Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера   Люди, годы, судьбы...    

 

Форум      Помощь сайту     Гостевая книга

 

Страницы истории России

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40 

 41 42  43 44  45 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78

  79 80  81  82  83  84  85 86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

111  112  113  114  115  116  117  118

 

Список страниц

 


 

 

«Высочайшего двора служители». Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа

 

В Эрмитаже открылась выставка «Высочайшего двора служители» Tелеканал «100 ТВ»

 

 

Арапский зал и Ротонда Зимнего дворца
 

17 мая 2014 года в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца открылась выставка «“Высочайшего двора служители”. Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа», которая впервые представит около 250 предметов костюма и аксессуаров из уникального эрмитажного комплекса ливрейного платья Русского двора конца XIX – начала XX века.

Со времен Екатерины Великой на протяжении полутора столетий за Российским императорским двором прочно утвердилась слава одного из самых блестящих в Европе. Свой весомый вклад в этот образ внесли ливрейные служители.

Штат служителей при Русском дворе имел ярко выраженную тенденцию к росту в XVIII – 1-й половине XIX в. И только начиная с царствования Александра II число служителей неуклонно сокращалось, что было связано как с общим реформаторским курсом правительства и финансовыми возможностями казны, так и с техническим прогрессом.

Вплоть до середины XIX века штат обслуживающего Двор персонала пополнялся из лиц «придворнослужительского сословия», которое появилось благодаря императрице Екатерине II и имело особые права и  преимущества, главным из которых было освобождение от личных податей и  повинностей, в том числе рекрутской. Александр III повелел принимать людей на службу при Дворе по вольному найму, окончательно привилегии придворных служителей и их детей отменил Николай II.

Начиная с 16-летнего возраста, поступить на службу при Дворе мог, в принципе, каждый подданный Российской империи христианского вероисповедания, чья благонадежность была удостоверена дворцовой полицией. Традиционно абсолютное большинство придворных служителей были мужчины. Предпочтение при приеме на службу отдавалось детям придворнослужителей и лицам, прошедшим службу в гвардейских или армейских частях. «Женские» должности имелись в штате комнатной прислуги императриц, при дворцовом телеграфе, телефоне, в придворном прачечном заведении, в дворцовых кухнях. Некоторые должности, такие, как, например, метрдотель или «араб Высочайшего двора», могли занимать подданные иностранных государств, для которых были утверждены специальные правила приема на службу. Главной обязанностью служителей Двора следует считать обязанность наилучшим образом обеспечивать бытовые запросы императорской семьи и её высокопоставленных гостей и бережно относиться к дворцовому имуществу.

Все придворнослужители были обязаны носить форменное платье. Термин «ливрея» происходит от французского livreé и переводится как «выдаваемая государством и  дворянством одежда для свиты». Придворная ливрея в европейском значении появилась в России при Петре I, окончательно сложилась в правление Екатерины II. Уже после ее смерти, в 1796 году были подтверждены основные цвета ливреи (зеленый, красный, золотой) и установлено описание одежды для основных придворных служителей. Полномасштабная реформа военных, гражданских мундиров и ливрейного костюма была проведена при императоре Александре II. Тщательно разработанная ливрейная одежда была утверждена в 1857 году и не претерпела существенных изменений вплоть до 1917 года.

Для служителей было предусмотрено несколько видов формы: повседневная, воскресная, парадная, траурная, выходная (то есть уличная одежда, для выхода за пределы резиденции), вояжная и рабочая.
Начиная со времени правления Александра III, исключительное право на изготовление ливреи для служителей Двора имела фирма «И.П. Лидваль», из мастерских которой ливрейные костюмы поступали на хранение в Ливрейную кладовую Зимнего дворца, занимавшую значительные по площади помещения в резиденции. В конце XIX - начале XX века в кладовой хранилось более 20 000 предметов одежды, обуви и аксессуаров.

Ливрейная кладовая была разграблена во время Октябрьского государственного переворота 1917 года и позже превратилась в Склад ливрейного платья, из которого одежду и аксессуары передавали в образовательные учреждения, клубы, народные театры. До 1934 года Склад находился в ведении Историко-Бытового Отдела (ИБО) при Русском Музее, затем ливрейные костюмы были перемещены в Музей Революции, потом в Музей этнографии народов СССР. Лишь в 1941 году (фактически же в 1946) ливрея в числе прочих экспонатов поступила во вновь созданный Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Важнейшей составляющей выставки является ее «личностное» начало. Благодаря нескольким сохранившимся сопроводительным запискам и обнаруженным на ливрейных костюмах надписям сегодня стали известны имена многих их владельцев.

Помимо экспонатов из собрания Эрмитажа, на выставке представлены уникальные документы и фотографии из Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и ряда личных архивов потомков придворных служителей из Санкт-Петербурга и Ставрополя.

Костюмы подготовлены к выставке художниками-реставраторами Лаборатории научной реставрации тканей Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа: М. В. Денисовой (заведующая Лабораторией), Т. В. Груниной-Шкварок, Л. Н. Логиновой, Н. Ю. Лякиной, Н. С. Пинягиной, А. А. Рядовой, Е. П. Таравковой, М. Н. Тихоновой, Г. Г. Федоровой, А. А. Шапран.

Куратор выставки – Нина Ивановна Тарасова, заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.

К выставке издан богато иллюстрированный научный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2014) с вступительным словом Генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского. Каталог предваряет монографическое исследование Н.И. Тарасовой о служителях Высочайшего двора конца XIX – начала XX века. В издание включены также биографии придворных служителей, три приложения, краткий словарь текстильных и костюмных терминов.

 

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2014/hm4_1_360.html

 

 


 

При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа

 

 

 

Слуги русского царя. Швейцары и помощники швейцаров

 

Первыми, кто встречал высоких гостей в императорских дворцах, были швейцары.

А. И. Шарлемань. Рисунки формы швейцаров Высочайшего двора. 1855 г.


Для занятия должности швейцара или его помощника было два пути: нужно было либо сперва отслужить в частях Российской Императорской гвардии, либо постепенно продвигаться по служебной лестнице в рядах придворной прислуги.

Парадный костюм

 


 

 



Повседневный сюртук:


   

Обязательным атрибутом костюма швейцара была булава:

Парадная

Повседневная


 

Траурная

 


Швейцары дежурили только у "главных подъездов". У остальных входов дежурили помощники швейцаров. Их ливрея была гораздо скромнее.
Повседневный сюртук:


  
Теперь посмотрим на тех, кто носил форму швейцаров.

Василий Антропович Антропов, швейцар Высочайшего двора

 

Петр Фомич Гейдич, швейцар Высочайшего двора

Тимофей Иванович Жилов, швейцар Высочайшего двора

 

Дмитрий Андреевич Ольховский, швейцар Высочайшего двора, с женой

Иван Васильевич Васильев, швейцар Высочайшего двора

Прокофий Гаврилович Чумаченко, швейцар Высочайшего двора
 


 


 

Слуги русского царя. Скороходы.

 

А. И. Шарлемань. Рисунки формы швейцаров Высочайшего двора. 1855 г.

 

Для описания обязанностей скорохода воспользуюсь цитатой из мемуаров генерал-майора В. Ф. Джунковского: "Это была особая должность при Высочайшем дворе, на их обязанности было исполнять разного рода поручения внутри дворца; они были непосредственно подчинены гофмаршалу, их было всего четверо, и они дежурили по очереди, как при дворе Государя, так и вдовствующей Императрицы Марии Федоровны; одеты они были как камер-лакеи Высочайшего двора, только фалды ливреи были короче и на голове при исполнении ими придворных обязанностей они имели шлем особой формы со страусовыми перьями государственных цветов".



Э. К. Липгарт. Меню торжественного обеда, состоявшегося в Московском кремле 25 мая 1896 года по случаю коронации Николая II:




А вот пример того, какие обязанности приходилось исполнять скороходам (события происходят во время церемонии бракосочетания Александра II) : "На хорах публика была в самых богатых туалетах; случилось однако, что у одной дамы была надета черная кружевная накидка: тотчас является скороход, отыскивает даму и просит от имени гофмаршала Олсуфьева снять черную накидку. Дама, конечно, моментально исполняет желание гофмаршала, сбрасывает накидку и держит ее на руках; вторично появляется скороход, прося унести или так спрятать, чтобы вовсе не было видно ничего черного".

 

Костюм парадный

 

 

 

 

 

 

 


Каскет парадный:




Каскет траурный:




Башмаки:




И как всегда, напоследок фотографии самих скороходов:

 

 

Александр Михайлович Оамер

Григорий Артемьевич Логинов


 


Слуги русского царя. Камер-казаки.

 

Короля, как известно, играет свита. И немалую роль в этой свите играют слуги. А поскольку я недавно приобрел великолепный эрмитажный каталог "Высочайшего двора служители", я начинаю серию постов, посвященную прислуге русского двора. И начну я свой рассказ с, пожалуй, самых колоритных фигур среди всей царской прислуги - камер-казаков (на фото они в центре), являвшихся личными телохранителями русских императриц:


 


По штату при русском дворе было четверо или трое камер-казаков. В их обязанности входила круглосуточная охрана императрицы, сопровождение ее во время пеших прогулок, вояжей и выездов.

Все камер-казаки должны были пройти службу в гвардейских казачьих частях и назначались на должность по выбору императора.


Форма камер-казаков различалась по цвету "прикладного" сукна. У камер-казаков царствующей императрицы он был красным.
Парадный костюм камер-казака:

 

Праздничный и повседневный костюм камер-казака:


У камер-казака вдовствующей императрицы цвет "прикладного" сукна был синим.


Парадный костюм:

 

 

 


Праздничный и повседневный костюм:

 
Во время официальных выездов, если обе императрицы сидели в одном экипаже, то позади каждой сидел свой камер-казак.

 

 

 
 

Сабля к парадному костюму

 


Щитки к киверу для парадного и празднично-повседневного костюма:


Траурный костюм:

Рабочий и вояжный чекмень

 

Фуражка (носилась только с рабочим и вояжным костюмом)

 


 

Тихон Егорович Сидоров, камер-казак при комнатах императрицы Марии Федоровны:

 

Кирилл Иванович Поляков, камер-казак при комнатах императрицы Марии Федоровны:

 

 

Андрей Алексеевич Кудинов, камер-казак при комнатах императрицы Марии Федоровны

 

 

 

Петр Иванович Землин, камер-казак при комнатах императрицы Марии Федоровны

 

 

Тимофей Ксенофонтович Ящик, камер-казак при комнатах императрицы Марии Федоровны:
 

 

Дмитрий Григорьевич Плешаков, камер-казак при комнатах императрицы Александры Федоровны

 

 

Василий Карпович Митиченко, камер-казак при комнатах императрицы Александры Федоровны


 



 

Слуги русского царя. Арапы.

 

Среди прислуги русских императоров главными конкурентами камер-казаков по красоте и необычности ливреи были, безусловно, арапы.

 

А. И. Шарлемань. Рисунки формы придворных арапов. 1855 г.

 

 

К середине XIX-го столетия арапов использовали в основном в качестве слуг при дверях, реже - в качестве курьеров или сопровождающих. Во дворце они стояли при дверях во внутренних залах, близких к жилым покоям императорской фамилии (в Зимнем дворце это традиционно была Большая (Арапская) столовая). Отсюда их могли отправить с поручениями (так, арап мог сопровождать высокопоставленных гостей к кабинету императора). В особых случаях (во время коронационных обедов в Грановитой палате и больших приемов в честь иностранныз монархов) арапы могли прислуживать за столом.
 

 

 

 

К. А. Ухтомский. Арапский зал или Большая столовая в Зимнем дворце. 1860-е:

 

 

Интересно, что еще одной обязанностью арапов (явно по ассоциации с волхвами) была закупка подарков, "жалуемых на елку". Арапы приобретали их "по непосредственному указанию их Императорских величеств" (счета сдавались в гофмаршальскую часть).
Кроме того, арапы исполняли некоторые поручения "в восточном духе". Так, Александру II из-за проблем с пищеварением врачи рекомендовали курить кальян сидя в туалете. Кальян ему подавали именно арапы:

 

 

 

М. Зичи. Передняя во дворце. 1865 г.


 

   

 

Костюм парадный (стоимость такого костюма в начале прошлого столетия составляла 500 рублей)


 


Костюм праздничный и повседневный:


 


Костюм траурный:

 


Для того, чтобы стать арапом, иностранный подданый должен был представить в Министерство двора метрику или служебный формуляр, "свидетельство об отбытии на родине воинской повинности", свидетельство об "увольнении из прежнего подданства", вид на жительство. Если будущий арап не был христианином, его крестили в Большом соборе Зимнего дворца. После этого следовала присяга "на подданство Российской империи".
В царствование последних русских императоров по штату полагалось два старших и два младших "араба Высочайшего двора".

 

Апти Константин Евгеньевич. Старший арап. Уроженец г. Смирна (Измир).

 К. Е. Апти и камердинер короля Черногории. 1912 г.

 

  

Николай Константинович Апти. Младший арап.

 

 

 

Бадаса Борис Георгиевич. Старший арап. Уроженец Юго-Западной Абиссинии.

 

Мариа Георгий Николаевич. Старший арап. Уроженец островов Зеленого Мыса.

 

 

 

Г. Н. Мариа вместе с семьей (в настоящее время в Питере проживают его потомки в шестом поколении)

 

Мариа Сергей Георгиевич. Младший арап.

 

 

«Высочайшего двора служители»