Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки   Музыка    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Голубой огонек  Люди, годы, судьбы...

 

 

Красная  книга российской  эстрады        Список альбомов

 

1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21   22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33   34   35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70   71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112   113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  

 148  149  150  151  152

 

   Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 


 

 

Музыка на "ребрах"  

 

   1  2  3 

 

Стиляги. Отважные денди Страны Советов

 

 

 

 

Музыкальный самиздат домагнитофонной эры

 

"Золотой век" магнитофонов подходит к концу. Аналоговая звукозапись повсеместно вытесняется цифровой с её неоспоримыми преимуществами. Пройдёт немного времени, и аудиокассета так же канет в прошлое, как канули её предшественницы - круглые бобины, рассчитанные сначала на скорость 38 см/сек, потом 19 и 9...
Но магнитофонная эра длилась не так уж и долго. Изобретенный немцами во время войны, магнитофон получил массовое распространение в СССР только в конце 1950-х или даже в начале 1960-х годов.
Однако музыку люди любили всегда. Что же было до магнитофона? Был патефон, на смену которому в конце 40-х годов пришла радиола - то есть ламповый приемник с электропроигрывателем. И были пластинки, львиную долю среди которых составляла продукция Апрелевского и других государственных заводов.
Но во всякого рода "студиях звукозаписи", на рынках и просто в подворотнях (с оглядкой на милиционера) продавались и другие пластинки, записанные кустарным способом на самодельных резаках. Тонкие, гибкие, они изготовлялись обычно из использованных целлулоидных рентгеновских плёнок, которые нетрудно было раздобыть в больницах. Порой с этих плёнок даже не была смыта эмульсия - так что, посмотрев на свет, меломан видел снимок чьих-то затемнённых легких или сломанной берцовой кости.
Изготовителей и продавцов таких пластинок гоняли, сажали, но на смену одним приходили другие...
Что же выпускалось "на рёбрах"? 
Во-первых, конечно, певцы-эмигранты, доступ которым на официальную эстраду был закрыт по "идейным" мотивам - Пётр Лещенко, Юрий Морфесси, Константин Сокольский и другие. Далее шли советские исполнители, перед которыми внезапно зажёгся "красный свет" по причине отправки их в в лагерь или в ссылку (Эдди Рознер, Вадим Козин, Глеб Романов...).
Наконец, на самодельных пластинках выпускалось много записей, авторы которых (обычно безымянные) даже и не пытались пробиться в официальные студии грамзаписи - они понимали, что это не только бесполезно, но даже и опасно для них самих.
Нередко такие записи называли "блатными". Но будет ошибкой стричь всё под одну гребёнку. Конечно, среди "рёберного" репертуара было много песен то с уголовной бравадой ("Гаврила в рыло, я - в карман!"), то, напротив, преисполненных лагерной тоски ("Опишу я климат здесь суровый, дорогая мама..."). Однако многие песни относились к популярному тогда жанру городского романса ("Ты меня не любишь, не жалеешь" на слова Есенина) или отдавали романтикой дальних стран ("В Неапольском порту, с какао на борту..."). Весьма обширным был пласт так называемых "одесских" песен (пишу "так называемых", ибо их сочиняли и пели от Бреста до Владивостока), часто использовавших еврейские мелодии и еврейскую "фактуру" ("Ужасно шумно в доме Шнеерзона"). Наконец, многие песни относились к юмористическим, сатирическим и просто скабрёзным.
И если уж называть "музыку на ребрах" одним словом, то её можно отнести скорее к контркультуре либо, как сейчас выражаются, "андеграундной культуре". Публике, перекормленной официозными кантатами типа "Партия - наш рулевой", бодряческими комсомольскими шлягерами Пахмутовой и Ко, хотелось чего-то иного, более соответствующего душевному настроению (пусть даже эта душа приняла на грудь стаканчик-другой).
Советскому музыкальному андеграунду не повезло. Если эмигрантов тщательно отреставрировали, переиздали, и теперь никакой уважающий себя музыкальный киоск не обходится без компакт-дисков Петра Лещенко, то найти знакомый многим людям старшего поколения "Николаевский трамвай" найти практически невозможно. И очень жаль.
Что касается профессионального мастерства песен "на ребрах", то уровень его сильно скачет. Наряду со слабыми, беспомощными (и тем не менее популярными!) записями встречаются и вещи очень сильные. На взгляд пишущего эти строки многие современные римейки песен "на ребрах" ("Школа Соломона Блера", "Жили-были два громилы", "Сын поварихи и лекальщика" и др.), записанные в роскошных современных студиях с разными электронными наворотами сильно уступают полукустарным записям 50-х годов под обыкновенную семиструнку или скромный музыкальный квартет.

 

источник- Юрий Мягких -  http://oldstars.narod.ru/rib.html

 


 

 

 

 

 www.contragallery.com

 

 

На этом диске впервые представлены записи легендарного Сержа Никольского — таинственного героя питерского "рентгениздата" 50-60-х годов.

Всеволод Петрович Степанов (24.05.1937 - конец апреля 2001), ленинградский певец-самоучка, свой сценический псевдоним - Серж Никольский - обрёл в той же подпольной студии звукозаписи "Золотая Собака", где несколько позже "родился" и Аркадий Северный. В статье на обложке знаменитого винила "Памяти Аркадия Северного" , изданного фирмой "Мелодия" в 1989 году, Серж Никольский назван предшественником Аркадия Северного. Записи Сержа затерялись в потоке времени, и сама возможность вновь услышать песни в его исполнении казалась невозможной... Но сегодня, думаю, можно поздравить всех ценителей городского и лагерного фольклора, любителей старинных душещипательных романсов, знатоков и поклонников весёлых и грустных цыганских песен с возвращением уникального исполнителя.

В конце 90-х годов в петербургской прессе появилась статья известного поэта Бориса Тайгина " Расцвет и крах "Золотой Собаки" . В ней он поделился своими воспоминаниями о событиях полувековой давности, имевших прямое отношение к подпольному изготовлению граммофонных пластинок на рентгеновских плёнках, получивших в народе название "музыка на рёбрах" . (Есть меломаны, которые до сих пор хранят фонотеки на снимках чьих-то суставов и легких). Борис Тайгин был одним из трёх участников группы, организовавшей подпольное производство таких пластинок - студии "Золотая Собака" (кроме Бориса в неё входили Руслан Богословский и Евгений Саньков). Студия существовала в Ленинграде с 1946 по 1950-й годы и за это время успела наводнить страну мелодиями популярной западной музыки и запрещёнными записями русских эмигрантов: Петра Лещенко, Александра Вертинского, Константина Сокольского и др. Музыка копировалась с зарубежных пластинок и тиражировалась на рентеновских плёнках. В 1950-м году все трое участников подпольного синдиката были осуждены на пятилетний срок заключения. Освободившись по амнистии в 1953 году, они вскоре восстановили и усовершенствовали звукозаписывающую аппаратуру и с удвоенной энергией приступили к работе. Пластинки шли "нарасхват" . На самодельных пластинках выпускались и записи, авторы которых (обычно безымянные) даже и не пытались пробиться в официальные студии грамзаписи - они понимали, что это не только бесполезно, но даже и опасно для них самих. В их числе был, обладающий невыразимым шармом, солист-самородок Серж Никольский, талантливый исполнитель старинных русских и цыганских романсов, эстрадных песен, городского и лагерного фольклора.

Легендарная "Золотая Собака" прекратила свое существование в середине 60-х годов. "Музыка на рёбрах" после 15 лет победного шествия уступила свой трон новому властителю умов - магнитофону. На предлагаемом диске вы услышите песни, исполненные Сержем в те далёкие годы. Эти записи, наряду со многими другими раритетами, Борис Тайгин бережно сохранил в своей коллекционной фонотеке.

Коллектив издателей выражает огромную благодарность Борису Тайгину за любезно предоставленные фонограммы, без которых выход в свет уникального диска Сержа Никольского был бы невозможен.

Сергей Фадеев

 

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ (Борис Тайгин представляет Сержа Никольского)
2. ИЗБУШКА (Старинный русский романс)
3. Я ВЕРНУСЬ (Тюремный романс) mp3 192 kBps
4. ТАНГО ЭМИГРАНТОВ (сл. Б. Тайгина)
5. ГЛАЗА ЗЕЛЁНЫЕ (муз. Б. Фомина/ сл. К. Подревского)
6. КАК СТРАННО (муз. Б. Прозоровского / сл. Л. Пеньковского)
7. ЛАСКОВАЯ ПЕСНЯ (муз. В. Мурадели / автор слов неизвестен)
8. ЖИЗНЬ БЛАТНАЯ (сл. Б. Тайгина на мотив цыганской песни "Соколовский хор у Яра")
9. ЗАБВЕНИЕ (муз. Г. Варса /сл. Е. Петербургского)
10. ЗАБЫТОЕ ТАНГО (муз. и сл. В. Козина)
11. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ТАНГО (муз. Г. Варса/ сл. Б. Тайгина)
12. В СТАРОМ САДУ (Старинный русский романс)
13. ПЕЩЕРНОЕ ТАНГО (муз. и сл. Л. Федотовой) mp3 192 kBps
14. ИЗБУШКА (Старинный русский романс)
15. ТАНГО ЭМИГРАНТОВ (сл. Б. Тайгина)
16. ФОНАРИКИ НОЧНЫЕ (муз. Б. Костырёва / сл. Г. Горбовского)
17. НАД КАНАДОЙ (муз. А. Городницкого/ сл. А. Городницкого - Б. Тайгина)
18. ВАНИНСКИЙ ПОРТ (Тюремный вальс) mp3 192 kBps
19. ЗОЛОТЫЕ МОИ БУБЕНЦЫ (Цыганский романс)
20. В СТАРОМ САДУ (Старинный русский романс)
21. Я ВЕРНУСЬ (Тюремный романс)
22. ЦЫГАНОЧКА И ПРОЛЁТОЧКА (Цыганские плясовые напевы)
23. ТАГАНКА (напев на мотив песни "Цыганка

источник- http://www.contragallery.com/home.htm

 


 

 

БЛАТНЫЕ ПЕСНИ НА РЕБРАХ НЕИЗВЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ( 17)

 

Песни на ребрах №17



01 Над землею опустился вечер тихий
02 Виднеются в тумане огоньки
03 Когда мне не вмочь пересилить беду
04 Пара гнедых
05 Есть у нас в районе Молдаванки
06 Города конечно есть везде
07 Денежки
08 Школа Соломона Фляра
09 Сегодня Сонечка справляет именины
10 Течет речка по песочечку
11 Дорогая пропажа
12 Искры камина горят как рубины
13 Ярко светит луна
14 Канает пёс
15 Если б был я с тобою в родимом краю
16 Дни,как синий дым
17 Улица,улица широкая



Пароль на архив
www.shanson-plus.ru



http://narod.ru/disk/642652000/%E2%84%9617.rar.html

 


 

Никольский Серж - Я вернусь 1959-66 гг. (320)

 

Никольский Серж
На этом диске впервые представлены записи легендарного Сержа Никольского — таинственного героя питерского "рентгениздата" 50-60-х годов. Всеволод Петрович Степанов (24.05.1937 - конец апреля 2001), ленинградский певец-самоучка, свой сценический псевдоним - Серж Никольский - обрёл в той же подпольной студии звукозаписи "Золотая Собака", где несколько позже "родился" и Аркадий Северный. В статье на обложке знаменитого винила "Памяти Аркадия Северного" , изданного фирмой "Мелодия" в 1989 году, Серж Никольский назван предшественником Аркадия Северного. Записи Сержа затерялись в потоке времени, и сама возможность вновь услышать песни в его исполнении казалась невозможной... Но сегодня, думаю, можно поздравить всех ценителей городского и лагерного фольклора, любителей старинных душещипательных романсов, знатоков и поклонников весёлых и грустных цыганских песен с возвращением уникального исполнителя. В конце 90-х годов в петербургской прессе появилась статья известного поэта Бориса Тайгина " Расцвет и крах "Золотой Собаки" . В ней он поделился своими воспоминаниями о событиях полувековой давности, имевших прямое отношение к подпольному изготовлению граммофонных пластинок на рентгеновских плёнках, получивших в народе название "музыка на рёбрах" . (Есть меломаны, которые до сих пор хранят фонотеки на снимках чьих-то суставов и легких). Борис Тайгин был одним из трёх участников группы, организовавшей подпольное производство таких пластинок - студии "Золотая Собака" (кроме Бориса в неё входили Руслан Богословский и Евгений Саньков). Студия существовала в Ленинграде с 1946 по 1950-й годы и за это время успела наводнить страну мелодиями популярной западной музыки и запрещёнными записями русских эмигрантов: Петра Лещенко, Александра Вертинского, Константина Сокольского и др. Музыка копировалась с зарубежных пластинок и тиражировалась на рентеновских плёнках. В 1950-м году все трое участников подпольного синдиката были осуждены на пятилетний срок заключения. Освободившись по амнистии в 1953 году, они вскоре восстановили и усовершенствовали звукозаписывающую аппаратуру и с удвоенной энергией приступили к работе. Пластинки шли "нарасхват" . На самодельных пластинках выпускались и записи, авторы которых (обычно безымянные) даже и не пытались пробиться в официальные студии грамзаписи - они понимали, что это не только бесполезно, но даже и опасно для них самих. В их числе был, обладающий невыразимым шармом, солист-самородок Серж Никольский, талантливый исполнитель старинных русских и цыганских романсов, эстрадных песен, городского и лагерного фольклора. Легендарная "Золотая Собака" прекратила свое существование в середине 60-х годов. "Музыка на рёбрах" после 15 лет победного шествия уступила свой трон новому властителю умов - магнитофону. На предлагаемом диске вы услышите песни, исполненные Сержем в те далёкие годы. Эти записи, наряду со многими другими раритетами, Борис Тайгин бережно сохранил в своей коллекционной фонотеке. Коллектив издателей выражает огромную благодарность Борису Тайгину за любезно предоставленные фонограммы, без которых выход в свет уникального диска Сержа Никольского был бы невозможен.

 

 

Серж Никольский - "Я вернусь" альбом 1959г.

 

 

 

 

Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - НАД КАНАДОЙ
04:33
Слушать Скачать
Серж Никольский - В старом саду (Старинный русский романс)
03:29
Слушать Скачать
Серж Никольский - Избушка (Старинный русский романс) 2
02:27
Слушать Скачать
Серж Никольский - Я вернусь (Тюремный романс)
04:07
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - ЖИЗНЬ БЛАТНАЯ
02:41
Слушать Скачать

 
Серж Никольский - Я помню тот Ванинский порт
03:10
Слушать Скачать
Серж Никольский - Ласковая песня
02:46
Слушать Скачать
Серж Никольский - Ванинский порт
03:10
Слушать Скачать
Серж Никольский - Цыганочка и пролёточка (Цыганские плясовые напевы)
02:59
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - ВСТУПЛЕНИЕ
00:46
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - Я ВЕРНУСЬ
04:07
Слушать Скачать
Серж Никольский - ПЕЩЕРНОЕ ТАНГО (муз. и сл. Л. Федотовой)
03:26
Слушать Скачать
03:30
Слушать Скачать
Серж Никольский - Там где избушка над речкой стояла
02:22
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - ЗАБЫТОЕ ТАНГО
02:13
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - В СТАРОМ САДУ
03:53
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - ПЕЩЕРНОЕ ТАНГО
03:26
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - ЗОЛОТЫЕ МОИ БУБЕНЦЫ
04:07
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - ЦЫГАНОЧКА И ПРОЛЁТОЧКА
02:59
Слушать Скачать
02:11
Слушать Скачать
Серж Никольский - Петербургское танго
02:59
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - ТАНГО ЭМИГРАНТОВ
03:41
Слушать Скачать
Серж Никольский - Как странно
02:59
Слушать Скачать
Серж Никольский - Избушка (Старинный русский романс)
06:28
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - ФОНАРИКИ НОЧНЫЕ
03:30
Слушать Скачать
06:28
Слушать Скачать
Серж Никольский - ПЕТЕРБУРГСКОЕ ТАНГО (муз. Г. Варса/ сл. Б. Тайгина)
03:02
Слушать Скачать
Серж Никольский - Глаза зеленые
05:29
Слушать Скачать
СЕРЖ НИКОЛЬСКИЙ - ГЛАЗА ЗЕЛЁНЫЕ
05:31
Слушать Скачать
01:42
Слушать Скачать
Серж Никольский - Избушка (Там где избушка над речкой стояла)(Старинный русский романс)
02:23
Слушать Скачать
Серж Никольский - Таганка (Напев на мотив песни Цыганка с картами)
02:16
Слушать Скачать
Серж Никольский - Журавли (по ст. А.Жемчужникова)
03:41
Слушать Скачать
Серж Никольский - Ванинский порт (Тюремный вальс)
02:05
Слушать Скачать
Серж Никольский - Избушка (1966) - Зиганшин Буги
02:26
Слушать Скачать
Серж Никольский - В старом саду (1966) - Зиганшин Буги
03:25
Слушать Скачать
Серж Никольский - Золотые мои бубенцы (Цыганский романс)
04:06


источник- http://russhanson.ru/forum/viewtopic.php?t=20239 

http://vmusice.net/mp3/%F1%E5%F0%E6%2B%ED%E8%EA%EE%EB%FC%F1%EA%E8%E9

 


 

Пластинка - на костях. Стиляжное

Раздобыл я «вертушку» по блату,
Рок-н-рол прихватил «на костях».
А давай почудим как когда-то,
Под стиляг заканаем шутя?

На лоскутики рвём твоё платье,
Интерес обоюдный в игре.
Увлекательным будет занятье -
По засосу на каждом бедре.

Мой прицел - из капрона чулочки,
Шовчик сзади, так взгляд мой манит.
Из того же капрона сорочка
Разжигает во мне аппетит.

Рок-н-ролл перейдёт в буги-вуги,
Брюки-дудочкой снял на лету.
За «селёдку» ты дёрнешь…
- А ну-ка!
Эй, чувак, дай прильнуть к животу?

Заводная попалась баруха,
Убедила… тащиться пора!
Ни пера, пожелайте, ни пуха,
Чтобы  я вам с утра не приврал!


Стиляжный жаргон:


Пластинки «на костях», записывались в 60-70-е годы в Советском Союзе. «Музыкой на костях» называли пиратские пластинки, сделанные из рентгеновских снимков.


Заканаем – прикинемся, переоденемся.


«Селёдка»- узкий галстук


Боруха (баруха) — девушка из стиляжьей компании, часто — «свободных нравов».


Тащиться - предаваться удовольствию.

/Пьер Волонтер/

 


 
Взломщик душ

«Старый пират» Фукс мечтает о телеканале альтернативной музыки
 

Для кого-то старая пластинка, чудом сохранившаяся в нашу эпоху CD и DVD, – это воспоминание юности.
Для кого-то – детства, а кто-то от бабушки или дедушки узнает о деталях времени – что носили, что пели,
чем жили в их молодости. И нет единообразия в жизни того или иного поколения. Были активисты,
которые прорабатывали поклонников «Битлз» и «Роллинг Стоунз», – и были те, кто заслушивался их записями
с магнитофонных бобин. Проходит время, его река уносит в вечность песчинки некогда непримиримых дискуссий,
и остается просто память об эпохе, причудливой и разнообразной...

 

 

Рудольф Фукс Зануда-Манька

 

 

 

 

 

Записи «на костях»
 
Пластинки «на костях» – сейчас легенда. «На костях» – это на использованных рентгеновских пленках. Умельцы, работавшие в полуподполье, употребляли эти пленки для звукозаписи, для этой цели варганили самодельные «рекордеры». Увидеть такой аппарат сейчас (да и тогда) посчастливится не каждому. А между тем они сохранились до сих пор, и при желании на них можно по-прежнему записывать музыку. Автору этих строк показал такой агрегат человек по имени Рудольф Фукс. Живет он сейчас между Петербургом и Нью-Йорком: то там, то здесь...
...На фотографии – худенький интеллигентный мальчик с глазами – сложно определить, грустными или просто серьезными. Мальчик по имени Рудик. Снимок сделан в Вологде, куда маленького Рудольфа увезли от блокады в эвакуацию.
Там он пошел в первый класс, с этим городом связано для него ощущение покоя и тишины после разрывов бомб. Потом возвращение в родной Ленинград, жизнь обычного ленинградского мальчика. Уже потом, анализируя прожитые годы, Рудольф Фукс скажет: «Нашему поколению не хватало своей музыки, мы остались без нее. Война. В послевоенные годы у нас было, в сущности, родительское наследие, 1930 – 1940-е годы, все те танго, фокстроты. А так была пустота, и я как-то инстинктивно пытался ее заполнить, с тех пор занялся собирательством музыки, начиная с восьмого примерно класса. Джаз, затем рок-н-ролл...».
Когда разговариваешь с Рудольфом Фуксом, возникает ощущение, что находишься не то в действующей машине времени, не то в уникальном интерактивном музее, не то...
Вот он включает компьютер, и из колонок звучит «Джеймс Кеннеди» – песня о лихом моряке, который может быть счастлив только в море. Потом Фукс, узнав о трагической судьбе знаменитого подводника Маринеско, создал композицию «Саша, Саша» – свой ремейк «Джеймса Кеннеди».
«Как все молодые люди во все времена, мы хотели собираться, танцевать, слушать современную музыку всего мира. Но жили мы практически подпольно. Нет, ходили во всякие кружки, в Дом пионеров, но меня не особо тянуло туда. Всегда есть какая-то контркультура, которая притягивает молодежь. Когда умер Сталин – стало вольнее, буквально на второй день вместо одинаковых «балалаек» Радиокомитет стал ставить какие-то трио, квартеты, появилась возможность слушать «Радио Люксембург». Вот мы и стали его записывать с помощью невероятных технических ухищрений. А иначе где было купить те же многократно руганные в газетах буги-вуги, к примеру? Конечно, присутствовал момент престижа или, как сейчас говорят, крутости. Иметь последние записи – это еще и значило поднять в своих же глазах статус своего эго! Но прежде всего музыка, к которой стремилась душа...»
 
Рок-н-ролл, барды, шансон
 
Рудольф гордо показывает пожелтевшие газетные и журнальные вырезки. «Взломщики душ», «Пигмеи из подворотни» – одни заголовки чего стоят! Сегодняшнему молодому читателю вряд ли легко даже понять, в чем обвиняются в этих статьях Рудик и его товарищи: «...Иное дело Рудольф Фукс. Он, как-никак, интеллигент. И все, что ни делает, можно основать теоретически. По его авторитетному мнению, молодежи нужна новая духовная пища».
Современный читатель от души посмеется над «страшилками» об идеологической диверсии, которую, по мнению газетчика из тогдашней «Литературки», являл собой рок-н-ролл: «В альбоме (коллекция, найденная у Фукса. – С. Г.) собраны вырезки из газет и журналов о поклонниках танца, соединившего в себе подергивание эпилептика с приемами джиу-джитсу... Его идеал – Элвис Пресли – король американского рок-н-ролла с лицом взломщика, с выпученными бычьими мутными глазами, с черной сползающей на узкий лоб прядью»...
В том фельетоне нашего героя клеймят, приводя слова виолончелиста Пабло Казальса: «До тех пор пока неподготовленные и бесталанные развлекатели могут делать для себя и для граммофонных компаний миллионы долларов в течение ночи, они будут продолжать эксплуатировать тенденцию подростков, предпочитать мишуру золоту... Вы не можете ждать от людей, которые продают миллионы пластинок, чтобы у них были высокоморальные идеи»...
Да, золотые слова, и сейчас более чем актуальные. Но к Рудольфу Фуксу они никак не относились. Не продавал он миллионы пластинок, не имел сверхприбылей. Более того, в один не очень прекрасный день получил тюремный срок. Как говорит Фукс, это было логично, он даже не очень боялся, потому что по этому пути его вела судьба: «Я как будто был запрограммирован на эту деятельность». Ему еще повезло – пытались обвинить в заговоре, в создании организованной антисоветской группы, а так – всего-то незаконная деятельность в области звукозаписи. Что-то вроде современного «аудиопиратства».
Потом Рудольф устроился на работу в «Ленпроект». Начальник знал о его прошлом, но музыкальные интересы были ему не чужды. В «Ленпроекте» был неплохой зал с акустикой, ансамбль, в котором одно время работал бард Клячкин. Такой «оазис». Там же проходили полуконспиративные концерты известного «народного» певца Аркадия Северного.
Из песни слов не выкинешь, из российской истории – тем более. Блатной романс в силу самой российской специфики не мог не стать одним из популярнейших направлений отечественной песни. (Хотя верещащим в каждой маршрутке надрывным «шансонщикам» далеко до отцов-основателей жанра масштаба Северного.) Настоящая фамилия Северного – Звездин. Псевдоним ему придумал Фукс. А познакомились они так: Звездин по рекомендации друзей зашел к Рудольфу за стихами «неприличного» Баркова.
Рудольф, собственно, и «раскрутил» Северного, многие тексты его песен принадлежат именно Фуксу... Увы, судьба певца сложилась трагично. Он умер в один год с Высоцким. Русская беда – став популярным, Северный был нарасхват, его приглашали петь многие, от начальников до барыг, угостить его водкой и коньяком старались все кому не лень, он лечился от алкоголизма, но это не помогало...
 
«Кисмет» – счастливый случай и мечта
 
В 1979 году Фукс эмигрировал в Штаты. Квартиру оставил государству.
Эмигрантская его жизнь неизвестно как сложилась бы, но помог счастливый случай: «Я уже печатался в «Новом русском слове» под именем Рувима Рублева, вел обзоры советской подпольной музыки. Обнаружил в Нью-Йорке магазинчик «Кисмет», торговавший русской музыкой. И все время этот магазинчик был закрыт. Потом выяснилось, что немолодая хозяйка – Анна Корниенко – начинает работать только с обеда. А я заходил утром... Потом познакомились, и она начала мне нахваливать статьи Рувима Рублева, я так смутился, что даже не сразу признался, что это я...».
Супругам Корниенко было уже тяжело поддерживать магазин – сказывался возраст, и они предложили Фуксу купить бизнес в рассрочку. Первый взнос составил 6 тысяч долларов – опять помог счастливый случай, нашелся человек, который дал эти деньги (вернее, выступил поручителем по банковскому кредиту), потому что тоже читал статьи Рувима Рублева. И уже в 1980 году был выпущен диск «Владимир Высоцкий. Концерт в Торонто», а за ним – еще восемь долгоиграющих пластинок уже умершего певца-поэта. А еще – Галич, Розенбаум, «Машина времени»... (Сегодня за такую околопиратскую деятельность Рудольфа «достали» бы и за океаном – однако реалии того времени были совершенно иными.)
...Все проходит, и некогда гремевший «Кисмет» пережил свою славу. Фукс по этому поводу грустит. Много объективных факторов – рухнул «железный занавес», исчезло множество препон, вроде как больше нет «подпольной музыки», во всяком случае за нее не сажают, не выгоняют из вузов и с работы, поблек романтический флер. Да и новые технологии изменили жизнь: одним щелчком компьютерной мыши можно выдернуть из просторов Интернета даже ту музыку, которую не пускают в теле- и радиоэфир как пресловутый «неформат».
Тем не менее Рудольф Фукс горит мечтой возрождения «Кисмета» в новых условиях. Он вообще одержим множеством идей (в частности, теле- или радиоканала «альтернативной» музыки), суть которых в том числе сохранить для поколений во всем многообразии прожитую им музыкальную эпоху – пластинки «на костях», бардовские песни, записывавшиеся в самых невообразимых условиях, блатной романс, джаз, рок-н-ролл... Сохранить имена – например, любимого многими Вадима Козина, испившего сполна горькую тюремную чашу...
Рудольф в свои 70 лет не нажил каменных палат. Он не сделал капиталов на деятельности, на которую был «запрограммирован». Зато немногим в его возрасте удается так притягивать к себе молодежь, которая может слушать его рассказы часами, до глубокой ночи, а то и до утра. Ведь никакое историческое сочинение, никакие мемуары так не расскажут о времени, как музыкальная нота, как строчка из популярной песенки.
 
ФОТО АВТОРА Светлана ГАВРИЛИНА
 
http://www.spbvedomosti.ru/print.htm...98@SV_Articles  

 

 

Рудольф Фукс - Интервью для ТВ

 

 

 

 


 
РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ ФУКС (СОЛОВЬЕВ)
 

Родился 13 августа 1937 года в городе Луга Ленинградской области. В конце 50-х работал в лаборатории "Русские Самоцветы", учился на вечернем отделении Кораблестроительного института. Как раз в эти годы Р.Ф. , как и вся наиболее передовая молодежь Питера, вместо того, чтоб включаться в единый трудовой порыв коммунистического строительства, увлекся буржуазной культурой. Он начал коллекционировать записи рок-н-ролла, и все материалы, связанные с этой скандальной и запрещенной в СССР музыкой. Однако у Р.Ф. все было нормально не только с музыкальными, но и с деловыми качествами - и он еще начал сотрудничать с фирмой подпольной звукозаписи Руслана Богословского. За что поимел несколько приводов и удостоился фельетонов в прессе.
Второй страстью Р.Ф. была блатная музыка. В 1962 или 1963 году он познакомился с Аркадием Звездиным, и сделал первые записи блатных песен в его исполнении. А чуть позже, вместе со звукорежиссером из фирмы Богословского Виктором Смирновым и поэтом Борисом Тайгиным, устроил запись Аркадия в сопровождении ансамбля. Советская власть, конечно, долго терпеть это не могла, и в 1965 году постаралась навесить Р. Ф. срок. Два года он чалился на зоне под Выборгом, а вышел по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. Работал в институте "Ленпроект", но, конечно же, продолжал свою коллекционерскую и деловую деятельность! Организовывал записи многих авторов-исполнителей, в том числе - А. Лобановского и Е. Клячкина, сам тоже понемногу сочинял песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев. В их числе: "Гимн менестрелей", "Вы хочете песен…", "Не лезьте, граждане, в поэты", а также тексты песен на известные мелодии: "Семь сорок", "Красавица моя", "Йозель" и другие. А в 1972 году начал свой великий блатной проект - написал две литературно-музыкальных композиции в одесско-блатном жанре, которые гениально исполнил Аркадий Звездин, теперь уже Северный. После этого всего за три года Р.Ф. наваял для Северного еще несколько блатных сценариев, а потом в актовом зале "Ленпроекта" устроил совместно с Вл. Ефимовым подпольные "Одесские концерты" Аркадия Северного под великолепный ансамбль! К этому времени Р.Ф. сочинил уже немало песен - стилизаций под блат, которые после исполнения Северным в момент становятся народными. Однако, после отъезда Северного в Одессу в начале 1977 года, их творческий союз по-тихому распался... В конце 70-х Р.Ф. участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле "Сакс и струны", а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне". Мероприятие с "Россиянами" было затеяно скандальное - рок-опера "Пророк Моисей", об исходе евреев! Р.Ф. написал либретто для этой оперы, но обо всем стало известно соответствующим органам. Терпение советской власти лопнуло, и оставшись перед выбором - срок или эмиграция, Р.Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев), 18 июня 1979 года по израильской визе покидает СССР...

Очутившись в Нью-Йорке, Р. Соловьев, меломан и деловой человек советской закалки, начал работать в звукозаписывающей фирме "Кисмет", которая еще с 30-х годов специализировалась на русской музыке. А вскоре он и вовсе выкупил этот бизнес, и стал президентом "Кисмета". Много славных достижений сделано на этом посту, вот самые эпохальные - самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), а также альбомы музыкантов нашей эмиграции. Однако поэтическую деятельность "Рувим Рублев" тоже не бросил - он писал и публиковал свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец". Написанный им русский текст "Сингареллы" стал вообще всемирно известен. В 1989 году, на пике перестройки Р. С. приехал в Питер, и сделал почти фантастическую вещь - законтачил с государственной советской фирмой грамзаписи "Мелодия", и протолкнул на ней выпуск диска А. Северного, - еще при власти коммунистов!
В Нью-Йорке Р.С. довелось выступить и в роли импресарио. С начала 1980-х гг. он раскручивал интересный блатной проект - Виктора Слесарева (Чинова), который спел немало песен, написанных Р.С. К сожалению, этот проект прекратился из-за кончины Виктора. В 2001 году Р. С. продюсировал еще один блатной альбом - Валерия Вьюжного. Но блат блатом, а про рок-н-ролл Р.С. тоже не забывает. Другие его проекты - "Gogol Bordello" и Black Mama, - панк-рок; и Moogie-doogie - в стиле "джексон фай".
Последние годы Р.С. много времени проводит в Питере - городе, где когда-то все начиналось...

 

 

Рождественская песня - Рудольф Фукс. Аранжировка - Евгений Драпкин. Видео - Александр Травин

 


 


 
В послереволюционной и послевоенной России тексты песен записывались от руки. Среди людей, посвятивших большую часть своей жизни сохранению и приумножению этого богатства, был Рудольф Фукс (с 1972 года Соловьев), бардовский псевдоним Рувим Рублев.
 
Северный Фукс
 
Русский шансон невозможно представить себе без так называемых уличных, блатных, тюремных и т.п. песен.
В послереволюционной и послевоенной России тексты песен записывались от руки. Среди людей, посвятивших большую часть своей жизни сохранению и приумножению этого богатства, был Рудольф Фукс (с 1972 года Соловьев), бардовский псевдоним Рувим Рублев. Он родился в 1937 году в Ленинграде. Сталинский режим, репрессии, обычное послевоенной детство - шпана, проходные дворы, чердаки, подвалы и, конечно, неподцензурные песни, глубоко западающие в душу, тексты, которых Фукс начал записывать в отдельную тетрадь.
Блатные песни пели в те годы в кругу самых надежных друзей, иначе - срок немалый.
В начале 60-х годов в СССР появляются первые бытовые магнитофоны, много контрабандных пластинок (например, цыгане Валя и Алеша Дмитриевичи, цыганка Маня, цыганка Рая, оперные певцы Иван Ребров, Борис Рубашкин, классический джаз, Хейли, Пресли, Армстронг). Тогда же появляются первые барды - Визбор, Окуджава, Высоцкий и др. Качество записи оставляет желать лучшего, но люди слушают и хотят слушать.
К концу 60-х годов Р. Фукс собрал огромную коллекцию магнитофонных записей, текстов песен и множество пластинок. Мое знакомство с Фуксом состоялось осенью 1971 года. Невысокого роста, в очках, Фукс был очень живым и энергичным. Каким-то образом все музыкальные новинки, доходящие до Ленинграда, попадали сначала к Фуксу. Он часто говорил, что собрал очень много, что блатные песни - это народный фольклор, что надо бы это оставить для потомков. Потом у него появилась идея найти хорошего исполнителя и записать все имеющееся в хорошем качестве. Осенью 1972 года он нашел исполнителя песен - это был Аркадий Дмитриевич Звездин, который к этому времени уже имел псевдоним Северный.
Первый домашний концерт Северного состоялся у Толмачева по сценарию, написанному Р. Фуксом. Концерт продолжительностью 1 час состоял из 18 песен, которые разбавляли рассказы и комментарии из истории Одессы и жизни одесситов.
Концерт имел потрясающий успех. Проникновенный бархатный баритон Северного, мастерское исполнение, одесский акцент, интересные сюжеты рассказов придали своеобразный колорит концерту, и он молниеносно разошелся среди любителей звукозаписей. Это вдохновило Фукса на создание следующего сценария, который он записал у себя дома на Ропшинской улице в конце 1972 или в начале 1973 года.
Далее выходит концерт, в котором отредактированные Фуксом рассказы о "московском дне" чередуются с блатными песнями. Талант сценариста позволил Фуксу отредактировать рассказы и песни таким образом, что получилось единое целое. Северный для исполнения этого концерта пришел к Фуксу со своим младшим братом Михаилом (только что освободившимся из тюрьмы), который подпевает Северному в песне "Не дождаться мне, видно, свободы...".
Следующий концерт был без сценария и состоял из 18 песен. Потом следует концерт со сценарием: "У меня в руках письмо. Один из моих незнакомых многочисленных друзей пишет мне: дорогой Аркадий Палыч, пишет Вам Ваш почитатель из города Воркута, который хотел бы передать привет Вам от себя лично и от большой группы любителей Вашего редкого таланта. Мне и моим друзьям кажется, что Вы плохо оправдываете свою гордую фамилию Северный тем, что мало поете песен о Севере дальнем. Все как-то Вас больше тянет на юг, в Одессу-маму, к Ростову-папе поближе, а о мачехе-Воркуте Вам и вспоминать не хочется. Мы, конечно, понимаем, воспоминания не из лучших, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Как не вернуть тех лет, в которых счастья не было и нет, как выколото у меня на груди. Ваш друг, известный в прошлом Костя-капитан".
- Дорогой Костя! Постараюсь сегодня исправить свою ошибку. Специально для вас, - поет "Ох, волюшка..."
Концерт из 9 песен, между которыми пояснения и короткие рассказы из жизни заключенных, воров и блатных.

Вскоре Фукс выпускает концерт "О шансонье". Он начинался так: "Здравствуйте, дорогие друзья! Я думаю, что в этот раз мы могли бы поговорить о песенках "шансон" или, как их еще называют в народе, "шансонетках", а так же попутно о цыганских романсах шансонного типа. Итак, что такое "шансонет"? Этот вопрос, конечно, не имеет никакого отношения к подобному вопросу, адресованному в редакцию "Армянского радио", и на который они бодро ответили: "Что такое "Шансонетка"? Это девушка, у которой совсем нету шансов!" У тех девушек, которые приезжали в нашу страну из Франции со своими песенками, конечно, были шансы. Да еще какие! И они этими шансами пользовались настолько успешно, что уже с середины прошлого века на русской эстраде возник особый жанр песен - "шансонет", а их исполнители стали называться "шансонетками". Этот жанр включал в себя исполнение цыганских романсов и бытовых песен на русском языке. До наших дней дошли не многие из этих романсов. Например, знаменитый в свое время романс "Избушка"... После исполнения "Избушки" Северный вперемешку с исполнением песен рассказывает о Варе Паниной, Леньке Пантелееве, танце "Канкан" и о знаменитом Василии Гущинском.
В конце 1974 - начале 1975 года выходит концерт из 16 песен, где много посвящений: Клячкину, Высоцкому, Окуджаве, Рахлину, Александру Галичу. В середине 70-х (примерно 1975 год) выходит концерт, посвященный истокам блатной песни. Во вступлении Северный сказал: "Нам, любителям и собирателям так называемого блатного жанра и старых русских каторжных и тюремных песен, часто больно и досадно, когда слышно, как ругают этот жанр, уходящий своими корнями в седое прошлое. На примере нижеследующих песен мне хотелось бы показать, что многие блатные песни произошли из народных и многие писались русскими поэтами. Итак, песня "Ухарь-купец", которая была написана русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным, 150-летие которого недавно отмечала вся страна. Родился он в 1824 году, умер в 1861 году".
Последний записанный Фуксом концерт из 21 песни и 17 анекдотов был 7 ноября 1975 года по случаю двухлетия его дочери и длился полтора часа. Всенародную славу А. Северному как "королю блатной песни" принесли приведенные выше 5 концертов со сценариями, написанными Фуксом. Являясь одновременно сценаристом, режиссером и постановщиком, Р. Фукс создал свой театр - театр блатной песни, единственным артистом которого был А. Северный. Среди любителей магнитофонных записей начался настоящий бум. Все искали новых песен в исполнении А. Северного, несмотря на то, что уже было очень много песен таких бардов, как В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава и других.
Будучи сам бардом (Рувим Рублев), Р. Фукс написал массу песен как для репертуара А. Северного, так впоследствии и для репертуара "Братьев Жемчужных" с разными исполнителями.

 

Мы программу "Время" включим

 

 

 

Георгий Осипов Иван Жук клуб Вермель 21.05.2016 Москва


Вот далеко не полный список песен, написанных Рувимом Рублевым:

 

1) "Гимн менестрелей",
2) "Вы хочете песен",
3)"Скокарь",
4) "Хиляем как-то с Левою",
5)"Не лезьте, граждане в поэты",
6) "Прошли года",
7) "Кафе "Ориенталь",
8) "Люблю я 40 градусов",
9) "7,40"(текст),
10) "Без двадцати восемь"(текст),
11) "Красавица моя"(текст),
12) "Дождь идет"(текст),
13) "Мекки-нож"(текст),
14) "Ромашки и рюмашки" (текст) и т.д.

 

"Романтика" - Рудольф Фукс. Аранжировка - Евгений Драпкин.

 

 

 

К середине 1974 года относятся первые попытки сделать блатные песни с оркестром в стереозаписи. Выходит концерт "Магаданцы". Потом в декабре 1974 года первый концерт "Братьев Жемчужных", который делал С. Маклаков. В начале 1975 года выходит второй концерт "Братьев Жемчужных" с участием Аркадия Северного и далее третий и четвертый концерты, которые также делал С. Маклаков.
Видимо, в самом конце 1974 или начале 1975 года Р. Фуксом и С. Маклаковым был сделан концерт, "посвященный 85-летию со дня рождения Вертинского". Ведущим концерта был А. Северный, а первая песня "Гимн менестрелей" была написана Р. Фуксом.
Осенью 1975 года Толмачев познакомил меня с Дмитрием Михайловичем Калятиным, в семье которого жил и Аркадий Дмитриевич Северный. Хлебосольность и доброжелательность хозяев были необычайными. Аркадий Дмитриевич - живой, обаятельный и остроумный - всегда был душой компании. Иногда пел, но немного. Он мне рассказал, что дочке 4 годика, и так получилось, что и дома он не был 4 года. Из квартиры его давно выписали, и он ходил к судебному исполнителю, чтобы восстановится, но это ему не удалось. Поражала его необычайная худоба. Он был болен страшной болезнью - алкоголизмом. Я предложил Аркадию Дмитриевичу попробовать полечиться. Он согласился. В марте 1976 года его положили в больницу имени Бехтерева на алкогольное отделение. Накануне Дмитрий Михайлович пришел в ординаторскую этого отделения с магнитофоном и проиграл врачам несколько вещей в исполнении Аркадия, в том числе "Черную моль" из второго "одесского концерта", который сделал Р. Фукс. К сожалению Аркадий Дмитриевич не смог удержаться - запил, не пройдя полного курса лечения, и был досрочно выписан из больницы.
В 80-е годы за границей оказалось много советских бардов (В. Токарев, А. Корабельников, В. Шульман и др.) и эстрадных исполнителей (М. Гулько, Л. Успенская, М. Шуфутинский и др.). Пластинки, выпущенные ими, дошли и до нас. Значительная, если не большая, часть песен этих исполнителей взята из репертуара А. Северного и "Братьев Жемчужных". И в России в связи с перестройкой и гласностью стали выходить сборники блатных песен под различными названиями.
Даже при беглом просмотре этих сборников видно, что большая часть текстов взята из репертуара А. Северного, "Братьев Жемчужных", "Черноморской чайки" и других менее известных самодеятельных ансамблей ("Магаданцы", "Альбиносы", "Крестные отцы", "Святые братья", "Аэлита", "Светофор" и т.п.), с которыми выступал А. Северный. Многие песни кочуют из одного сборника в другой.
В заключении хочеться отметить, что безудержная энергия Р. Фукса принесла свои плоды: эмигрировав в США в 1979 году, он устроился в фирму Kismet, через некоторое время ее откупил и сейчас является хозяином этой фирмы. Сергей Иванович Маклаков (давший второй виток блатным песням под оркестр в стереозаписи) недавно отметил свое 70-летие и прекрасно выглядит, бодр и весел.
К сожалению, нет с нами Г.П. Толмачева, Д.М. Калятина, Н.Г. Рыжкова, Г.С. Нахамкина, имевших прямое отношение к записям блатных песен. Последняя моя встреча с А.Д. Звездиным-Северным была в середине апреля 1980 года в морге больницы имени Мечникова и в крематории.

Автор: Валентин Шмагин

http://www.peoples.ru/art/music/bard/fux/

 

 

Рудольф Фукс и Добраночь - Вечер памяти Аркадия Северного

 

 

 


 
Подпольные ансамбли
Из записок коллекционера магнитиздата
 

Рассказ о современных подпольных ансамблях в Сов. Союзе, вернее об их записях на магнитную пленку, необходимо начать с Одессы. И не потому, что существует огромное количество одесских песен, которые составляют основу репертуара многих ансамблей, а по причине существования до сравнительно недавнего времени легендарной одесской толкучки, где записи ансамблей активно распродавались. Так как на эту толкучку, самую последнюю в стране, съезжались покупатели со всего Союза, то и распространялись эти записи по всему Союзу, знакомя любителей с полузабытыми песенками нэпмановских времен, 30-х и 40-х годов, лагерными и тюремными песнями.
Нельзя сказать, что записи продавали совершенно открыто. В толпе покупателей чувствовалась определенная напряженность, но, очевидно, милиционеры были подкуплены и беспокоили продавцов подпольных лент крайне редко.
Песни, имевшие весьма завлекательные названия: "Одесская свадь6а", "С одесского кичмана", "На Дерибасовской" – исполнялись подпольными ансамблями Алика Беррисона, Фарбера, "Бородачами", неким Кожухаровым со товарищи" и т.д. Алик Беррисон заметно выделялся из других исполнителей приятной манерой пения и игры, сначала на аккордеоне и на злектрооргане, сопровождали ударные, гитара.
К сожалению Алика Беррисона уже давно нет в живых – он погиб в автомобильной катастрофе, но его соперник по подпольной славе Фарбер, отличавшийся звонким голосом и агрессивной манерой пения, не только жив, но и выступает сейчас как солист в одном из русских ресторанов Нью-Йорка уже под своим настоящим именем.
Центральное место в записях занимала знаменитая песенка "Мясоедовская", названная так в честь одной из улиц Одессы. Написана она двумя одесскими ресторанными музыкантами: Фимой Абрамовичем и Аликом Мочаном, один из которых тоже живет сейчас в Америке. Несмотря на то, что мелодия не отличалась оригинальностью, а была заимствована у одной из известных цыганских песен, "Мясоедовская" подкупала своей простотой, искренностью и неистребимым одесским духом. Сначала ее заиграла и запела "вся Одесса", а затем она зазвучала по всем ресторанам страны. Не было ни одного вечера, чтобы не исполнялась "Мясоедовская" или "Семь-сорок" – народный еврейский танец фрейлахс. Почему он назывался именно "Семь-сорок", никто не знал. Повальное увлечение "Мясоедовской" и "Семь-сорок" стало беспокоить власти, играть их в. ресторанах специальным распоряжением министерства культуры было запрещено. Танец "Семь-сорок" музыканты срочно переименовали на "Без двадцати восемь" и все-таки продолжали потихоньку исполнять, тем более что это название точно соответствовало времени отправления самолетов "Аэрофлота" из Ленинграда в Вену, на которых многие любители этих танцев навсегда покидали Союз.
Однажды один из ленинградских коллекционеров Магнитиздата, работавший проводником поезда дальнего следования, был в Магадане и зашел вечером в центральный магаданский ресторан. На эстраде играл небольшой оркестр: две гитары, контрабас, электроорган, ударные. Музыканты, молодые ребята, остриженные почти наголо, по внешнему виду напоминали заключенных. Играли они весьма неплохо. Кроме того, с эстрады звучала совершенно незнакомая коллекционерам песня:
Созрели вишни в саду у дяди Вани,
А вместо вишен теперь веселый смех!
Сейчас эта песенка хорошо известна, а в то время – в первой половине 70-х годов – о ней никто и не слыхивал, поэтому забавный текст, где вишневый сад и дядя Ваня с тетей Груней "выпадали в осадок", и приятная мелодия произвели на коллекционера неизгладимое впечатление. Понравились ему и другие песни из репертуара ансамбля. Они не были избитыми, в них чувствовался колорит магаданских золотоискателей, рыбаков, бродяг и, конечно же, зеков. В конце вечера коллекционер подошел к оркестрантам, представился и попросил разрешения записать всю их программу на магнитофонную пленку. Магнитофон у него случайно был с собой поэтому, когда последние посетители покинули ресторанный зал, музыканты из уважения к питерскому гостю повторили всю свою программу.
Так в Ленинграде появилась магнитофонная запись ансамбля, получившего условное название "Магаданские ребята". Эта лента имела большой успех у любителей Магнитиздата, и копии с нее мгновенно распространились по всему Союзу. О членах этого ансамбля было известно очень мало: только то, что они сами рассказали в промежутках между песнями.
Все они досиживали сроки или были ссыльными. Начальство лагерей отпускало некоторых из них играть в ресторане, как в свое время помещики отпускали крепостных на оброк в город. Отыграв, они вновь возвращались на нары. Ребята были со всего Союза и песни поэтому пели самые разнообразные: одесские, цыганские, блатные и туристские, грустные и веселые. Включали они в свой репертуар и песни бардов: Высоцкого, Кима, Кукина. Песни, пропущенные через весьма своеобразную "магаданскую" призму, звучали свежо и оригинально. Концерт заканчивался словами:

Вы нам письма пишите, наш адрес весь –
Синегорье, Колымская ГЭС.

Успех этой ленты заставил наших питерских "магнитиздатчиков" сильно задуматься и вспомнить о том, что именно в Питере были сделаны самые первые в стране записи подпольных ансамблей с такими солистами, как Лидия Лебзак, Илья Набатов, Серж Никольский, Аркадий Северный.
На сей раз самым активным оказался один из бывших деятелей "рентгениздата", которого все к тому времени уважительно называли Иваном Сергеевичем. Он обладал необходимой аппаратурой, связями в музыкальном мире и, самое главное, денежными средствами, чтобы эти связи поддерживать. Так появилась первая запись полуторачасового концерта ленинградского подпольного ансамбля, получившего название "Братья Жемчужные". Среди музыкантов этого оркестра, собранного с бору по сосенке почти со всех ресторанов города, не было ни братьев, ни цыган Жемчужных, но зато присутствовали веселье и неподдельный энтузиазм, подогреваемые, конечно неплохими гонорарами.
Успех этой ленты превзошел все ожидания. Так же, как и запись ансамбля "Магаданские ребята", ленту "Братья Жемчужные" сразу же начали продавать на одесском толчке, и песни этой ленты распространились со сказочной быстротой по всей стране..

© Рувим Рублев

 


 
Пластинки-заики
 
Из записок коллекционера магнитиздата

Безусловно, прародителем современных русских бардов и менестрелей следует считать Александра Вертинского. Эмигрировав в 1920 году из России и пройдя тернистый путь артиста-эмигранта, он разнёс по всему миру славу русских песен, романсов, баллад, фольклора. Его пластинки выпускались многими фирмами почти всех европейских стран, в Соединенных Штатах, Китае, Австралии, Канаде.
Ближе всех к. России находилась граммофонная фирма «Беллакорд», выпускавшая свои пластинки в свободной Латвии. Начиная с середины 20-х годов и до самого конца 30-х фирмой создана замечательная коллекция из произведений, записанных такими прекрасными исполнителями, как Петр Лещенко, Константин Сокольский, Донцовы. Неплюев, Алла Баянова, Мия Побер, Бурлак, Юрий Марфеси.
Петр Лещенко по образованию учитель, закончил Гражданскую войну в рядах Белой Армии еще совсем молодым человеком. Волею судеб он оказался в Румынской Бессарабии, где благодаря своему чудесному драматическому тенору начал зарабатывать на жизнь пением в ресторанах. Через некоторое время он перебрался в Ригу, где выступал на эстраде, постепенно завоёвывая все большую популярность. У меня в коллекции долгое время хранилась пожелтевшая вырезка из рижской газеты тех лет.
На ней изображен молодой Петр Лещенко в русском расписном кафтане в момент исполнения одной из своих песен. Надпись под фото гласила: «Любимец публики – Пётр Лещенко». Первая пластинка, которую напел П. Лещенко для рижской фирмы "Беллакорд" была записана в сопровождении баяна и называлась "Русые Косы".
Лещенко по праву может считаться создателем совершенного жанра в эстрадной музыке, так называемого «Русского фокстрота». В этом ему в значительной степени помог талантливый русский композитор Оскар Строк, в то время тоже живший В Риге. Так появились замечательные, веселые, я бы даже сказал, бесшабашные фокстроты: "Моя Марусечка", "Блины", "Марфуша", «Лошадки» и многие другие. Но главный вклад 0скара Строка в эстрадную музыку – это, безусловно, целая коллекция знаменитых танго. И здесь имена П. Лещенко и О. Строка неразделимы, поскольку такие великолепные танго как "Мусенька, родная", "Татьяна", "Белочка"; "Студенточка", "Черные глаза", "Вино любви" и многие другие были написаны композитором специально для Лещенко с учетом его вокальных и исполнительских данных. Пластинки с записями этих прекрасных фокстротов и танго получали распространение во всем русскоязычном мире. Попадали они – пока еще в небольших количествах – и в Россию.
Лещенко пел не только танго и фокстроты. С большим успехом он исполнял русские народные песни и цыганские, записал и несколько блатных – таких как "Сашка", "Алеша-Косая сажень" и другие.
Блатными песнями больше увлекались другие талантливые певцы, пластинки которых выпускались фирмой «Беллакорд». Юрий Марфеси – баритон, известный еще до революции, эстрадный певец, напел "Я милого узнаю по походке" в настоящем одесском варианте; Донцовы исполнили "Люблю водку, люблю я пиво»; Константин Сокольский – "Мурку", "Гоп со смыком", частушку под гармошку. Все это несколько позже послужило некоторым "толчком" для создания Л. О. Утесовым своей "блатной серии песен", но уже на советских пластинках.
Вообще, творчество Утесова постоянно перекликалось с творчеством русских зарубежных эстрадных певцов, что нашло отражение в репертуаре утесовского оркестра. Он исполнил несколько танго Оскара Строка и песни П. Лещенко. "Синяя рапсодия", "У самовара я и моя Маша" советские любители музыки впервые услышали именно в его исполнении.
Вся эта музыкальная жизнь продолжалась вплоть до оккупации Латвии советскими войсками. Незадолго перед этим почти все музыканты и певцы разъехались из Риги по разным странам Европы и Америки. Фирма «Беллакорд» под названием "Рижский Государственный завод грампластинок" стала выпускать в основном латышские народные песни. Что же стало со всем великолепным наследием творчества русских зарубежных певцов? А вот тут-то и начинается самое интересное.
За несколько лет перед войной в. Ленинграде была создана так называемая «Экспериментальная фабрика, грампластинок», предназначавшаяся большей частью для того, чтобы выпускать музыку и песни из зарубежных и отечественных кинофильмов. Во главе ее стоял некто Заикин, хороший организатор и предприимчивый делец от музыки. Как только Красная Армия вошла в Ригу, он получил спецмандат и предписание: срочно забрать и доставить в Ленинград все матрицы и весь оставшийся нераспроданным тираж бывшей фирмы «Беллакорд». Заикин так и сделал. Почти все матрицы, за исключением единичных экземпляров, вывезенных самими артистами, попали в прессовочный цех «Экспериментальной фабрики», где с них срочно начали печатать пластинки. Спрашивается, для чего? Ведь весь этот репертуар был глубоко чужд советской идеологии. Во всех этих песнях, танго, фокстротах, романсах и частушках пелось о простых человеческих чувствах, переживаниях, надеждах и разочарованиях. В них не было ни слова агитки, они были далеко от какой-либо политики. Оказывается, весь этот срочно печатающийся тираж предназначался для личного пользования партийных чиновников и их семей, короче – для любого сорта крупных чинов. Пластинки выпускались без этикеток. Их заменяли кружочки из серебряной фольги, на которых приклеивали бумажные прямоугольнички с напечатанными на пишущей машинке названием песни и именем исполнителей. Причем возникала обнаруживаемая впоследствии коллекционерами неизбежная путаница, когда песни в исполнении Неплюева или Сокольского приписывались Лещенко или Вертинскому. Эти пластинки – по имени их создателя – назывались "заиками".
Позже, когда официальный контроль над матрицами, привезенными из Риги, несколько ослаб, работники прессовочного цеха начали печатать "заики" и для личного пользования, тайком вынося их с фабрики. Конечно, Заикин обо всем этом знал, но предпочитал смотреть на всю эту утечку «крамольного» репертуара сквозь пальцы. А поскольку перепадало кое-что и "органам", то и они закрывали на это глаза.
Тогда Заикин пустился "во все тяжкие". Стал печатать весь репертуар для тайной продажи. У него имелось много знакомых директоров магазинов, торгующих грампластинками, через которых наладился тайный сбыт нелегальной продукции. Для этой цели использовались этикетки, украденные на Рижском заводе грампластинок с латышскими названиями совершенно других произведений. За короткий промежуток времени Заикин стал очень 6огатым человеком, так же, как и директора магазинов, сбывавших его продукцию.
Когда «органы» решили, что "клиент созрел", они арестовали самого Заикина и всех его пособников, конфисковали все их имущество и тем самым обогатили "государство рабочих и крестьян" еще на несколько миллионов рублей. Тем более что рижские матрицы из-за усиленного употребления пришли в негодность. Заикин погиб в концлагере, а его "заики" с песнями, танго, фокстротами и романсами продолжают жить в народе и по сей день..


© Рувим Рублев

источник- http://www.shanson.org/forum/showthread.php?t=1742