Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки   Музыка    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Голубой огонек

 

С миру по нитке

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15

 

  Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 


 

Золотая баба

«Мифология не басня, а истина, действительность»
Н. Федоров (русский философ ХIХ века)
 
 

 

На одной из карт знаменитого средневекового картографа Меркатора на пустынной и безликой территории Сибири обозначен лишь один-единственный объект - Золотая Баба. «Неслабая, видно, была статуэтка», - выразился на современном сленге один мой знакомый студент, увидевший ксерокопию этой карты. Действительно, эта «Баба», вероятно, была уникальным объектом, если ее отметили как главную достопримечательность чуть ли не половины азиатского материка. Во всяком случае, имела приличные размеры, чтобы удостоиться подобной чести.

 

Первые упоминания о загадочной Золотой Бабе, которую позже историки будут отождествлять с угро-финской богиней Юмалой, можно обнаружить в исландских и скандинавских странах. По крайней мере, полученная викингами информация о ней заставляла их на протяжении трехсот лет - с 800-х по 1100-е - каждое столетие совершать набега на Биармию, так они называли территорию нынешней северо-восточной части России. Но каждый раз приходилось возвращаться без добычи - местные жители успевали спрятать свое сокровище и, наученные горьким опытом, переправлять его все дальше на восток. Так с берегов Северной Двины за несколько столетий Золотая Баба перекочевала за Урал.
 

Но для начала попытаемся разобраться на основании хотя и многочисленных, но ненадежных и противоречивых свидетельств, что же представляла собой эта самая Баба? По одним сведениям, это стоящая женская статуя, а то и вовсе изображение Минервы с копьем в руке, по другим - сидящая одетая или обнаженная женщина с ребенком на руках. Даже имена у них разные: Юмала, Золотая Баба (иногда переводится буквально как Золотая Старуха), Золотая Женщина, Медная Женщина, Золотая Владычица, Злата Майя. И размеры у нее в разных свидетельствах разные: от среднестатистической женщины в натуральную величину до «на аршин выше самого здорового мужика». Нетрудно подсчитать, что в таком случае, если статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн со всеми вытекающими отсюда последствиями для транспортировки по бездорожью, болотам и тайге.
 

Первым упоминанием на Руси о Золотой Бабе является русская летопись от 1398 года, сообщающая о кончине Стефана Пермского. Летописец отмечает, что святитель жил среди язычников, поклоняющихся «идолам, огню, камню и «Золотой Бабе». По крайней мере, в те годы «Баба» надолго прописалась на территории нынешнего Коми-Пермяцкого округа, поскольку еще в послании митрополита Симона пермякам в 1510 году упоминалось о продолжающемся злостном поклонении местных племен «Золотому Идолу».

В конце XV века сведения о Золотой Бабе достигли и Западной Европы. Польский путешественник Матвей Меховский в 1517 году сообщает: «За землею, названною Вяткою, находится большой идол, называемый Золотая Баба, что в переводе означает золотая женщина или старуха. Окрестные народы чтут ее и поклоняются ей». Обратим здесь внимание на уточнение: «большой идол».

Австрийский посол С. Герберштейн, посетивший Московию в 1520-х годах, записал, что, по слухам, за Уралом стоит большой идол Золотая Баба» в виде женщины, которая носит в утробе сына. Упоминает он и о каких-то трубах, окружающих святилище идола и звучащих сами по себе.



Осенью 1582 года на покорение Сибири из Чусовских городков отплыла флотилия Ермака. Перезимовав в Сибири, в начале 1583 года Ермак послал на разведку отряд Богдана Брязги в количестве 60 человек, чтобы найти путь к Оби, откуда уже шла известная русским дорога на Печеру и Пермь. На стоянке у реки Демьянки казаки Ермака и услышали впервые от пленных о золотом идоле. Те сообщили, что в осажденном ими урочище остяки молятся «богу золотому, литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше».


Но здесь явно речь идет о каком-то другом идоле, причем небольших размеров: «на столе в чаше сидит». Когда же казаки захватили урочище, идола не нашли - язычники успели его унести и укрыть в надежном месте. Этот момент лишь подтверждает версию, что в данном случае речь шла о другом идоле небольших размеров - вряд ли бы местные жители смогли незаметно унести из осажденного урочища трехтонную статую.

Вторично о золотом идоле казаки услышали на Оби, где было самое почитаемое среди хантов капище.

Составителям сборника «Великие тайны XX века», где рассказывает и о Золотой Бабе, показалось мало самой тайны золотого идола, и они решили добавить сюда и мистики: «Капище было защищено заклятием, согласно которому всякий, нарушивший покой великой богини, должен умереть. Несмотря на запрет казаки тщательно его обыскали, Золотая Баба исчезла. Возвращал из похода, они попали в засаду и погибли».

Так и хочется спросить авторов: если все погибли, то откуда об этом событии узнали? На самом же деле казаки просто провели на Белогорском капище три дня, а поскольку они местное население не притесняли, то надеялись, что разбежавшиеся ханты вместе со своим идолом вернутся. Не дождавшись этого, они повернули вспять и после многодневного плавания благополучно вернулись в Искер. Из расспроса хантов они составили описание «Золотой Бабы»: «На Белогорье у них мольбище большое богине древней - нага с сыном на стуле сидящая».

Лишь в начале XVII века, когда Сибирь была окончательно покорена, купцы Строгановы, субсидировавшие экспедицию Ермака и узнавшие от вернувшихся из похода казаков о золотом идоле, снарядили на его поиски еще одну, уже тайную экспедицию, в составе всего 20 «верных людей». Но похоже, что никто из них обратно не вернулся, по крайней мере, об этой экспедиции больше нет никаких сведений.

В начале XVII века пытался найти Золотую Бабу и миссионер Григорий Новицкий. Не располагая большой дружиной, он собирал легенды и местный фольклор о предмете поиска, и дальше не продвинулся. А через сто лет следы идола вроде бы обнаружились на реке Северная Сосьва, впадающей в Обь.

Поиски «Золотой Бабы» продолжаются до сих пор. Летом 1990 года этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН побывала в Ханты-Мансийском автономном округе, где, по преданиям, до сих пор живут тайные жрецы богини, обеспечивающие сохранность статуи. Сдержанный, по крайней мере, официально, интерес к поискам Золотой Бабы проявляет и «Космопоиск». Во всяком случае, ее руководитель Вадим Чернобров лишь коротко сообщает об экспедиции 2003 года и намекает, что поиск будет продолжен.

Автор: Татьяна САМОЙЛОВА  http://www.liveinternet.ru/users/3395230/post185624081/

 

 


 

Золотая богиня Ледникового периода

 

На карте Герарда Меркатора, изданной в 1595 году, изображена Гиперборея, существовавшая около 15 тысяч лет назад на территории севера современной России. Неподалеку от устья Оби на этой карте есть надпись: “Золотая Баба”. В языческие времена в России появилось множество идолов, упоминавшихся в летописях как “Злата Баба”. До XVII века для Европы Золотая Баба являлась едва ли не символом России.

 

Но лишь одна вылитая из золота скульптура, изображавшая хранительницу знаний древней цивилизации, имела, согласно легенде, отношение к Гиперборее. Этнографы XIX века вышли на след Золотой Бабы в районе Северного Урала, однако нашли лишь серебряный слепок с нее. В 2000 году член экспедиции “Гиперборея” Владимир Кузнецов обнаружил на Кольском полуострове каменное изваяние, которое, по его версии, является гиперборейской богиней. И все-таки утверждать, что золотая наследница Гипербореи найдена, нельзя.

 

У каждого - своя Баба!

 

Пометку на карте России “Золотая Баба” сделал не только Меркатор. До XVII века иноземцы почитали Золотую Бабу чуть ли не символом России. Ее изображали на картах к месту и не к месту. Причина путаницы состояла в том, что Золотых Баб было много! Предания Гипербореи сохранились не только на Кольском полуострове, и связано это было с переселениями народов. В языческий период Золотая Баба была распространенным идолом. Во времена покорения Сибири и Урала языческие традиции усваивались племенами чуждых антропологических типов. Появились многочисленные дубликаты Золотой Бабы разных размеров и изготовленные из различных материалов: от каменных изваяний до серебряных слепков с золотого оригинала. Золотая Баба была у коми-зырян, самоедов, вогулов и остяков, у народов Севера.

 

нажать на карту для увеличения

 


Россия и прилегающие части Тартарии на карте работы Меркатора и его сына (опубликована в 1595 г.)

 

Сдавайте золото, господа язычники!

 

Злату Бабу как языческий идол ждала нелегкая судьба. Христианским учением она была объявлена вне закона. В эпоху Дмитрия Донского Святой

Статуя Герарда Меркатора в Parc du Petit Sablon в Брюсселе.

 Стефан (1345 - 1396 гг.), крестивший народ, искал ее у пермяков на Северном Урале, чтобы уничтожить, однако она была надежно спрятана и ей по-прежнему приносились жертвоприношения:

закалывались животные, подносились золото и серебро в специальную чашу, стоявшую перед идолом. В царствование Василия Третьего, отца Ивана Грозного, в 1517 и 1526 годах Россию дважды посещал Сигизмунд, посол императора Священной Римской империи (находившейся тогда под властью Габсбургов). Он написал “Записки о Московии”, где говорилось, что Золотую Бабу следует искать около устья Оби, что согласуется с указанием Меркатора.

 

Золотая Баба из чистого серебра!

 

Этнографам XIX века удалось разыскать племена, в которых из поколения в поколение передавалась серебряная копия Золотой Бабы. На восточных склонах Северного Урала жило племя вогулов. Они добывали из руд железо и серебро, охотились на зверя и одевались в шкуры. Вогулы считали, что духи ведали их судьбой. Тонкий профиль и выдающиеся носы, горячий сильный взгляд, смуглый цвет лица и гордая осанка - все говорило о том, что пришли они не с Урала. По мнению К. Носилова, вогулы относятся к монголоидной расе и попали на Урал с великим перемещением народов. В непроходимых лесах, вымирая, вогулы хранили традиции. Сотни лет назад у вогулов была спрятана знаменитая Золотая Баба, которую еще во времена Стефана Великолепного, когда крестили пермяков и зырян, язычники перенесли за Уральский хребет. Она была доставлена на Обь, где то ли у остяков в Казыме, то ли у самоедов в Тазу нашла свое прибежище. Золотую Бабу закопали в песок с глиной, растопили ковш серебра и отлили серебряный слепок, хранившийся у ямнельского шамана в верховье реки Конды. Вогулы ее смертельно боялись.

 

Тайна старого шамана

 

Старик Савва, живший одиноко в Оронтур-пауле у истоков речки Конды неподалеку от жуткого места жертвоприношений у озера Оронтур, знал дорогу к хранителю Серебряной Бабы. Шаман жил в глуши, годами его не навещал ни один человек. Доверенных у шамана было немного, старик Савва в их числе. Считалось, что пока в роду была Серебряная Баба, будут в достатке шкуры и мясо. Бабе несли жертвоприношения и меха. Старик шаман никого в юрту не пускал, дары принимал в отдалении от своей юрты. У Серебряной Бабы всегда горела свечка. Считалось, что когда старик умрет, то вымрет и племя.

И все-таки однажды богиню украли. Семка, вогул из соседних юрт, как-то зимой, надев самодельные лыжи, сказал, что идет на охоту за бобрами. Долго пробиваясь сквозь буреломы, пришел Семка в Ямнель-паул к жилищу шамана. Выждал, когда старик выйдет, и похитил Серебряную Бабу. Спустя пару дней шаман сам не свой ночью показался в Оронтур-пауле. Поднял окрестных вогулов, встали они на лыжи и пошли искать пропажу.

 

Страшная смерть Семки-вогула

 

По следам добрались прямо в Семкину юрту. Семки там не было. Весной, когда сошли снега, тело несчастного нашли у подножия холма. Видно было, что прежде чем умереть, долго голодал Семка. Догадались вогулы, что какая-то сила водила его кругами по лесам. Даже умирая от голода, не мог он найти дорогу домой, Погиб он странной смертью. Что-то заставило парня взобраться на высокий холм и броситься вниз. Серебряная Баба оказалась у попа в Сатыге, которому Семка ее продал. Выкупили ее с трудом, еле сторговались. Принесли попу столько отборных шкур соболя, сколько просил. Шаман с тех пор ее еще пуще берег. Спать с ней ложился и на охоту ее, привязанную веревками к спине, в мешке носил.

 

Хари Рама ... с Кольского полуострова!

 

Упоминаемую в русских летописях “Злату Бабу” можно назвать почти бессмертной (учитывая возраст в 150 веков!) богиней ледникового периода. Впрочем, резкое похолодание и связанный с ним закат Гипербореи произошли около девяти тысяч лет назад. По мнению А. В. Барченко, одного из первых исследователей Кольского полуострова, места эти связаны не только с легендарной Арктидой (как называлась Гиперборея, расположенная в арктических широтах), но и с героем древнеиндийского эпоса Рамой. Древние арии, жившие здесь около 100 веков назад, вынуждены были покинуть ее в связи с изменением климата. Рама являлся вождем, выведшим ариев в теплые края. Одно из озер Кольского полуострова называется Рамоозеро.

 

Ученого послали... к саамской бабушке!

 

Название еще одного здешнего озера не менее удивительно - Бабозеро. Совпадение не случайно! Местные легенды полны слухов о строгом нраве “бабушки”, карающей за провинности оленеводов. Неужели речь идет о Золотой Бабе?! Члены экспедиции “Гиперборея”, несколько лет подряд выезжающей под руководством Валерия Демина на Кольский полуостров, не могли не проверить эту гипотезу. Сделать открытие участнику экспедиции Владимиру Кузнецову, жителю местного поселка Ловозеро, помогли саамы-оленеводы. Пять дней трудного пути по бездорожью дали результат: на берегу озера среди множества мелких камней каменистой гряды длиной метров четыреста одиноко в течение тысячелетий взирает на озеро огромная каменная богиня. Рядом с ней - полуистлевшие кости, жертвенные предметы, монеты,возраст которых не менее трех-четырех столетий.

 

А золотишко-то где?!

 

Если каменный истукан - Золотая Баба, то это единственное дошедшее до нас доказательство существования высокоразвитой цивилизации на Земле в доисторические времена! Такие находки называются артефактами. Однако древняя богиня должна быть золотой, а истукан на берегу озера - каменный! По мнению Демина, Золотая Баба была каменной, покрытой золотыми пластинами. Эту версию подтверждают северные сказания. И все-таки принадлежность находки с берега Бабозера цивилизации Гипербореи -только версия. Ведь согласно Меркатору, Золотую Бабу следует искать в устье Оби.

 

Легенда о смутном времени

 

Существовало поверье о влиянии Золотой Бабы на судьбу России. Ни в коем случае скульптуру нельзя было переплавлять. Если бы такое случилось, Россию ожидал бы мор, смутные времена, войны. Куда исчез оригинал Золотой Бабы, не знает никто. Наша новейшая история заставляет задуматься: может быть, скульптура все-таки была переплавлена? Впрочем, находка на Кольском полуострове позволяет надеяться на новые сенсации в поисках Гипербореи.

 

источник - http://www.clarino2.narod.ru/tyr22.htm

 

 

Золотая Баба - Великая Богиня Гипербореи

 

 

 

 


 

 

Великая тайна Золотой Бабы

 

Почти тысячу лет легендарная Золотая Баба сокрыта от глаз корыстных людей. Испокон веков ее хранители убивали любого, а если требовалось, то и самих себя, лишь бы уберечь святыню. Её Тайна ценнее каких-то человеческих жизней. 

 

Было время, когда Золотая Баба красовалась перед людьми без боязни со стороны жрецов за её сохранность. Золотой идол весом в три тонны восседал на кургане, сложенном из драгоценных даров. И будь ты нищий, но если пришёл поклониться, то преподнеси хоть клок волос со своей головы, иначе богиня покарает тебя смертью. Щедрые же паломники всегда получали от неё сполна. Кто хотел узнать свою судьбу, тот верно прозревал будущее. Кто искал удачи в торговле, тот обогащался. Кто стремился к победам в ратном деле, тот становился неуязвим.

Очевидцы описывали её по-разному. То ли она изображала беременную женщину, то ли мать с младенцем на руках, то ли была устроена в виде матрёшки, сложенной из золотых колоколов. Происхождение самого идола также доподлинно неизвестно. По версии итальянцев, он изображал богиню Юнону, и угры вывезли его из разгромленного Рима. По версии же востоковедов, Золотая Баба – это ни кто иная, как тибетская богиня ГуаньИнь, статуя которой принадлежала древним ариям, пришедшим с Арктических островов. Так или иначе, ценность и значение её были и есть огромные. Это, увы, послужило причиной для долгих преследований драгоценного кумира со стороны инаковерующих и грабителей.

С 800-х по 1100-е года в Биармии (северо-восток России), где хранилась Золотая Баба,  промышляли самые беспринципные разбойники того времени – викинги. Они были наслышаны о Золотой Бабе и богатых подношениях ей. Они требовали ее у жрецов, угрожая страшной смертью в случае отказа. Хранители многажды обманывали викингов, транспортируя идола всё дальше и дальше на Восток. Ни с чем осталась даже такая легендарная фигура, как Торир Собака.

Затем в Сибирь начинает проникать христианство. На кострах горят деревянные «шайтаны», сбрасываются с крутых берегов в воду каменные изваяния, в щепки разносятся древние языческие святилища. И только Золотая Баба, главная святыня народов ханты и манси, не даётся в руки ни церковникам, ни царским стрельцам. Наиболее рьяным ненавистником богопротивного идола становится тогда Стефан Пермский. В 1398 году летописец пишет о нём: «Сей научи Перьмскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе».

Покоритель Сибири Ермак также не гнушается поисками чудесного идола. В Кунгурской летописи рассказывается о том, как 5 марта 1582 года легендарный атаман послал на добычу Золотой Бабы отряд дружинников под командованием своего друга Ивана Брязги. На реке Оби ниже устья Иртыша отряд взял штурмом городище Нимъян, где, по свидетельству лазутчиков, находился заветный идол. Однако, обыскав святилище, казаки поняли, что проворные жрецы уже успели унести его.

В 1549 году посол Австрии в Москве барон Зигмунд фон Герберштейн издал книгу «Записки о Московитских делах», в приложении к которой имелась карта Московии. Кроме городов, морей и рек на данной карте были обозначены достопримечательности, в том числе и так называемая SLATA BABA. Её местоположения было указано в месте слияния Оби и Ледовитого океана, как раз там,  где орудовали дружинники Ермака.

 

 

В конце ХVIII казаки повторили попытку раздобыть Золотую Бабу. Для этого в нижнее Приобье снарядилась целая экспедиция. Вооружённые до зубов, взявшие с собой сменных лошадей и оленей, они все до единого сгинули, как и не было их.

Вплоть до революции 1917 года основную работу по розыску идола проделывал Кондинский монастырь, основанный в 1657 году. Окрест его язычество было практически истреблено. Так, по крайней мере, до поры до времени казалось монастырской братии. Однако постепенно выяснилось, что даже усердные прихожане втайне оставались поклонниками Золотой Бабы, а миссионер Григорий Навицкий был и вовсе убит ими за свою дотошность в поисках. В 1757 году братия рассекретила троих православных христиан, которые являлись сборщиками дани для Золотой Бабы. И, наконец, в начале ХХ века монастырь выпустил «Инструкцию Кондинской миссии», в которой чётко и строго предписывалось разыскать мерзкого идола.

Времена воинствующего атеизма помешали миссионерам претворить в жизнь предписания «Инструкции». Однако сами большевики взяли на себя обязанность изъять у жрецов Золотую Бабу. Индустриализация нуждалась в средствах, и три тонны золота никак не могли быть лишними.

 В 1933 году в нижнее Приобье выехала опергруппа чекистов, которые были настроены куда более серьёзно, нежели православные миссионеры до них. Тем жёстче оказалась реакция хантов, хранивших тогда идола в посёлке на берегу реки Казым. Опытные таёжные охотники перестреляли всю опергруппу, лишь та объявилась вблизи посёлка.

На смену убитым вскоре прибыл карательный отряд. Без суда и следствия были расстреляны почти все мужчины. Чекисты провели пристрастные допросы и перевернули посёлок вверх дном, но Золотой Бабы не нашли.

Последний раз она напомнила о себе в 1961 году. Председатель колхоза имени 1 Мая, находящегося близ посёлка Юильск, Семён Молданов обнаружил её в одном из охотничьих лабазов. Молданов сообщил о находке в Ханты-Мансийский краеведческий музей, и через пару дней в колхоз прибыла группа из семи музейных работников.

Поздно! Хранители успели подменить золотого идола на его деревянную копию. Так или иначе, истукан был древний, и музейщики забрали его в город. Богиня же не простила даже такого вмешательства, наложила на людей тяжёлое проклятие. В следующие три месяца семеро музейщиков умерли. Умерли их дети и внуки. Умерли восемь детей Молданова, а самого его свалил паралич.

Получается, что до сих пор никто из непосвящённых не имел счастья прикоснуться к Тайне Золотой Бабы. Впрочем… Существуют свидетельства, что один дореволюционный ссыльный добился расположения у хранителей и был препровождён к богине. Неизвестно, какая сотворилась мистерия при этом, но счастливчик обрёл великие знания, которые затем помогли ему влиять на судьбу России и всего мира. Звали того ссыльного Иосиф Джугашвили-Сталин.

 

 

источник - http://repin.info/zagadki-istorii/velikaya-tayna-zolotoy-baby

 

 

 

"Золотая баба" 1986 г. Свердловская киностудия.