Домой Кино Музыка Журналы Открытки Страницы истории разведки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы...
Форум Помощь сайту Гостевая книга
Страницы истории России
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110
111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124
Nicholas II of Russia and Alexandra Fyodorovna (Alix of Hesse) in Russian dress
11 февраля 1903 года в Зимнем
дворце состоялся Вечер, а 13 февраля этого же года - грандиозный
костюмированный бал. До настоящего времени этот бал, за которым
закрепилось условное название "Бал 1903 года", остается самым
известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования
Николая II - последнего императора из рода Романовых.
Эскиз костюма для царя
разработали директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник
Санкт-Петербургских императорских театров Е.П. Пономарев. Ткани
заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых – два
вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского
Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов
XVII в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их
числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана
Грозного царю Федору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму
использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и
нашивки на костюме были русской работы XVII в.
11 февраля 1903 года гости
собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом
(Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они
отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера
был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста
Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор
Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И.
Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при
участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале
танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и
Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол.
Затем Их Величества с участниками бала проследовали в
Павильонный зал, где вечер завершился танцами.
«Самым зрелищным развлечением
в старом московском стиле был костюмированный бал в феврале 1903
г. Николай рассматривал его не как обычный маскарад, но как
первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского
двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах
XVII в. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними
русскими людьми»,— записал Николай в своём дневнике.
Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских)
Великий князь Александр
Михайлович описывал костюмы участников бала следующим образом:
«Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем
драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье
сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с
нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой
рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные
гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь,
однако, в рамках эпохи XVII века….Алике выглядела поразительно,
но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик
ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой
княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой
Юсуповой….Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех
деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева».
По распоряжению Императрицы Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля 1903 года лучшие фотографы Санкт-Петербурга выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала.
После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы.
13 февраля 1903 года
состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали
назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены
царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в
прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.
В «русском» участвовали 20
пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня
Зинаида Юсупова.
В целом маскарад 1903 года в
Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у
современников, сейчас представляется событием, которое приобрело
особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного
действия.
Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.
Режиссёр Александр
Сокуров посвятил несколько минут в своём фильме «Русский Ковчег»
этому балу.
http://bellezza-storia.livejournal.com/58508.html
Последний бал (2011)
|