Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки   Музыка    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Голубой огонек

 

 

Красная  книга российской  эстрады               Список альбомов
 

1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21   22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33   34   35  36 

37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

 Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 


 

 

Бернес Марк Наумович

Фото альбом

Фильмография:

1936 Заключенные
1937 Шахтеры
1938 Человек с ружьем
1939 Большая жизнь (1-я серия)
1939 Истребители
1940 Преступление и наказание
1941 Три танкиста (новелла в к/а "Боевой киносборник N8")
1943 Два бойца
1944 Большая земля
1945 Великий перелом
1946 Большая жизнь (2-я серия)
1948 Третий удар ("Южный узел" - н/ред.)
1950 Далеко от Москвы
1951 В степи
1951 Тарас Шевченко
1952 Максимка
1953 Огни на реке
1954 Запасной игрок
1954 Море студеное
1954 Школа мужества
1956 Дело N306
1956 Они были первыми
1957 Ночной патруль
1957 Удивительное воскресенье
1957 Цель его жизни
1961 Чертова дюжина
1962 Шестнадцатая весна - читает текст
1963 Аппассионата
1963 Мелодии Дунаевского
1963 Это случилось в милиции
1967 Женя, Женечка и "Катюша"

Владимир Ноговицын, "Приговор Бернесу"

 

БЕРНЕС Марк Наумович (наст. фамилия - Нейман)

 

21.09.1911, Нежин - 17.08.1969, Москва.

Народный артист РСФСР (1965)
Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в фильме "Далеко от Москвы")
Кавалер Ордена "Знак Почета"

 

Начало

 

Марк Бернес, будучи еще подростком, блистательно дебютировал на сцене харьковского музыкального театра"Миссури" (официант в оперетте "Мадам Помпадур" Лео Фалля, 1928). В 1929 году он окончил театральные курсы в Харькове, после чего приехал в Москву, был статистом в Малом и Экспериментальном театрах, играл в Театре Революции. В 1934 артист стал обладателем премии "За лучшие качественные показатели работы". Премия, конечно, не солидная, но артист был замечен.

 

Кино

 

В кино Марк Бернес - с 1935 года ("Заключенные"). В 1938 году актер снялся в небольшой, но яркой роли Кости Жигулева в фильме "Человек с ружьем", где исполнил ставшую легендарной песню "Тучи над городом встали...". За эту работу Бернес был удостоен ордена "Знак почета". Именно в кинематографе он нашел себя, прекрасно вписываясь в контекст довоенного кино, где был необходим изначально положительный герой, отмеченный спокойной твердостью и волей, решимостью и верностью отечеству. Все это Марк Бернес умело окрашивал присущей ему мягкостью, лирическим взглядом на любимую женщину, крепкой мужской надежностью. Такими были его летчик Сергей Кожухаров в картине "Истребители", позже - боец Аркадий Дзюбин, обретший всенародную и долгую славу в картине "Два бойца". В роли этого лихого, отважного одессита проявился комедийный талант актера.

Начиная с первых фильмов, герои Бернеса приходили на экран с песней, сразу же уходившей в народ, многие из них живы по сей день. Одними из самых любимых народом, стали песни из фильма "Два бойца" - "Темная ночь" и "Шаланды полные кефали". Бернес не обладал серьезными вокальными данными, но задушевность, теплота, умение актерски "сыграть" песню привели его на эстраду.

После войны он продолжал сниматься в главных и эпизодических ролях. Были интересные работы - вор Огонек в фильме "Ночной патруль", Косарев в "Тарасе Шевченко", Чубук в "Школе мужества". Но постепенно исполнение песен, концерты заняли главное место в его артистической жизни.

 

Личная жизнь

 

Марк Бернес был женат дважды. Первая жена - Полина Семеновна умерла в 1956. Дочь - Наталья Марковна (Родилась в 1954. Выпускница восточного факультета МГУ). Живет в Америке.

После смерти первой жены Марк Бернес переживал трудные времена. Почти одновременно началась кампания в прессе, которая его чуть не уничтожила. Поводом послужила реплика Хрущева на съезде комсомола. А дело было так… Бернеса пригласили выступить на закрытии съезда комсомола. Тогда все было регламентировано, программа концерта заранее определялась: разрешалось исполнить две песни, и не более того, как бы тебя ни вызывали на "бис". Он спел, но его не хотели отпускать: зал стоя скандировал артисту. За кулисами не оказалось никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Как Марку потом рассказали, Хрущев, сидевший в ложе, с неудовольствием произнес: "Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню". Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю Бернеса. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов, его никуда не выпускали. В "Правде" появилась статья "Пошлость на эстраде".

Чуть позже, он ехавший на своем автомобиле, нарушил правила. Это послужило поводом для фельетона в "Комсомолке" - "Звезда на Волге..."

В это тяжелое для себя время Марк Бернес познакомился с Лилией Бодровой. Лилия в то время была замужем. Ее муж работал фотокорреспондентом. Он и познакомил их, когда они отводили своих детей в школу, в первый класс - Бернес - свою дочь Наташу, а Лилия с мужем - своего сына. Марк Бернес потом признавался Бодровой: "Я с первого дня решил, что уведу тебя". Когда они познакомились, Марку Бернесу уже исполнилось сорок семь - он был старше Бодровой на восемнадцать лет.

Друзья Бернеса приняли Лилию сразу. Его окружали интересные люди: Лидия Русланова, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, балерина Ольга Лепешинская и другие. Часто в их семье бывал тогдашний американский посол Томпсон, множество иностранных корреспондентов - французы, югославы. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить - я хорошо готовила, и много.

Любовь Марка Наумовича к Лилии была огромной. Он старался быть постоянно рядом с ней. Как рассказывала Бодрова: "С Марком я распрямилась. Он никогда мне не говорил: "Ах, какая ты красивая!" Но я знала: он счастлив оттого, что я рядом".

Марк Бернес умер в 1969 году. Лилия Бодрова вспоминала: "Его болезнь свалилась на меня как рухнувший дом. Он стал плохо себя чувствовать, жаловался, что нет сил. Конечно, он не один год был болен. Ему упорно ставили диагноз "радикулит", а в результате выяснилось, что это рак легких. Но поздно, уже ничего нельзя было сделать..."

Лилия Бодрова- Бернес осталась одна с двумя шестнадцатилетними детьми, которых надо было ставить на ноги. Наташа окончила МГУ, факультет восточных языков (ИСАА), потом уехала в Америку с мужем. К сожалению, личная жизнь Наташи все не сложилась. От первого мужа она ушла сама, второй ушел от нее. Сын Жан закончил ВГИК, операторский международный факультет, но оператором никогда не работал.

     

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Татьяна Филиппова, интервью с Лилией Бернес-Бодровой (журнал "Караван Историй", ноябрь 1999);
"Нож в сердце Марка Бернеса" http://akter.kulichki.net;
Марк Бернес (актерские байки) http://akter.kulichki.net;
Марк Бернес (биография) http://mediateka.km.ru;
Фото с сайтов http://actors.khv.ru http://www.thewalls.ru

источник- http://www.rusactors.ru/b/bernes/   http://musicmp3.spb.ru/mp3/5156/mark_bernes.htm

 

 

 

Любимые песни. Марк Бернес

 

 Get Adobe Flash player

 

 

          

 

 

Осторожно: пошлость! Илья Шатуновский против Марка Бернеса

 

Самым страшным обвинением для артиста 50-х годов было обвинение в пошлости. Пошлость же, по мнению партийных и комсомольских вожаков, во всем, что обращено не к народу в целом, а к одному человеку, что нельзя исполнять хором, что лишено призыва, и несет такие чуждые социалистической идеологии черты, как задушевность, лиризм, индивидуальность, что не бодрит и призывает, а утешает и заставляет мечтать. Мечтать в советской стране тоже полагалось хором и исключительно о светлом будущем. Настоящее в расчет не принималось. Пошлость – это Есенин и Вертинский, Зощенко и Ахматова. Потому что мы так сказали.
С пошлостью боролись просто: не допускали к публичности – сцене, записи на радио или публикации в журналах. Сначала в центральной прессе появлялась программная статья, направленная против артиста, или едкий фельетон, а лучше и то, и другое сразу, а потом имя артиста стиралось из истории.
17 сентября 1958 году одновременно в двух центральных газетах начинается травля Марка Бернеса. «Правда» печатает статью не кого-нибудь - Георгия Свиридова под убийственным названием «искоренять пошлость в музыке». Можно даже не читать, по тому времени – уже приговор. Младший брат «Правды», «Комсомолка» выступает с фельетоном А.Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на «Волге», где Бернеса жестоко клеймили за нарушение правил дорожного движения. «Да это же поведение, недостойное советского артиста!» - возмущались праведники. Последствия не замедлили: радио, кино и грамзапись ведет себя так, будто такого артиста никогда не было.
К слову, произведения Шатуновского не раз ломали судьбы людей. Диссидента Есенина-Вольпина после его фельетона отправляют в психиатрическую больницу. Футболиста Эдуарда Стрельцова – в тюремное заключение («Снова о звездной болезни»). Людмилу Гурченко после фельетона «Чечетка налево» перестали снимать в кино. Особой любовью Шатуновский «любил» стиляг и американских шпионов. Зато речи, им написанные, читал с трибуны сам секретарь ЦК главный советский идеолог Суслов.
Для Бернеса прошли два тяжелых года. Но в 1960 году его голос уже зазвучал в заставке воскресной радиопередачи «С добрым утром!» Затем режиссер Арманд нарушает запрет на съемку Бернеса в кино. Потом было еще многое: гастроли, кино, записи, и главное – «Журавли», записанные им с одного дубля за месяц до смерти и звучавшие на его похоронах.

Н.Зеленецка 
http://22-91.ru/statya/ostorozhno-poshlost-ilja-shatunovskijj-protiv-marka-bernesa/08.02.2011

 

Поёт Марк Бернес (1967)

 

 Get Adobe Flash player

 

 

87c2bb2120cc Марк Бернес   Неизвестный Бернес (2009) торрент


Песни замечательного артиста и певца Марка Бернеса сопровождают нас с детства – но как оказалось, многие произведения почти не транслировались и не издавались для широкой аудитории – на этом диске вместе с известными «шлягерами» мы можем прослушать и «неизвестное» творчество Бернеса.

Композиции:


01. Наша любовь из к/ф «Большая жизнь. 2 серия»
02. Тучи над городом встали из к/ф «Человек с ружьём»
03. Шаланды из к/ф «Два бойца»
04. Песня посвящается моя
05. Три года ты мне снилась из к/ф «Большая жизнь. 2 серия»
06. Гитара
07. Разгулялся вольный ветер из к/ф «Школа мужества»
08. Очень часто в жизни так случается


03225582ef6e Марк Бернес   Неизвестный Бернес (2009) торрент

09. Когда разлюбишь ты
10. Я работаю волшебником
11. Злата Прага
12. На братских могилах из к/ф «Я родом из детства»
13. Песня о Родине из к/ф «Ночной патруль»
14. Я не забуду
15. Холода
16. Где же ты, друг
17. Мужской разговор
18. Песенка влюблённого шофёра
19. Огонёк
20. Слышишь, я жду, приходи
21. Я улыбаюсь тебе

Скачать торрент

 


 

НОЖ В СЕРДЦЕ МАРКА БЕРНЕСА (Звезды и криминал)

 

Несмотря на то что эта история похожа на легенду, она на самом деле имела место в 1958 году. Все началось в городе Котласе, который в те годы был известен как крупный пересыльный пункт северо-восточных лагерей европейской части России.

После разоблачения «культа личности» Сталина и передачи лагерей из ведения МВД в подчинение Министерству юстиции волна освобождений заключенных приняла массовый характер. Вместе с «политическими» на этой волне на свободу выш­ли и тысячи уголовников, которые использовали любые средства, чтобы оказаться на свободе. «Высшим пилотажем» считался побег, известный как «уйти за сухаря». Это значило побег из-под стражи с помощью подмены. Происходил такой побег внеш­не просто: большесрочник на пересылке предла­гал другому зэку, которому оставалось сидеть немного, откликнуться вместо него при вызове в этап. Если это предлагал блатной или вор в законе, то отказать ему было рискованно, и подмена тут же осуществлялась. На сопроводительных документах менялись фотокарточки, и люди отправлялись в разные стороны. Подобным образом осенью 1958 года на свободу вышел человек, в блатном мире известный под кличкой Лихой. И ничем бы не про­славился этот вагонный ворюга, если бы на запас­ных путях железнодорожного вокзала в Котласе не сел он играть в буру с тремя бывшими зэками, ос­вободившимися из лагеря вместе с ним.

Карточная игра для блатного—дело святое, не случайно колода карт на их языке именуется «библией». Играть в карты (или стирки) умел в те годы каждый уважающий себя блатной. Шулеры и вир­туозы игры пользовались в преступной среде непререкаемым авторитетом. Карточный долг предполагал обязательность своего погашения в самый короткий срок, и если этого не происходило, задолжавший недолго оставался живым — любой урка обязан был его убить как нарушителя святого правила.

Каждый из четырех уголовников, садясь в ваго­не за карты, прекрасно знал об этих «правилах», которые никогда заранее не оговаривались, а су­ществовали как само собой разумеющиеся. Игра шла честно в течение нескольких часов и по накалу страстей не уступала любому спортивному состя­занию. Другое дело, что ставки в этом соревновании были слишком высоки.

Когда под вечер Лихой выставил на кон последнее, что у него было, — золотые женские часики, которые увел прошлым днем у молоденькой сту­дентки в привокзальном буфете, в глубине души уже знал, что и эту ставку он благополучно спустит в руки соперников. Есть у блатных такое свойство — заранее чувствовать наличие фарта или его отсутствие. Однако, как и всякий азартный игрок, остановиться и выйти из игры Лихой уже не мог. Поэтому, когда часы благополучно перекочевали в руки нового хозяина, Лихой внезапно пошел ва-банк— предложил играть «на пятого». Для рядово­го советского обывателя подобного рода игра была явлением неизвестным, хотя многие жители нашей необъятной страны в те годы сталкивались с ее последствиями. Выражалось это в следующем: проигравший в карты уголовник в последней став­ке ставил на кон чужую человеческую жизнь (пятую по счету, если в игре участвовали четверо) и, проиграв кон вновь, шел исполнять святое правило — возвращать проигранное. Для этого использовался примитивный жребий — мелом рисовался крестик в местах большого скопления людей (на сиденье в транспорте, в кинотеатре и т. д.). Человек, севший на это меченое место, невольно становился приговоренным к смерти. Далее все было делом техни­ки, а именно—техники владения ножом. И как гласит народная молва, после широкой амнистии в 1953—1957 годах количество убитых с помощью ножа рядовых советских граждан заметно выросло в сравнении с предыдущими годами. Как отголосок этого было то, что среди тогдашних мальчишек была такая мода — ради смеха метить мелом сиденье в транспорте и наблюдать, как шарахаются от этого места взрослые люди.

Между тем та котласская игра была необычна тем, что в качестве жертвы (пятого) была выбрана личность, каждому известная — популярный киноактер Марк Бернес. И сделано это было не случай­но. Как и все советские люди, уголовники той поры страстно любили кино и имели в нем своих кумиров. Одним из них был Михаил Жаров, который в 1931 году сыграл одного из первых советских киноблатных — фомку Жигана в фильме «Путевка в жизнь». Не меньшей популярностью пользовался и Петр Алейников, сам бывший воспитанник одной из детских колоний. Хотя пропаганда уголовной жизни в СССР была запрещена в любом виде, мно­гие актеры волею случая или режиссуры использо­вали нюансы блатной жизни. Например, тот же Марк Бернес в фильме «Два бойца» играл уроженца го­рода, считавшегося родиной российской уголов­щины, — Одессы. Песня «Шаланды» стала популяр­на и в уголовной среде. Причем это произошло через 10 лет после того, как другому одесситу — Леониду Утесову — власти запретили исполнять старые уголовные песни — «С одесского кичмана» и «Гоп со смыком».

Своих кумиров уголовники уважали не только на Экране, но и в реальной жизни. Например, об­чистить квартиру того же Петра Алейникова счита­лось делом нехорошим, и ни один домушник на это так и не сподобился. Хотя других артистов, испол­нителей официозных ролей, эта участь стороной не обходила. Кого только не грабили в те годы: и Николая Крючкова, и Бориса Чиркова, и Николая Черкасова. Квартиру последнего взял на «гоп-стоп» заезжий вор из Тулы 16 марта 1939 года. Од­нако шум от этого ограбления (а вор прихватил с собой ценные вещи и облигации займов) был та­ким большим, что ленинградские урки решили не рисковать собственным спокойствием и сдали «гастролера» сыщикам. Через 9 дней вора арестовали на его родине.

Однако вернемся к Марку Бернесу. В 1955— 1957 годах он снялся в двух детективных фильмах. В кинокартине «Дело № 306» он сыграл комиссара милиции, а в фильме «Ночной патруль» ему досталась роль совершенно иного плана — завязавшего с преступным миром старого вора Огонька. Это был первый советский фильм, в котором средства­ми кино развенчивался ореол вокруг воров в зако­не. Эту картину активно крутили не только в столичных городах, но и в провинции, в том числе и на Севере, где его смогли посмотреть вольнопоселенцы и вышедшие на свободу уголовники. Чего хотели добиться этим показом власти, понятно, од­нако они и представить себе не могли, чем это может обернуться для популярного киноактера. По воровским понятиям, завязавший вор мог рассчи­тывать на спокойную жизнь только в том случае, если за ним не было никаких серьезных грехов перед товарищами и если он не купил свою свободу ценой предательства. В случае с Огоньком все обстояло несколько иначе. Перед миллионной ауди­торией он пропагандировал свой уход, склоняя к нему других воров. Причем уже не киношных. Сегодня подобное отождествление экранного героя с реальной действительностью выглядит смешно, а в те годы это было вполне закономерно. Сыграв­ший вора Марк Бернес попал в разряд «сук» и был приговорен законными ворами к смерти. И убить артиста должен был поставивший его на кон Ли­хой. Та игра состоялась 24 октября, и к 1 ноября 1958 года знаменитый актер должен был погибнуть от бандитского ножа. И он бы погиб, если бы в де­ло внезапно не вмешался еще один человек, тоже бывший уголовник. Этот человек, который был всего лишь невольным свидетелем той игры, был страстным поклонником Марка Бернеса. Когда он понял, что над его любимым артистом нависла смертельная опасность (а он-то знал, что такое карточный долг в среде уголовников), то решил во что бы то ни стало спасти своего кумира. Но как это сделать, если у него нет возможности опередить Лихого во времени и предупредить артиста? И тог­да ему в голову пришло простейшее решение. С городского телеграфа он позвонил по телефону в Москву одному из своих приятелей и объяснил создавшуюся ситуацию. С точки зрения уголовных традиций он поступал предательски, однако в ду­ше он оправдывал свои действия не менее весомым аргументом: ведь Бернес не имел никакого отношения к преступному миру, он артист, который отлично сыграл роль в фильме. Короче, приятель звонившего все прекрасно понял и тут же поспе­шил предупредить артиста о грозившей ему опасности. Благо дом на Сухаревской, где жил М. Бер­нес со своей пятилетней дочкой Наташей (жена артиста умерла незадолго до этого), знали многие москвичи.

Когда М. Бернес узнал от совершенно постороннего человека, что его собираются убить, он в первые минуты просто не поверил в это. Однако незнакомец был настолько убедителен в своих доводах, что артист в конце концов поверил ему. Вполне вероятно, что в те минуты он думал больше всего не о себе, а о дочери, которая в случае его гибели осталась бы сиротой. И Бернес принял единственно правильное решение — он в тот же вечер отправился в МУР, к его начальнику И. Парфентьеву.

Тогдашний начальник МУРа был человеком легендарным и хорошо разбиравшимся в преступной среде. Однако даже он в первые минуты рассказа М. Бернеса не поверил в возможность того, что уголовники приговорили к смерти любимого всеми артиста. Во всяком случае, в его практике такого еще ни разу не случалось. Но, несмотря на свои со­мнения, Парфентьев все же решил не рисковать и обещал Бернесу свою помощь. Поэтому в тот же день из числа сыщиков-муровцев были выделены четверо оперов, которым было приказано посмен­но охранять Марка Бернеса везде, где бы он ни появлялся. А в качестве постоянного телохранителя рядом с артистом был прикреплен мастер спорта по самбо, который в 1949—1955 годах работал в охране члена Политбюро Н. Булганина.

Дни с 26 октября по 1 ноября 1958 года можно смело назвать одними из самых драматичных в судьбе Марка Бернеса — он ограничил до миниму­ма свои выходы из дома и все свои действия со­гласовывал с охраной. Муровцам тоже приходи­лось нелегко. Один из телохранителей, стоя на лест­ничной площадке первого этажа, контролировал парадную дверь, другой стоял на пятом этаже, возле дверей бернесовской квартиры. Еще один телохранитель находился в самой квартире, рядом с «объектом». Однако убийца в те дни так и не объ­явился. Не пришел он и в последующем, хотя жда­ли его в течение двух недель. Одновременно с этим муровцы по своим каналам проверяли всех уголовников, прибывающих в Москву, пытаясь та­ким образом вычислить возможного убийцу. Если бы тот человек, который первым решил предупре­дить Бернеса об опасности, назвал, имя или кличку палача, сыщикам было бы легче, но об убийстве он предупредил и исполнителя не выдал..

Что случилось с Лихим, так доподлинно и неизвестно. По одной из версий, по пути в Москву он попал в руки милиции, попытался бежать и был застрелен. Никаких документов при нем обнаружено не было, и его записали в разряд неизвестных.

После этого беспрецедентного случая Марк Бер­нес больше никогда не играл в кино преступников. Более того, в течение нескольких лет в СССР вооб­ще не выходили фильмы, повествующие о судьбе уголовников. Лишь только в 1964 году на «Ленфильме» сняли фильм «Верьте мне, люди!», в кото­ром рассказывалась история вора, завязавшего со своим прошлым. На эту роль был утвержден кумир тех лет Георгий Юматов, однако сыграть в этой картине ему так и не довелось. Эту роль сыграл будущий кино-Ленин Кирилл Лавров, но у него это получилось не слишком убедительно. Но истории, подобной той, что произошла с М. Бернесом, с ним уже не произошло. К счастью.

 

http://www.peoples.ru/art/music/stage/bernes/history4.html