в Москве проходят с постоянными аншлагами. "Звезда" С.Захарова взошла невероятно стремительно. Появление молодого певца с редким по красоте баритоном, мягкой задушевной манеров пения и яркой артистической внешностью обратила на себя всеобщее внимание. Перед артистом широко раскрылись двери концертных залов, радио и телевизионных студий, для него стали создавать свои произведения ленинградские и столичные композиторы. А летом 1974 года Сергей Захаров одержал сразу две победы на крупнейших европейских конкурсах "Золотой Орфей" и "Сопот-74". Активно расширяя свой репертуар, он вел большую концертную деятельность в нашей стране и за рубежом - в Германии, Болгарии, Югославии, Польше.

«Сергей Захаров – уникальное явление в музыкальном искусстве. Я уверен, что этого певца ждут новые призы, новые награды на международных фестивалях и конкурсах...», - это слова популярнейшего в ту пору польского певца Ежи Поломски.

Позже Сергею Захарову были присуждены еще несколько высших наград международных конкурсов: в Дрездене и Зеленой Гуре, «Братиславская лира», «Золотой соловей» в Буэнос-Айресе. Широкую популярность в нашей стране принесло ему и участие в телевизионном музыкальном фильме «Небесные ласточки», в котором он сыграл главную роль. Для молодого певца это было тогда беспрецедентным достижением.

Лирические песни в исполнении Сергея Захарова вошли в золотой фонд советской эстрады. Позднее его внимание все больше и больше обращается к самому лирическому вокальному жанру - романсу, особенно старинному. "Исполнение Захаровым старинных романсов, пишет критик, - наполнено такой искренностью переживания, что воспринимаются они законченными драматическими миниатюрами."

Другая характерная черта творчества Захарова - обращение к музыкальной классике. В его концертах - романсы Чайковского, арии из опер Рубинштейна, Рахманинова, Чайковского, Моцарта, фрагменты из оперетт "Марица", "Принцесса цирка", "Сильва", "Корневильские колокола."

В 1988 году творческие успехи Сергея Захарова были отмечены присвоением ему почетного звания "Заслуженный артист РСФСР", а в 1996 году он по-праву стал Народным артистом России. Но совершенствование мастерства продолжается, и год от года его искусство становится все более зрелым и совершенным.

В последние годы певец создает большие концертные программы: "Любимые мелодии", "Я Вас любил...", "Русские романсы и песни", "Центростремительная сила", "На хрупких клавишах дущи", "Академический русский романс", "И вальс, песня, и романс...", "Вечерний звон!.." и другие.

Народный артист России Сергей Захаров является одним из выдающихся певцов современной отечественной и зарубежной эстрады.

Певец побывал с гастролями в 41 стране мира, в том числе - в Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Испании, Израиле, Латинской Америке, Австрии; неоднократно выступал в БКЗ "Октябрьский", ГЦКЗ "Россия", Концертном зале имени Чайковского.

Награжден Международным Орденом "За приумножения добра на земле" под номером 41. Орден Николая Чудотворца был учрежден в 1996 г. и практически сразу же внесен в реестр наград ЮНЕСКО.

Награжден Российским Орденом Дружбы.  

 

 

 

Зыкина Людмила Георгиевна

 

Зыкина Людмила Георгиевна родилась в 1929 году.

Окончила музучилище им. Ипполитова-Иванова и институт им. Гнесиных (1977). Начало профессиональной карьеры относится к 1947 году, когда Зыкина выдержала конкурс в Русский народный хор им. Пятницкого. Три года спустя, из-за тяжелой болезни, у нее почти пропал голос. Хор Пятницкого, где она постигала азы и секреты русской песни, пришлось оставить. Некоторое время она работала в Первой Образцовой типографии, почти забыв о прежнем увлечении. И лишь случайная встреча (впрочем, такая ли уж случайная?) с Н.Кутузовым, руководителем Хора русской народной песни Всесоюзного радио и телевидения возвращает ее в лоно вокального искусства. С 1960 года Зыкина — солистка Москонцерта, а с 1977 — художественный руководитель ансамбля «Россия».

Где-то мне приходилось читать, что Зыкина создала на эстраде образ величественной, горделивой и мудрой русской женщины. С этим трудно не согласиться. Господь наградил Зыкину благородной русской внешностью, сильным и сочным по тембру голосом. Поет она широко и бесхитростно, в стиле Руслановой, но ее щедрые вокальные данные и природная интуиция помогают артистке постичь душу и красоту русской песни и донести их современному слушателю. Есть просто канонические образцы ее работы: «Тонкая рябина», «Степь да степь кругом», «Матушка, матушка, что во поле пыльно». Многие произведения советских композиторов в исполнении Зыкиной обретали эпичность и сдержанность, принимали «обманчивую» форму старой доброй русской песни: «Рязанские мадонны» Д. Долуханяна, «Издалека долго течет река Волга» М. Фрадкина, «Ивушка зеленая» и «Оренбургский платок» Г. Пономаренко и др.

Долгое время Зыкина считалась исполнительницей только произведений «народного» плана. У Виктора Бокова есть рассказ о том, как артистка попыталась записать песню А. Экимяна «А любовь все жива». Песня не клеилась, Зыкина нервничала, наконец решительно заявила: «Не буду петь! Это романс. Это не песня». Однако прошло время, и певица, уже с ансамблем «Россия», записывает на пластинки не только такие вещи, как «Березка», «На сопках Маньчжурии», «Осенний сон», но и отнюдь не свойственные характеру ее творчества романсы: «Астры осенние» (Н.Харито — С.Грей), «Нет, не тебя» (А.Шишкин — М.Лермонтов), «Тихо, все тихо» (Т.Толстая), «Нищая» (А.Алябьев — П.Беранже), «Ты не спрашивай» (В.Пасхалов — А.Толстой).

Лауреат Ленинской премии (1970). Народная артистка СССР (1973). Государственная премия РСФСР (1983). Герой Социалистического Труда (1987). Кроме этих наград, она имеет в своем активе и ничем не измеримую всенародную признательность, что даже в период застоя было весьма немаловажным.

 

 

 


источники- Автор: Борис Савченко
http://gorod.tomsk.ru/index-1243656156.php   http://patefon.knet.ru/gallery/gallery.htm