Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44

  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85

 

Гостевая книга    Помощь сайту    

 

    Список страниц раздела

 


 

Больше, чем любовь 

 

1  2  3

 

Звездопад Григория Александрова

 

Ответ любителям "навести тень":

Одна из сотрудниц Мосфильма "авторитетно" высказалась, что Григория Александрова на студии считали глупым человеком. Забавно. Оказывается, знаменитый режиссер, снимавший всенародно любимые фильмы, нашедший, точнее, сотворивший актрису, которая стала идеалом, мечтой, символом эпохи, был глуцом. Так и напрашивается вопрос насчет судей. Кто они? Что они сделали в своей жизни такого выдающегося, чтобы иметь право судить других?

Во-первых, стать режиссером (особенно знаменитым) НЕ может любой желающий. Для этой профессии, как и для профессии дирижера, требуется особое системное мышление, которым обладают далеко не все. "Глупый режиссер" - это что-то вроде "летающего пуделя", может случиться только в магическом бреду Кастанеды.

Во-вторых, глупый человек не бывает остроумным, по определению. А многие, знавшие Александрова лично, вспоминают его как остроумного и интересного собеседника, увлекательного рассказчика.

В-третьих, глупый человек не бывает талантливым. Как гений и злодейство, так талант и глупость - две вещи несовместные. Отрицать же наличие у Александрова таланта, да еще и не одного, вряд ли кто-то решится.

В-четвертых, его фильмы, по сравнению с фильмами многих его современников, смотрятся на удивление свежо и живо. Если не принимать во внимание некоторую (неизбежную тогда) идеологическую нагрузку, то по части постановочной его фильмы оставят далеко позади творения последующих советских десятилетий. Смотреть их гораздо интереснее, чем многие фильмы 50-х или 60-х годов. Его "Композитор Глинка", снятый в 1952 г., вызывает ощущение, что сделан в конце 70-х.

Ну и наконец, представить себе рядом с Орловой, да еще в течение 42 лет, глупого человека просто невозможно, тоже по определению.

 

 

Алхимия любви

 

 

 

 


 

Первые звездочки

 

 

Он был хорош собой, талантлив, обаятелен. Спортсмен, играл на гитаре, пел. Конечно, он нравился женщинам. И, естественно, они нравились ему.

Первой известной пассией Григория Александрова была актриса театра "Пролеткульта" и ПЕРЕТРУ ("Передвижной труппы") Вера Янукова, неразделенная любовь С. Эйзенштейна. В 1923-1924 годах они вместе принимали участие в авангардной постановке спектакля "На всякого мудреца довольно простоты". Александров ходил по канату, а Верочка совершала акробатические номера на шесте. Поклонников у Верочки было множество, в том числе именитых. Роман был, но, кажется, недолгий. Впоследствии она снялась в ряде советских фильмов, хотя особо известной киноактрисой не стала.

 

 

 

 

Его первая жена Ольга Иванова. Она выступала в Московском Мюзик-холле. Музыкальная актриса, очаровательная женщина. В 1925 году у них родился сын Василий (Дуглас). В 1929 году Александров уезжает на стажировку в Америку. Это обстоятельство, вероятно, внесло раскол в семейные отношения. Все-таки трехлетняя разлука не могла не сказаться. Семья распалась в 1933 году, через год после его возвращения.

 

 

 

 

 

Первая "его" актриса. В 1930 году во Франции он снял короткометражный музыкальный фильм "Сентиментальный романс". Съемки фильма производились зимой и ранней весной 1930 года: Бретань (натура) и парижский пригород Бийанкур (павильон).

Мара Гри (наст. фам. и имя Якубович Мария Владимировна; в первом браке - Клейн; во втором - Гринберг; 1894–1975) - певица и актриса. С 1920 года - в эмиграции. С середины 1920-х гг. - подруга, с 1933 года - жена Л. Розенталя (французский предприниматель, выходец из России, он же и продюссировал фильм).

Режиссерами фильма официально считались С. Эйзенштейн и Г. Александров, однако Эйзенштейн фактически отказался от авторства, его участие было минимальным.

То был как всегда авангард, но особого свойства - первый в истории звукового кино музыкальный клип. Сюжетную основу фильма составил романс "Жалобно стонет ветер осенний". Единственным действующим лицом была героиня Мары Гри, исполнявшая романс на фоне картин природы - поле колышущейся пшеницы, пруд с лебедями, осенний ветер, затем солнце, голубое небо и летящие голуби. Героиня за роялем, сначала в темном, вся в грусти, затем вся в белом, в радости. И правда, ужасно сентиментально.

 


 

Голливудские звезды

 

 

 

Выбор звезд в Голливуде всегда был богатым.

Первой звездой была знаменитая Мэри Пикфорд, жена Дугласа Фэрбэнкса, с которым Александров подружился так, что даже переименовал в его честь своего сына. Маленького роста, совсем не красавица, но талантливая, упорная, трудолюбивая, с железной волей, она с детских лет привыкла работать, сама зарабатывала на жизнь себе и еще содержала мать и сестер. В общем, образец идеальной актрисы для режиссера.

 

 

 

 

 

 

 

Несомненно, большой интерес вызывала единственная русская звезда Голливуда Ольга Бакланова.

Вряд ли они были знакомы - Бакланова эмигрировала из России, не хотела иметь ничего общего с новым большевистским режимом, а Александров приехал в Америку, командированный этим самым режимом. Ему и не положено было заводить с ней знакомство. Но она снималась в кино, блистала на Бродвее, в мюзиклах. Быть в Нью-Йорке и не сходить в театры на Бродвее было невозможно. Как невозможно было не обратить внимание на белокурую голубоглазую русскую красавицу, музыкальную актрису, знаменитую Russian Tigress ( "Русскую Тигрицу").

 

 

 

 

 

Грета Гарбо, похоже, сама обратила внимание на голубоглазого светловолосого русского режиссера. Молодой, интересный, смешливый. По воспоминаниям, она приходила в домик, где жила советская "троица" - Эйзенштейн, Тиссэ и Александров - и первые двое понимающе удалялись.

Она подарила ему свою фотографию с надписью "To my love Grigori" (моему любимому Григорию).

Что бы ни говорили о ее бисексуальной ориентации, все же она была актрисой, игравшей героинь любовных драм, и ей по амплуа было положено адекватно реагировать на интересных мужчин.

 

 

 

 

 

 

Звезда Марлен Дитрих только всходила на мировом небосклоне. К концу периода пребывания советской троицы она прибыла в Голливуд, где специалисты "фабрики грез" основательно взялись за ее внешность и имидж. Очень полезный опыт для молодого стажера.

"Подружка Марлен"- называл ее впоследствии Александров. Он был знаком с Дж. фон Штернбергом и, конечно, с его любимой актрисой тоже. Вероятно, они вызывали взаимный интерес друг друга, ничего удивительного. Оба молодые, красивые, в начале своей карьеры, полные надежд и планов. Впрочем, с ее карьерой в тот момент все было достаточно ясно - она уже встретила "своего" режиссера. А вот его решающая встреча с главной актрисой была еще впереди.

 

 

 

 

Самой яркой звездой, поющей и танцующей, уже знаменитой, в расцвете карьеры, была очаровательная блондинка Джанет МакДональд. Фильмы с ней - это не "жестокие" мелодрамы с участием Гарбо и Дитрих, а мюзиклы, светлые, оптимистичные, с обязательным happy end ("счастливым концом"). То, что нужно было советскому руководству. То, что ждал уставший от революции и разрухи народ, по твердому убеждению тов. Сталина. То, что уже внутренне готов был снимать молодой голливудский стажер Григорий Александров.

Ну, а в письмах Г. Александрова к жене и знакомым звучали вполне понятные заверения, что-то вроде "меня царицей соблазняли, но не поддался я..." Как и положено верному-примерному супругу.

 

 

 


 

Звезда пленительного счастья

 

Путь "через тернии к звездам", точнее, к одной, своей звезде, оказался довольно извилистым и долгим.

Ему надо было объехать полмира, чтобы, вернувшись домой, встретиться с ней.

Ему надо было провести три года в Америке и Мексике с С. Эйзенштейном, чтобы окончательно понять, что он хочет работать сам, делать свое кино, другое кино, самостоятельно.

Ему надо было познакомиться с самым передовым опытом крупнейшей кинофабрики мира, чтобы затем ставить свои авангардные фильмы-сказки.

Ему надо было проникнуть в секрет беспроигрышного успеха голливудских мюзиклов, чтобы создать свои вечнозеленые "музыкальные комедии".

Ему надо было разглядеть и оценить своим цепким режиссерским взглядом все достоинства и недостатки самых блистательных мировых звезд, чтобы понять, какая именно героиня нужна ему для собственного триумфа.

 

 


 

Как это было...

 

" Дядя Лёня (о номере Верочки Шатровой): Ну как, хорошо?

Режиссер Громов: Хорошо, но не пойдет."

До чего же автобиографичен фильм "Весна"!

Вероятно, такой диалог с самим собой вел режиссер Александров, когда смотрел на результаты фотопробы актрисы Орловой.

 Хорошо, но надо бы еще лучше. Как в Голливуде. И заставил (нет, конечно, уговорил!) ее превратиться в блондинку. Вот только тогда стало то, что надо.

Найдя то, что надо, он, похоже, перестал особо реагировать на других женщин.

 

 


 

Была ли кошка ?

 

В преддверии их первой встречи на концертном платье Любочки Орловой окотилась кошка. Редкостная удача! Особенно если учесть, что это случилось аккурат перед выступлением. Ее утешили, сказали, что это - хорошая примета, и ее ждет большое счастье. Вероятно, в тот момент это было довольно слабым утешением. "Большое Счастье" неизвестно когда еще может случиться, а испорченное платье - вот оно. Как она вышла из положения, никто не рассказывает, но концерт все же состоялся. Когда передают эту историю, то почему-то полагают, что Любочка была в ту пору бедна, и это платье было одно-единственное. Однако, если вспомнить, что перед встречей с Григорием Александровым Любовь Петровна жила в гражданском браке со своим вторым мужем, преуспевающим немецким/ австрийским антрепренером , то можно представить, что выход из ситуации с испорченным платьем все-таки можно было найти.

 

Вариативность сценариев первой встречи Любови Орловой и Григория Александрова сама по себе достойна восхищения. Вот что значит "люди-легенды"!

Завязка: молодой режиссер Григорий Александров искал актрису на главную женскую роль для своего будущего фильма "Джаз-комедия".

Сценарий первый: один из знаменитых карикатуристов Кукрыниксов художник Николай Соколов посоветовал своему приятелю Грише Александрову сходить в Музыкальный театр В.И. Немировича-Данченко и посмотреть актрису Любовь Орлову, которая исполняла главную роль в оперетте "Перикола". Александров пришел, увидел и был побежден (и победил одновременно).

Сценарий второй: театральный художник Петр Вильямс посоветовал своему приятелю Грише Александрову сходить в Музыкальный театр В.И. Немировича-Данченко и посмотреть актрису Любовь Орлову, которая исполняла главную роль в оперетте "Перикола". Результат тот же.

Сценарий третий: актер-эпизодник Александр Кастомолоцкий отвел Григория Александрова за кулисы Музыкального театра и познакомил с актрисой, исполнявшей в тот вечер ведущую партию Периколы.

Сценарий четвертый: Григорий Александров познакомился с актрисой, выступавшей перед киносеансом в кинотеатре "Арс", придя туда со своим коллегой Даревским после того, как им понравилось исполнение ею роли Серполетты в "Корневилльских колоколах".

Сценарий пятый: Любовь Орлова пришла на пробы к фильму "Джаз-комедия", увидела там красавца-режиссера и решила, что это именно тот человек, которого она ждала. По ее просьбе режиссер-документалист Лидия Степанова пригласила их обоих к себе домой, там они и познакомились.

Сценарий шестой: знаменитые карикатуристы Кукрыниксы пригласили своих друзей Григория Александрова и Любовь Орлову к себе домой на "бутылочку коньяка", где их и познакомили.

Поскольку главные участники тех событий ушли в мир иной, оставив нам этот веер сценариев, то остается только гадать и выбирать самую изящную или интересную, или интригующую, или тривиальную версию по своему вкусу. Только вот вопрос: а важно ли нам это знать?

Главное - они все-таки встретились и вместе поднялись на вершину.

 


 

СВАТЫ ПОНЕВОЛЕ

 

А ведь это мы сосватали Григория Александрова и Любовь Орлову. Все закрутилось в Абрамцеве. Кукрыниксы там оказались на отдыхе все втроем. Ходили, гуляли, расслаблялись, нежились на врубелевской лежанке, обедали в мамонтовской столовой. И повстречали там Григория Александрова. Он в нас буквально вцепился. «Я снимаю новый фильм, будьте художниками на этой картине». Мы сценарий почитали. Бред. Пастух какой-то, джазисты. Вежливо отказались, мол, много работы. Но Гриша все время жаловался, что актрисы на главную роль нет. Нужна такая, чтобы и красавица была, как Мэри Пикфорд, и все умела – петь, танцевать и играть. Нас осенило – ведь мы такую знаем, Любовь Орлова, играет в театре Станиславского и Немировича-Данченко. По возвращении в Москву сразу повели Александрова на представление «Периколы», где Орлова буквально блистала. По окончании спектакля он подбежал к нам и – на выдохе: «Иду вербовать». А когда вернулся, только и бросил: «Ну, все получилось». И взгляд заискрился.

 

из интервью с Николаем Соколовым, записала Анастасия АСКОЧЕНСКАЯ


 

 

 

Вот такими они были, когда встретились - молодыми, красивыми, талантливыми. У каждого уже были за плечами определенные достижения, но главные свершения в их жизни были еще впереди.

 

 

И они должны были встретиться, чтобы реализовать себя и стать самой успешной и красивой парой Страны Советов и легендами мирового кинематографа.

 

 

 

 

 

 


 

 

«В августе 1937 года они в Кисловодске. Впервые в доме отдыха. Было жарко, весело и беззаботно. Фотокамера Александрова фиксировала их жизнь со всей добродушной, откровенной шаловливостью – большинство снимков Любовь Петровна потом уничтожит. Осталось немногое, и это немногое кажется мне очаровательным: прекрасное загорелое женское тело, озорно прикрываемое, точно мандолиной, экзотической пальмовой веткой.

Примерно тогда же они и поженились. Официально.»

Марк Кушниров, "Светлый путь, или Чарли и Спенсер"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Они писали друг другу записочки. Маленькие свидетельства любви и нежной заботы.

Вот одна из них:

"Дорогой Гришенька!

Вам необходимо лечь в больницу. Первые 10 дней Вы развалитесь на куски. Но потом постепенно куски начнут собираться и Вы будете совсем другим человеком! Сужу это по себе!

Вам необходимо отдохнуть. Прошу Вас решить, когда это можно сделать, чем скорее, тем лучше. Вы устали. И дальше так нельзя.

Вы знаете, что я умею предвидеть и любить Вас и охранять.

Будьте послушным, бросьте все и сделайте, как я говорю!

Целую, обожаю, люблю

Ваша Любочка

Внуково 16 - XI - 67"

 

 


 

 

 

 

 На её туалетном столике - фотография мужчины. Конечно, это мог быть только Он. Её единственный, её Спенсер.

 

 


 

 P.S. Некоторые невнимательные зрители (а за ними - и невнимательные журналисты) обратили внимание на тот факт, что героини Любови Орловой не целуются ни в одном фильме. Что неправда, то неправда. Вот в "Волге-Волге" Стрелка и счетовод Алеша Трубышкин (артист Андрей Тутышкин) целуются чуть ли ни при каждой встрече. В фильме "Светлый путь" инженер Лебедев (Евгений Самойлов) запечатлевает страстный поцелуй на устах начинающей ткачихи Тани-Золушки. И наконец, в "Скворце и Лире" крупно повезло 50-летнему Петру Вельяминову (разведчик Федор Греков) - он удостоился высокой чести обнимать и целовать 70-летнюю звезду советского экрана.

 


 

"Мой римский патриций" (Любовь Орлова о Григории Александрове)

 

В последние годы в прессе усиленно обсуждается вопрос: любили ли они друг друга?

 

Вот некоторые полагают, что это был союз исключительно деловой. Он - режиссер, она - актриса, они работают вместе и делают удачные фильмы. Они вместе поддерживают имидж благополучия и успешности. Талантливый творческий союз, одобренный партией и правительством, поощряемый зрительским восхищением и пуританским общественным мнением страны Советов, где секса и в помине нет. В пользу этой версии говорит тот факт, что оба они были людьми достаточно прагматичными, рассудительными и неэмоциональными. Любовь Петровна прекрасно понимала, каковы правила игры в "первую звезду советского кинематографа", она выступала в прессе и по радио с дежурными статьями и речами о "чутком руководстве" товарища Сталина, о построении светлого коммунистического будущего под руководством партии и правительства.и т.д. Г.В. Александров после смерти Сталина вступил в КПСС и вообще принимал активное участие в общественной жизни.

 

Попробуем рассуждать логически, без эмоций

 

Ведь они же были живыми людьми, а не роботами или статуями! До какой же степени нужно цепляться за свое положение и материальные блага и бояться их потерять, чтобы почти всю жизнь (42 года!) терпеть рядом нелюбимого человека?! Тут ведь никакие раздельные спальные комнаты не помогут. Изо дня в день, из года в год - одно и то же опостылевшее лицо. Какие нервы, какое ангельское терпение и какое дьявольское лицемерие надо иметь!

Ну ладно, женщины вообще по природе терпеливее, боязливее и, может быть, расчетливее мужчин. Но что за нужда была ему терпеть рядом нелюбимую стареющую женщину? Вот приятель его молодости режиссер И.А. Пырьев оставил Марину Ладынину и ушел к молодой. И ничего. Ладынину, конечно, больше не снимали, но Пырьев-то не пропал. И имидж его не пострадал, и деньги ему давали на следующие фильмы. И главного цензора и ценителя кино тов. Сталина уже не было в живых. А последующие генсеки не шли ни в какое сравнение с ним ни по кровожадности, ни по глубине привязанности к Орловой. Так что руки у режиссера были развязаны, наказывать его уж точно никто не стал бы.

И нашел бы себе молодую и фотогеничную актрису, чтобы не мучиться со светом, с ракурсами, с дублершами. Нужна поющая и танцующая актриса? Пожалуйста, по старой памяти посетил бы Музыкальный театр теперь уже имени В.И. Немировича-Данченко. Там уж точно нашлась бы какая-нибудь хорошенькая, молоденькая и талантливая Перикола или Серполетта. И сделал бы из нее новую звезду, благо, богатый опыт уже имелся. И, глядишь, вдохновение бы пришло, и фильмов больше бы снял, а то вот сидел рядом с пожилой своей женой и не знал, что бы такое для нее придумать, какой бы еще фильм снять, чтобы она там сверкала, как прежде.

Да и Любовь Орлова тоже была личность и без него не пропала бы. Она была звездой и имела безумное количество поклонников. Вот Клавдия Шульженко в достаточно зрелом возрасте вышла замуж за человека моложе себя на несколько лет. А уж Орлова при ее внешности и фигуре могла бы любого красавца-мужчину свести с ума. Ей, правда, был нужен не просто мужчина, а режиссер. Но терпеть рядом с собой много лет нелюбимого человека только из любви к славе - это подвиг не столько терпения, сколько нелюбви к себе как к личности. Орлова была очень разборчива в знакомствах, всячески сторонилась неприятных ей людей, дистанцировалась, держала людей на расстоянии "вытянутой руки", по выражению Рины Зеленой. И вот при такой щепетильности и повышенной чувствительности к своему окружению терпеть в собственном доме из года в год человека, к которому "душа не лежит"? Дама благородного происхождения, с необыкновенно развитым чувством человеческого и женского достоинства, которая в страшные годы репрессий пренебрегала приглашениями на банкеты в Кремль или на сталинскую дачу - "Орловой нет? - Орлова занята!" - теперь из страха живет с надоевшим, но "нужным" человеком и терпеливо, годами ждет, когда же он соблаговолит снять для нее очередной фильм. Дикое предположение. Просто дурной тон!

 

 

     

 

 

По воспоминаниям ее коллег по театру, Орлова и Александров просто "боготворили" друг друга, особенно она его. Она называла его "мой римский патриций". Если учесть его пролетарское происхождение и ее благородную родословную, то это, конечно, сильно, это даже слегка шокирует. На всех совместных фотографиях они смотрят друг на друга до неприличия нежно. Да и в жизни смотрели так же, чем даже смущали окружающих. Можно счесть это подозрительным и наигранным, учитывая сдержанность их характеров, а можно, наоборот, расценить как нескрываемое проявление сильного чувства, которое прорывается даже сквозь официальную маску приличия.

 

 

     

 

 


 

 

В общем, как всегда, мы остаемся на распутье: каждый волен выбирать и верить в то, во что ему больше нравится верить. Чем дальше мы отодвигаемся от них во времени, тем труднее судить, тем меньше свидетелей, тем расплывчатее картина, тем больше аргументов и меньше фактов. Самое правильное, что мы можем сделать, - избежать поверхностных и скорых суждений.

 

 

Сказано: "Не судите, да не судимы будете!"

 

 

 

Вместе на встрече со зрителями

 

"Римский патриций " курил гаванские сигары

 

"Все счастливые семьи похожи друг на друга "

 

Вместе в Лондоне перед постановкой "Милого лжеца"

 

Юбилей "Веселых ребят"

 

На его 70-летнем юбилее

 

 

 источник- http://orlovamuseum.virtbox.ru/Love_story.htm

 

 

Больше чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров