Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера   Люди, годы, судьбы...    

 

Форум      Помощь сайту     Гостевая книга

 

Страницы истории России

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41 42  43 44  45 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85 86  87  88  89  90  91  92  93

 

Список страниц

 


 

 

Духовные Христиане Молокане

 

Духовные христиане (молокане) - одна из разновидностей духовного христианства. Течение получило широкое распространение в центре России во второй половине 18-го - 19 веках. По поводу возникновения течения, а также происхождения наименования "молокане" нет единого мнения. Некоторые историки утверждают, что молоканство выделилось из течения духоборов и оформилось в виде самостоятельного течения в конце 18-го века благодаря Семену Уклеину, портному, который, сначала был православным, затем, женившись на дочери лидера духоборов Побирохина (Побирахина) оставил православие. Впоследствии между Уклеиным и Побирохиным (Побирахиным) произошел разрыв. Уклеин, порвав с духоборами, основал свое течение молокан. Другие ищут корни как молокан, так и духоборов в сектах, которые были распространены ранее. Так, Мельников-Печерский склонен отождествлять молокан и духоборов с иконоборцами. Такое видение истории кажется мне более похожим на истину. Мне кажется более обоснованным мнение, что Семен Уклеин не создавал нового учения, оно, вероятно, существовало задолго до него, но во время бурного развития молоканства он был активным сподвижником, организатором, и это послужило поводом считать его основателем.

 

 

http://www.sdhm.ru/

 


 

Русские религиозные сектанты и староверы в США

 

 

Portrait of Molokan settlers in Georgia, 1870’s. Photo by Dmitry Yermakov.

 


 

Русские эмигранты в Америке начала ХХ века

 

 

Там они обрели «рай земной»

 

С 1861 по 1915 год из Российской империи выехало около 4,6 млн. человек, из которых примерно 40-45% переселились в США. Согласно переписи населения США 1910 года, в Америке проживало 1,7 млн. эмигрантов из России. По разным оценкам, с 1910-го по 1917-й в США переселилось еще около 300 тыс. российских граждан. Однако около 80% эмигрантов составляли евреи, поляки, немцы, финны, украинцы. Собственно на самих русских приходилось только 20% миграции, или примерно 350-400 тысяч человек.

При этом 80% русских мигрантов составляли сектанты разных толков, притесняемые на Родине – староверы, молокане, духоборы, штундисты, субботники, славяне-караимы, и т.д.

Остальные русские люди уезжали в США в основном по политическим мотивам, в первую очередь это были анархисты и так называемые «аграрные социалисты». К примеру, к 1914 году только в Нью-Йорке русская колония анархистов насчитывала примерно 8 тысяч человек.

 

 

 


Как осуществлялась миграция сектантов, можно увидеть на примере русских молокан. В середине XIX века российские власти, не допускавшие инакомыслия, выслали их из Тамбовской, Саратовской и Воронежской губерний на Кавказ, на границу с Турцией и Персией.

В 1879 г. была объявлена всеобщая воинская повинность, которую молокане, по религиозным принципам, не могли нести. В 1900 году молокане решили послать ходоков в Канаду и США, где в то время не было общевоинской повинности; назначили трех старцев, от Духовных христиан молокан постоянных — Бучнева Федота Семеновича, от Духовных христиан молокан прыгунов — Самарина Ивана Гуревича и Шубина Филипа Михайловича.

По приезду обратно все они представили перед братией свои отчеты о поездке. Бучнев заявил, что Канада по климату суровая, там бывают большие и продолжительные зимы. США роскошная страна, с сильно развитою индустриальною промышленностью, и большинство населения городское. «Но чужда нашим обычаям и традициям, наше потомство потеряет там свой родной язык, все свои традиции и в третьем потомстве исчезнет, т.е. смешается с другими нациями», — говорил он.

Вторые два старца, Самарин и Шубин, также отметили «чуждость США русским традициям», но «там существует свобода религий и нет всеобщей воинской повинности, и наши дети будут избавлены от этого страшного бича. Еще там много свободной плодородной земли. Здесь мы имеем по 3-5 десятин земли на семью, а там нам обещали дать по 30-50 десятин пашни и по 50-100 десятин неудобий и леса (1 десятина – 1,1 га — ред.)». В 1902 году община молокан на Кавказе большинством голосов приняла решение переселяться в США.

Примерно 60% членов общины получили от российских властей загранпаспорта, остальные 40% семей имели парней, подлежащих воинской повинности, и им было отказано в выезде из страны. Им пришлось нелегально переходить границу с Турцией и Персией. В результате длительность их переезда в США растягивалась на 6-8 месяцев.

Неожиданным для многих молокан оказалось то, что в США не пропускали больных трахомой, туберкулезом и другими эпидемическими болезнями (это и неудивительно – в 1910 году в России 1 врач приходился на 22 тысячи населения, в США – на 1 тысячу). А потому около 20% молокан вынуждены были повернуть в Южную Америку (в основном в Уругвай и Аргентину), где таких медицинских строгостей не было.

Стоимость проезда из России в США (до Нью-Йорка) оказалась 150-200 рублей на взрослого (75-100 долларов), и около 50 рублей на ребенка младше 12 лет. Примерно 75% расходов на переселение молокан взяли на себя писатели Лев Толстой, Максим Горький, купцы-староверы и комитеты русской интеллигенции, действовавшие в крупных губернских городах.

Большая часть молокан осела на западном побережье США, в Калифорнии (молокане постоянные в Сан-Франциско, молокане прыгуны в Лос-Анджелесе).

Русские мигранты прибывали в США буквально нищими. С 1899 года американская статистика начала вести подробный учет мигрантов, и согласно данным за 1910-14 годы лишь 5,3% выходцев из России привезли с собой более 50 долларов.

 

 

 


В США, как и в России, также были организованы благотворительные фонды для переселенцев. Только в одном 1910 году на помощь российским мигрантам из них было выделено около 400 тысяч долларов. В США эта помощь еще и воспринималась как акт религиозного сострадания. Дело в том, что образованные американцы с 1890-х годов находились под впечатлением книги Джорджа Кеннана «Сибирь и система ссылки». Кеннан написал ее по следам своих путешествий по России, и в ней наша страна предстала перед ошеломленной американской общественностью воплощением дантовского ада на земле и империей зла. Отчасти по этой же причине Конгресс США по степени ассимиляции отнес иммигрантов славянского происхождения к одной из самых низких – 4-й категории. Власти США считали, что им «на земле Свободы» требуется долгий реабилитационный период.

По сравнению с Россией жизнь в США русским переселенцам действительно казалась раем. К примеру, как сообщал в 1906 г. русский статистик Ю.Д. Филинов, средний месячный заработок русского чернорабочего в США в переводе на рубли составлял 71 руб., а в России за такой же труд – только 15 руб., каменщика, соответственно, 205 и 50, плотника — 150 и 50 руб.

При этом в США на русских рабочих был повышенный спрос. Русский исследователь Борис Курчевский в 1914 г. так объяснял причину этого: «Там, где требуется физическая сила да каторжная выносливость, на русского рабочего везде большой спрос… Да оно и понятно. Русского поражает на первых порах неслыханный им американский размах заработной платы, и он с жадностью хватается за первое предложение».

Борис Курчевский также отмечал, что в США русские рабочие имели возможность съедать по 1 фунту мяса в день, тогда как в России такое же количество мяса они имели в неделю, а то и в две.

 

 

 


В США среди русских переселенцев быстрыми темпами распространялась и грамотность (напомним, что в начале ХХ века 85% граждан Российской империи были неграмотными). Так, среди опрошенных 312 читателей нью-йоркской русскоязычной газеты «Русское слово» 16 человек в России читали газеты регулярно, 10 — иногда, оказавшись в волостном центре, и лишь 12 были подписчиками журналов. Но уже спустя 6 лет после переселения в Америку все они были подписчиками либо читателями русскоязычных газет и посещали кинотеатры, 200 бывали в театрах, а 70 человек из тех 312-ти читали англоязычные газеты.

Русские переселенцы активно поддерживали материально своих родственников, оставшихся в России. По данным американского почтового ведомства, за первые шесть лет XX века российскими выходцами в США было отправлено на родину 1,3 млн. почтовых переводов на общую сумму в 47 млн. руб. В предвоенные же годы, по данным представителей российского Министерства торговли и промышленности, сбережения, пересланные и привезенные из США российскими трудовыми иммигрантами, приближались к 100 млн. руб. в год. По сообщению А.И. Щербатского, ежегодная сумма их к 1913 г. достигла 180 млн. руб.

Около 70% русских переселенцев стали в США фермерами (примерно 20% — рабочими, еще 10% выбрали торговлю, сферу обслуживания, рыболовство, и т.п.). В штате Нью-Йорк была основана «Русско-американская колонизационная компания», занимавшаяся сбором и распространением информации о свободных государственных и частных землях в США, их климатических, агрономических и экономических характеристиках с целью приобретения земли выходцами из России. Первыми ее клиентами стали русские крестьяне-штундисты, которым компания отвела землю в штате Северная Дакота. Поделив землю на радиальные участки и разместив в центре ее, по кругу, свои дома, они образовали небольшие поселки (от 50 до 600 человек) с такими названиями – Руссо, Киев. Чернигов, Воронеж. В среднем каждая семья в таком поселении имела по 30-35 га пахотной земли, 40 га пастбищ.

К 1917 году русские земледельческие поселения существовали также в районе Маун-лэйк (Миннесота), в Техасе, рядом с городком Флекстаф (Аризона), на Лонг-Айленде в штате Нью-Йорк, в Колорадо, Калифорнии, Нью-Мексико, Висконсине, Огайо, Мичигане, Индиане, Виргинии, Пенсильвании, Массачусетсе, Коннектикуте и во Флориде.

 

 

 


В 1906 г. группа молокан приобрела землю в мексиканской Нижней Калифорнии, в 60 милях к югу от границы с США, создав сельскохозяйственную колонию, получившую название Ранчо Гуадалупе. В 1911 г.группе прыгунов удалось основать свою колонию с прекрасной системой ирригации в штате Аризона близ г. Глендейл, где незадолго до того была построена крупная плотина. В 1913 г. несколько молоканских семей поселилось в долине Сан-Хоакин, положив началу ядру будущих колоний Керман, Шафтер, Делано и Портервилл в Средней Калифорнии. В 1914 г. группа молокан переселилась из Лос-Анджелеса в штат Вашингтон, где осела в графстве Даглас, в 100 милях от г. Спокэн. А в 1915 г. часть покинувших колонию в Гуаделупеи вернувшихся в Лос-Анджелес молоканских семей основали колонию Керман в калифорнийском графстве Фресно. Появились молоканские колонии в районе городков Эльмира и Шеридан близ г. Сакраменто.

Исповедуя принцип «не убий» и считая себя «гражданами небесной империи», молокане отвергали солдатчину и войну, а поэтому избегали принятия американского гражданства. Из 50 обследованных Л. Соколовой семей в Лос-Анджелесе американское гражданство не принял никто. Когда весной 1917 г. США вступили в войну, молокане отказывались регистрироваться в солдаты. В одной из молоканских колоний 34 человека попали за это в тюрьму, и когда они выходили из здания суда, то вся колония встречала их, стоя на коленях, пением духовного гимна. Некоторые из молокан объявили там голодовку, а в форте Рили двое в результате голодовки умерли. Правда, еще до конца войны молоканам удалось добиться в Вашингтоне освобождения от призыва в армию.

 

 

 


Занимались сельским хозяйством и русские политические мигранты. Так, в 1913 г. в Гаррисоне (штат Теннеси) образовалась основанная группой анархистов русская земледельческая коммуна. Социалисты-аграрии основали коммуну в городке Пуэтэ, недалеко от Лос-Анджелеса. Такие же земледельческие коммуны были также в Техасе, Миннесоте и штате Нью-Йорк.

Русские переселенцы неоднократно порывались вернуться в СССР, однако ознакомительные поездки разочаровывали их. «В 50-х годах отдельные мечтавшие о России старики-молокане успели посетить СССР и побывать в родных местах. Но, увидев своими глазами и услышав лично об условиях религиозной жизни там братьев по вере, они, — как сообщал летописец общины Д. Бероков, — разочаровались в том, что видели, и потеряли всякое желание возвращаться на свою родину».

Сегодня о численности потомков «старых русских» переселенцев можно говорить только условно. Точных демографических данных об общинах тех же молокан в США, как отметил в 1973 г. в своем исследовании американский профессор У. В. Мур, ему получить не удалось, ибо «они в переписях населения участвовать отказываются, а на вопросы представителей властей дают неопределенные ответы». По данным же Энциклопедии американских этнических групп к 1970 г. только в Калифорнии проживало «около 20 тысяч русских молокан, 15 тысяч русских староверов, 5 тысяч русских пятидесятников».
 

 

источник- http://nnm.ru/blogs/girlfriendHudo/russkie_emigranty_v_amerike_nachala_hh_veka/

 

 


 

Молокане (Веденцы, Воистину духовные христиане, Сионцы)

 

 

Движение в духовном христианстве, которое оформилось под влиянием духоборчества в 60-е годы XVIII века и интенсивно распространялось в начале XIX века. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин.
Указом Александра I в 1805 г. молоканам было дано право исповедовать свою веру открыто, однако уже при Николае I их общины стали преследовать и переселять с места на место.
В отличие от духоборцев, молокане признают Библию, которая ассоциируется у них с образом духовного молока, которым кормится человек. Самоназвание течения молокане объясняют словами из Первого соборного послания апостола Петра: "как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Пет. 2:2). В общем и целом культовая практика молокан близка к евангельским протестантским течениям, особенно к баптистам.
Молокане признают Троицу, но считают, что Бог-сын и Святой дух, хотя и единосущны Богу-отцу, но не равны ему в божественности. Молокане полагают, что одаренные Святым духом люди общаются непосредственно с богом. Пост соблюдается только в дни страданий Христа. Молокане отвергают воинскую службу и не дают клятв. Приверженцам секты не разрешается ходить в увеселительные и общественные заведения.
Молокане отвергают некоторые христианские таинства, а остальные упрощают и воспринимают не как таинства, а как обряды. Молокане не признают рукотворные храмы и образы, отвергают святых, не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения при молитве, не поклоняются мощам святых.
Богослужение у молокан состоит в чтении Библии и пении псалмов и осуществляется в домах членов общины. Богослужения совершаются в больших комнатах, по образу "Сионской горницы", называемых молоканами "горгнцами"; посередине комнаты ставится стол, по местам - лавки, на которых справа садятся мужчины, слева - женщины. У молокан установлен определенный порядок в совершении молений общих и частных (на обряды брака, рождения, кончины). Молокане не допускают прямого разрыва с господствующей церковью и государством.
Согласно учению молокан, они должны избегать исполнять законы, противоречащие Священному Писанию (военная служба, присяга и т.д.).
Признавая спасение по благодати через веру, молокане большое значение придают добрым делам.
Учение изложено в книге "Догматы молокан", где большое место уделяется предсказаниям скорого второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства божьего.
Молоканские общины управляются выборными руководителями. Духовенство отсутствует.
С течением времени учение молокан утратило рационалистический характер, допустив учения мистические. В 30-х годах XIX в. среди молокан появилось заимствованное из книги Юнга Штиллинга "Победная песнь" учение о скором наступлении тысячелетнего царства Христова, и пророческие предсказания о пришествии Илии и Еноха. В 1833 г. мелитопольский молоканин Терентий Беловзоров объявил себя Илией, однако был разоблачен молоканами и сдан полиции.
Многочисленные течения молокан делятся на две вероучительные школы: буквального толка и духовного толка. Представители духовного толка более склонны к иносказательному толкованию учения и явлений Библии. Сторонники буквального толка близки к ортодоксальному православию. Никаких конфликтов между общинами и течениями этих школ нет.
В 30-е годы XIX в. в молоканской среде возникло движение против эсхатологических течений. Возглавленное самарским купцом А.П.Грачевым, это движение преобразовалось в секту акинфьевцев.
В 1836 году в среде молокан появился лжехристос Лукиан Петров (позднее основавший секту прыгунов), призывавший молокан идти в обетованную землю на Кавказ.
Вскоре после образования молоканство разделилось на многочисленные направления. Учение уклеинского толка считается в среде молокан ортодоксальным. Некоторые общины - прыгуны, постоянные, общие, постники, субботники, евангелистические христиане - сохранились до настоящего времени.
В конце 40-х годов XIX в. из среды молокан выделились водные молокане, признававшее причастие и водное крещение.
В 80-е годы XIX в. в Таврической губернии в среде молокан донского толка под влиянием идей штундизма образовалась секта штундо-молокан (новомолокан), практически полностью принявших штундизм, за исключением крещения младенцев.
В 1892 году детей молокан насильно передавали в православные монастыри.
В 1904 году первая волна молоканской эмиграции, в основном из Закавказья, прибыла в Калифорнию (США). Эмиграция молокан и прыгунов продолжалась до 1917 года, молокане осели преимущественно в Калифорнии и Аризоне. Большое количество молокан в течение XIX в. эмигрировало в Турцию.
После революции 1917 года молокане, эмигрировавшие в Турцию, по приглашению советских властей вернулись в донские Сальские степи, где построили 22 молочных завода. С началом сталинских репрессий часть этих молокан вернулась обратно в Турцию.
Американские молокане находились в перманентном конфликте с американскими властями, так как отказывались от получения гражданства и службы в армии. В случае заключения молокан в американские тюрьмы общины осаждали тюрьмы, стоя на коленях и исполняя религиозные гимны.
В 1924 году молокане организовали Союз Духовных Христиан-молокан, который просуществовал до 30-х годов XX в.
В июне 1991 года в Москве был провозглашен "Союз общин духовных христиан-молокан", а в 1994 г. в с.Кочубеевском Ставропольского края - "Союз общин духовных христиан-молокан России".
Печатный орган - журнал "Духовный христианин".
Общая численность молокан на конец XX в. - около 300 тысяч человек, рассеянных по всему миру, в основном в России (Ставропольский и Краснодарский край), США (Калифорния), Австралии, Мексике, Армении, Турции. 
 

http://religion.babr.ru/chr/east/srs/molok.htm   http://молокане.рф/

 

 

Духоборы или молокане. История и традиции.