Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки   Музыка    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Голубой огонек

 

Translate a Web Page      Форум    Помощь сайту     Гостевая книга

 

С миру по нитке

 

1  2  3  4

 


 

Янтарь для диктатуры пролетариата

 

Юлиан Семенов

Более пяти десятилетий остается неразгаданной тайна исчезновения «Янтарной комнаты». Как и всякая настоящая тайна такого масштаба, она произвела на свет бесчисленное множество легенд и мистификаций, стала поводом для самых неожиданных сенсаций и откровенных спекуляций всевозможных проходимцев и авантюристов. Тайну окружают необъяснимые происшествия, часто трагические, связанные с гибелью при загадочных обстоятельствах причастных к ней людей...

Тысяча девятьсот сорок первый год. «Янтарную комнату» эвакуировать не успели, но смогли законсервировать – заклеить марлей, проложить ватином и песком, а сверху зашить досками. В сентябре немцы заняли город Пушкин, бывшее Царское Село. Директор художественных собраний Кенигсберга Альфред Роде писал в журнале «Пантеон» в 1942 году: «Дворец в Царском Селе был сильно разрушен во время одной из бомбардировок. Часть дворца была взорвана, окна, двери выбиты. В течение 36 часов был проведен окончательный демонтаж «Янтарной комнаты», которую затем доставили в Кенигсберг и передали в музей. Она является лучшим украшением музея». Добавим, что Екатерининский дворец был жесточайше разрушен и разграблен – только из одной «Янтарной комнаты» исчезли 24 великолепных бронзовых бра, изуродованы янтарные рамы и панели стен, рельефные украшения, самые красивые планшетки-миниатюры с гравированными пейзажами по янтарю, медальоны-барельефы из тонированной кости и многие другие детали были варварски выломаны и похищены.

В 1944 году наши войска вступили в Восточную Пруссию. Союзники бомбили немецкие города, в том числе и Кенигсберг. Немцы спешили вывезти и спрятать награбленное. «Янтарную комнату» демонтировали, упаковали в ящики и опустили в глубокие подвалы замка. 28 августа и 2 сентября во время массированных налетов английской авиации королевский замок был почти полностью сожжен.

2 сентября Роде докладывал в Берлин тайному советнику Циммерману: «Несмотря на полное разрушение Кенигсбергского замка, «Комната» осталась неповрежденной, кроме шести цокольных пластин...» Позже ящики из подвалов исчезли.

На этом заканчивается известная часть биографии шедевра и начинается неизвестная, таинственная, основанная на версиях, догадках, предположениях, нередко ошибочных. Так что же было дальше? А дальше начинаются загадочные и трагические истории, длящиеся до сегодняшних дней.

 

Альфред Роде...

 

После взятия Кенигсберга Альфред Роде передал специальной комиссии часть похищенных предметов искусства. Комиссией по вывозу ценностей руководил профессор Александр Яковлевич Брюсов, искусствовед и историк, брат известного поэта Валерия Брюсова. Так случилось, что, будучи специалистом в основном по живописи, он ничего о «Янтарной комнате» не слышал, и никто из членов комиссии не знал, что ее привезли в Кенигсберг. Роде, правда, в беседе с Брюсовым мельком упомянул о двух бункерах в кварталах старого города, где спрятаны сокровища мирового значения. Узнав, что картин там нет, Брюсов к «сокровищам» охладел. Но... через несколько дней, спохватившись, он посылает капитана из комиссии к Роде. По пути капитан гибнет, а еще через день – все это происходит в декабре 44-го – Роде вместе с женой сам бесследно исчезает. Соседи видели катафалк с двумя гробами, отъехавший от дома. Было вроде и свидетельство врача о скоропостижной смерти супругов от «кровавой дизентерии», но ни врача, выдавшего свидетельство, ни истории болезни в больнице не обнаружено. Альфред и Эльза Роде якобы были похоронены на кладбище святой Луизы, но когда по указанию следователя СМЕРШа вскрыли еще свежую могилу – она оказалась пуста. Мистика, да и только... Интерьер реконструированной Янтарной комнаты в Царском селе

 
Майор Иван Курица...

 

Это первые из цепочки загадочных смертей. Следующая – в Кенигсберге. Майор Иван Курица спешил на мотоцикле на важную встречу со свидетелем отправки культурных ценностей из Кенигсберга в Веймар. Проволокой, натянутой поперек дороги, ему срезало голову. Сам свидетель был найден у себя дома задушенным...

Трагически закончилась жизнь Георга Штайна. Историк-любитель, он более тридцати лет занимался поиском «Янтарной комнаты», собрал ценнейший архив. Юноша из семьи искусствоведов, он в пятнадцать лет попал на фронт. На его глазах горел королевский замок в Кенигсберге, вывозились и уничтожались – чтобы не достались врагу – произведения искусства. Тогда, в 1945 году, он определил свою судьбу: искать и возвращать владельцам исчезнувшие ценности. Штайну удалось найти сокровища ризницы Псково-Печерского монастыря – более тысячи икон, кресты, панагии, сосуды. Главным делом своей жизни Штайн считал поиски «Янтарной комнаты». Работая с архивными документами, он обнаружил шифрованную телеграмму, отправленную в Берлин в январе 1945 года представителем СС в Пруссии: «Операция «Янтарная комната» закончена, объект захоронен в Б.Ш.В.Ф.». Штайн считал, что этими сокращениями обозначен ствол давно затопленной соляной шахты неподалеку от города Геттинген. Это одна из версий Штайна. А вот и другая, которую разделял Юлиан Семенов (Совершенно секретно. 1990. №4). За неделю до смерти Штайн писал одному священнику из Нижней Баварии: «В Европе больше искать не имеет смысла, все ЭТО давно в Америке». Почему в Америке? Штайн обнаружил документы, из которых следовало, что двадцать ящиков были отправлены из Кенигсберга в Среднюю Германию. Так вот, по версии Штайна, в начале апреля 1945 года «Комнату» вывезли на армейских грузовиках международного Красного Креста со швейцарскими опознавательными знаками и спрятали в соляном руднике Грасслебен под Хельмштедтом, где позже ее обнаружили американские оккупационные войска.

 

Пауль Энке...

 

Другой немец, в прошлом крупный чиновник Министерства внутренних дел ГДР, Пауль Энке, занимался поиском «Янтарной комнаты» по долгу службы. Он получил свидетельские показания, что «какое-то большое янтарное произведение» приказано было надежно спрятать. Упоминалось и о соляном руднике, предназначенном для груза, «привезенного на многочисленных военных грузовиках», среди которых были и деревянные ящики с надписью «Кенигсберг». По словам полковника Пауля Энке, возглавлявшего спецотдел в Министерстве госбезопасности в Тюрингии, на розыски комнаты было истрачено шесть миллионов марок. Сам Пауль Энке странным образом умирает в 52 года в 1987 году в Берлине, в архиве, после чашечки кофе.

 

Георг Штайн...

 

Есть еще одна интересная личность – небезызвестный барон Эдуард Александрович Фальцфейн, гражданин княжества Лихтенштейн, большой друг России. Потомок славного рода адмиралов Епанчиных, немало сделавших для защиты и прославления отечества, он в благотворительных целях способствовал возвращению на свою бывшую родину многих произведений искусства и художественных ценностей. Очень интересуется «Янтарной комнатой». Пауля Энке, а в особенности Георга Штайна, погибших при загадочных обстоятельствах, считает своими друзьями и даже сотрудниками. Привожу расшифровку магнитофонной записи рассказа барона о Штайне: «Когда умерли мои сотрудники Георг Штайн и Пауль Энке, я серьезно подумал – Эдуард, будь осторожен, это не так легко, но я решил довести это дело до конца, хотя это опасно. Я расскажу о Георге Штайне. Он жил около Гамбурга, в маленьком городке Стелле. Там у него был домик и хорошая усадьба. Жена его покончила с собой за два-три года до того, как он умер, потому что не получала достаточно денег от мужа, чтобы платить налог и покупать продовольствие. Это была целая драма. Взрослые дети занимались своим делом, а Штайн остался один в доме. Он много тратил денег на поездки в поисках «Янтарной комнаты» и других ценностей, вывезенных немцами. <...> Мне это тоже стоит денег, но я коммерсант, я из одного франка делаю два, а он ничем не занимался, кроме «Янтарной комнаты». У него не было профессии, и пенсии не было, он еще не достиг пенсионного возраста, и налоги платить было нечем. <...> И тогда финансовые органы сказали, что заберут его мебель и продадут, и дом тоже, а Штайн пусть убирается куда хочет. И так и случилось...»

Барон приютил его на месяц, а затем довез до границы с Германией. Штайна поселил у себя хозяин больницы. Дом стоял в лесу. Однажды Георг не вышел из своей комнаты, а спустя несколько часов его обнаружили мертвого, со вспоротым животом. Рядом с трупом нашли огромный нож, в доме такого не было. Фальцфейна известили о случившемся, и он сразу помчался в Гамбург, где находился архив Штайна. Официальную версию гибели Штайна – самоубийство – его друзья считали малоправдоподобной, тем более что незадолго до смерти у Штайна оказались документы, связанные с тайной «Янтарной комнаты» (известно также, что Штайн неоднократно получал письма с требованиями прекратить свои поиски). Так что же происходит с архивом? Барон покупает архив у детей Штайна и передает в неразобранном, по его словам, виде в Советский фонд культуры...

 

Леонард Нувель...

 

А теперь поговорим о другом человеке, связанном с тайной пропавшего шедевра. Это бывший гауляйтер Восточной Пруссии, комиссар третьего рейха по Украине, опергруппенфюрер СА и СС, ветеран нацистской партии Эрих Кох. С этим именем связаны страшные преступления фашизма против человечества в оккупированной Европе. Кох избежал Нюрнбергского процесса и виселицы. Судили его в Варшаве и в марте 1959 года приговорили к смертной казни, но приговор так никогда и не привели в исполнение. В тюрьме Коха неоднократно посещал подполковник Леонард Нувель, возглавлявший следственное отделение внутренних дел Ольштынского воеводства в Польше. Остался документ, собственноручно написанный Кохом в тюрьме: «...Я заявляю, что готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград (в своих показаниях Кох никогда не называл город Кенигсбергом, только Калининградом. – А.П.), а в Калининграде предпринять все возможное, чтобы «Янтарная комната» была найдена». Это он написал только в феврале 1977 года. Ранее он вообще отрицал свою осведомленность, а тем более причастность к судьбе «Комнаты». В дальнейшем он неоднократно утверждал, что она находится в Калининграде. Ну а насчет причастности можно не сомневаться – будучи гауляйтером Восточной Пруссии, Кох не только занимался обороной и эвакуацией Кенигсберга – под его непосредственным руководством вывозились и прятались наиболее ценные произведения искусства. Умер Кох своей смертью в тюрьме, в возрасте 90 лет, возможно, унеся тайну с собой в могилу...

История довольно-таки загадочная – почему советские органы власти (не будем уточнять какие – их вполне достаточно), имевшие в то время влияние на своих польских коллег, не вмешались в следствие по делу Коха, чтобы выяснить местонахождение «Янтарной комнаты»? Головотяпство? Сомнительно. И еще одна смерть – гибнет в автомобильной катастрофе Леонард Нувель. Его «полонез» столкнулся с «мерседесом». Трагическая случайность? Не слишком ли их много?

 

Заговоренная комната

 

Итак, калининградская версия. Она достаточно аргументированна. В конце января 1944 года 5-я гвардейская танковая армия перерезала автостраду Кенигсберг – Эльбинк. Связь с центральными районами Германии немцы могли поддерживать только морским или воздушным путем. О морской версии – позже. Возможно, грузовики с «Янтарной комнатой» из-за налета авиации вернулись в город, где укрыться в тот момент можно было в районе пивоварни «Понарт». Бывший шофер Коха рассказал, что когда его шеф уехал куда-то и его не было четыре часа, он предполагал, что в это время Кох прятал «Янтарную комнату» именно в районе пивоварни «Понарт». Есть сведения о телеграмме Коха Гитлеру, где говорится, что указания фюрера о «Комнате» выполнены.

Еще одно свидетельство: местная жительница, работавшая до 1945 года шеф-секретарем прусской коллекции янтаря в Кенигсберге, считает, что «Комнату» следует искать в южном предместье – Понарте. «Все входы в ледник пивоварни, где укрыта «Янтарная комната», были замурованы» – это ее слова. Пауль Энке, о котором мы упоминали, в своей книге-исследовании «Репортаж о «Янтарной комнате» утверждает: «Кох якобы указывал на захоронение «Янтарной комнаты» под старой польско-римско-католической церковью в Понарте». Так вот, и церковь, и школа расположены на большом холме. Именно эти ориентиры называла фрау Таубе (шеф-секретарь), когда вспоминала, как в спешке немцы прятали в бункер какие-то ящики. Есть и другие очевидцы, по словам которых в самом конце войны в этом месте немцы построили секретный бункер. Работали только ночью, никого не подпуская близко. Когда бункер был готов, к нему подъехали несколько грузовиков с охраной. Из крытых машин достали тяжелые ящики и спрятали в хранилище. Охрану тут же расстреляли. Несколько лет назад в этом месте работала поисковая экспедиция и обнаружила лежащие в беспорядке человеческие скелеты. С помощью современной техники на большой глубине под стенами здания были обнаружены пустоты. Когда же наконец туда удалось проникнуть, там ничего не оказалось... И это только одно из многочисленных разочарований, с которыми сталкиваются поисковые экспедиции. Искали и под одним из цехов «Понарта». Виброразведка установила, что там, на глубине, находится что-то жесткое и массивное, какой-то квадрат со стороной тридцать метров. Сняли слой грунта толщиной восемь метров – безрезультатно. Копать дальше стало опасно: под действующим цехом обнаружили много плывунов, все работы были прекращены.

Есть версия, связанная с Николаем Ивановичем Савенко, шахтером из Донецка. В 1944 году он был угнан в Германию, находился в Рурской области в лагере под Дортмундом, в небольшом городке Дортфельдте, работал на шахте «Эксполь». В том же году своими глазами видел ящики, на которых было написано: «Город Кенигсберг, «Янтарная комната». Эти ящики грузили в шахту несколько дней, затем заложили кирпичами.

Есть предположение, что комната могла находиться на потопленных кораблях «Вильгельм Густлов», «Претория», «Бранденбург» и «Патрия». Или на крейсере «Эмден», которому удалось в январе 1945 года дойти до Гамбурга, и, наконец, на подводной лодке Гитлера, ушедшей по секретному фарватеру от причалов Кенигсберга. Морскую версию исчезновения «Янтарной комнаты» авторитетные исследователи считают маловероятной...

Словом, версиям нет числа. «Янтарную комнату» ищут до сих пор. Например, в апреле 1998 года в 110 километрах от Праги, в заброшенном руднике вблизи чешско-германской границы недалеко от саксонской деревни Дойчендорф. Староста деревни считает, что какие-то ее фрагменты могли быть упрятаны в этом руднике, в недрах горы святой Екатерины на чешской стороне. Искатель сокровищ Хельмут Гензель – американец немецкого происхождения – заключил с местными властями договор на раскопки и уверял журналистов, что «Янтарная комната» спрятана под горой на глубине 50 метров и он сам видел, как в конце войны немецкие солдаты опускали под землю массивные ящики. Две недели поисков не дали никаких результатов.

Летом этого года на балтийском побережье Литвы в одном из поселков Неринги, в курортном местечке Прейле, работала группа немецких исследователей. По информации 80-летнего литовца Рихарда Пича, выходца из этих мест, в 1944 году эсэсовцы сгрузили с транспортного корабля двадцать деревянных ящиков и спрятали их в леднике местной корчмы «Олень Прейлы». Теперь это место покрыто балтийскими водами (глубина около одного метра). Предположительно, там спрятана документация о таинственных подземельях Кенигсберга, а возможно, и сама «Янтарная комната» или ее фрагменты. Версия слабая. Для «Янтарной комнаты» потребовалось бы сто таких ящиков, а не двадцать. К тому же немцы особенно не таились, устраивая тайник, и не заминировали его. Исследователям не удалось откачать воду, используя кессоны, и они покинули загадочное место, так и не раскрыв его тайны.

Два крупнейших немецких эксперта Гюнтер Вермуш и Клаус Гольдман уверены, что комната сгорела после бомбежки английской авиации в ночь с 27 на 28 августа 1944 года. Доклад же Альфреда Роде берлинскому начальству о сохранности «Комнаты» объясняется в этом случае опасениями начальственного гнева и надеждой, что в конце концов война все спишет.

Прямо противоположное мнение имел один из самых больших авторитетов, знаток всего комплекса проблем, связанных с «Янтарной комнатой», Анатолий Михайлов Кучумов. Он пришел к твердому убеждению, что «Янтарная комната» не сгорела и спрятана на территории Калининграда.

 

Генерал ГРУ Ю.Гусев...

 

А в заключение – еще одна загадочная история. Журналист Сергей Турченко, автор материалов о поисках «Янтарной комнаты», опубликовал в январе 1998 года в газете «Правда 5» статью, в которой связывает гибель в автокатастрофе 1 декабря 1992 года первого заместителя начальника ГРУ Генштаба МО РФ Юрия Александровича Гусева с его осведомленностью о местонахождении «Янтарной комнаты». Незадолго до своей гибели Гусев рассказал журналисту, что на днях из Великобритании в Москву прибыл некий человек с архивом секретных документов. Труп англичанина был найден в номере гостиницы, а все документы исчезли... В том разговоре прозвучало и такое: «Допустим, я знаю, где находится «Янтарная комната» и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет...» Вскоре и случилась та катастрофа, официальная трактовка которой – «случайное ДТП».

Вот такие странные, загадочные и часто трагические события связаны с тайной «Янтарной комнаты». Но, несмотря ни на что, поиски продолжаются...

 

 


 
Юлиану Семенову - 67!

 

С Юлианом Семеновым я встретился в 1985 году, и не где-нибудь, а... в Народной Республике Ангола, в городе Уамбо, где я находился в качестве военного советника, выполняя интернациональный долг. Он совершал поездку по своим писательским делам. Весь коллектив советских военных и гражданских специалистов был рад встрече с таким интересным человеком. Юлиан Семенович пробыл в нашем «гарнизоне» около двух суток и даже согласился на встречу, которая проходила в непринужденной обстановке более трех часов. Он рассказывал о работе над своими произведениями, где и как получал секретные материалы, в частности, для «Семнадцати мгновений весны», как создавался фильм «ТАСС уполномочен заявить». Много говорил о своей деятельности по розыску утраченных шедевров искусства, и в частности «Янтарной комнаты».

На память об этой встрече остались фотографии. Интересно, что когда я снимал, Юлиан шутил: будут ли они когда-нибудь напечатаны. Я обещал, но при его жизни выслать не смог.

 

Альберт Чудовский, г.Кириши, Ленинградская область

 

источник- Алексей ПОЗНАНСКИЙ http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/261

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

ЗАГАДКИ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

 

 

О Янтарной комнате написано много, однако, мы знаем далеко не все о её достоинствах и ценностях, в том числе и самого янтаря. Экскурс в прошлое позволит более объёмно взглянуть на историю её создания, утерю, поиски, находки. Янтарь (по-гречески “электрон”) является ценнейшим материалом, не до конца изученным. Его месторождения своеобразной сеткой охватывают земной шар и находятся на всех континентах, включая Гренландию и Антарктиду. На территории нашей страны янтарь имеется во многих областях и республиках: от Прибалтики до Сахалина и от Архангельской области и Северного Урала до Украины и Средней Азии.
     Он с древних времён использовался в культовых целях, для лечения многих болезней, для изготовления талисманов, украшений, статуэток, ваз, ларцов, шкафов, настенных панно в парадных комнатах и целых янтарных кабинетов. Наибольшим электростатическим полем и ценностью обладает янтарь Прибалтики, северо-западных областей Урала России, Дании, Гренландии. Природа янтаря считается органического происхождения, но ряд крупных учёных придерживается мнения о возможности также неорганического происхождения янтарно-битумных смол, прорвавшихся из недр земли и затвердевших в воде или на воздухе.
     Древние предания говорят, что в мире было не менее девяти янтарных кабинетов культового и светского назначения. Были они в VIII в. до н.э. в Греции, в XII в. - в Китае (Шаогуань), в Германии, Швеции, России… Только в России их было не менее двух, в том числе и в одном из дворцов Романовых в Крыму (XIX в.). Многие из них находятся в подземных хранилищах монастырей и дворцов, оставаясь невостребованными по разным причинам. Настенные янтарные панно перед своей поверхностью образуют своеобразное энергетическое поле, создавая благоприятный микроклимат и ароматичность воздуха, заполняющего все пространство кабинета.
      Имеющиеся сведения о следах янтарных кабинетов в Германии необходимо отнести к малоизвестным янтарным кабинетам, которые вывозились из Восточной Пруссии, а не к Янтарной комнате. Янтарная комната со времён Петра I до Екатерины II постоянно совершенствовалась мастерами России и Прибалтики, на что было израсходовано много янтаря и золота. Она явилась шедевром янтарно-резного искусства, став ещё богаче и ценнее, резко отличаясь от её первоначального вида.
    Поиск Янтарной комнаты, вывезенной в 1941 г. немцами из-под Ленинграда, в основном проводился специалистами-энтузиастами на общественных началах. За многие годы накоплены богатые знания, опыт, информация. По результатам многочисленных исследований, позволивших прийти к выводу, что основные панно и панели Янтарной комнаты находятся в Калининграде и области. Это позволило с неослабным энтузиазмом вести изучение истории, устройства калининградских подземелий и определение точных местонахождений аномалий на янтарь и изделия Янтарной комнаты. Деятельное участие в работе приняли талантливый геолог А.А. Малахов (доктор, профессор, писатель) и другие исследователи.
     Местонахождение Янтарной комнаты и ряда других интересных объектов было указано около 10 лет тому назад московскими исследователями с участием автора статьи. Однако результаты этих исследований и предложения в высокие инстанции по неизвестным причинам оседали в архивах. В последнее время результаты указанных исследований начали подтверждаться, но почему-то работы ведутся без привлечения авторов.
     Исследования показали, что Калининград имел добротную и обширную систему городских подземелий различного хозяйственного и иного назначения, создававшихся столетиями и приумноженных во время Второй мировой войны. После окончания войны они в течение нескольких лет функционировали. В отдельных местах это были многоярусные подземелья уходящие глубоко вниз, а порой и далеко за пределы города. Не секрет, что в Кенигсберге проводились работы по созданию метро, подземных заводов, электростанций, хранилищ гражданского, военного, религиозного и иных назначений. Только отдельные незначительные участки подземелий затоплены водой. В основном они располагаются выше уровня реки Преголя, и освободить их от воды не представляет сложности.
     Главные входы в подземелья располагались в бывшем Королевском замке. Входы были замурованы, а замок разрушен. Существовавшая до 1933 г. геологическая экспедиция по поиску Янтарной комнаты и других культурно-исторических материалов вывезенных из СССР, проводила неглубокие раскопки с поверхности земли. Из-за слабой технической оснащенности многие объекты были закрыты из-за “не перспективности”, о чём пожалела впоследствии руководитель этой экспедиции Е.Е. Стороженко. Остаются необследованными отдельные провалы с обнажением подземелий в районе зоопарка и в других перспективных местах. На Замковой горе имеется загадочное строение зернового сарая, многоэтажные подвалы которого уходят на глубину до 12 метров. Подвалы засыпаны землёй. С внутренней стороны у одного конца сарая можно было видеть остатки ступенчатой лестницы, уходившей куда-то вниз, возможно, к бывшему входу в подземелье. Очистив подвалы от земли, можно получить дополнительные производственные площади, а одновременно и проверить предположение о существовании подземелий, на наличие которых указывают приборные исследования.
     В книге В. Дмитриева и др. “Тайна Янтарной комнаты” (Рига, 1961 г.) говорится, что в январе 1945 г. хранитель Янтарной комнаты доктор А. Роде отправил вагон с сокровищами в район Вильденгоф-Розиттен и замуровал их в подземельях замка. Предварительно эти ценности А. Роде передал под расписку и личную ответственность искусствоведу Ангелине Павловне Руденко (она же П. Кульженко), являвшейся доверенным лицом Эриха Коха. К этому времени Руденко тоже привезла туда большое количество произведений искусств и икон из музеев Киева и других городов Украины. По логике она не могла не спрятать туда же в подземелье сокровища украинского искусства. Сама же Руденко оставалась до прихода частей Советском Армии в Вильденгофе (имении графов фон Шверин).
    Загадкой остаются показания Руденко о том, что якобы произведения искусств музеев Киева сгорели в конце войны в имении, а с другой стороны, она изъявляла желание оказать помощь в поиске ценностей. Имеются основания предполагать, что основная часть материалов киевских музеев, из привезённых доктором А. Роде, цела и находится на территории Калининградской области, там, где они были спрятаны в подземельях замка.
     Безусловно, многие исторические и культурные ценности, вывезенные из нашей страны, до сих пор могут находиться в подземельях Калининградской области, Польши, Германии, Чехословакии. Из публикаций видно, что в 1945 г. доктор А. Роде показал нашим искусствоведам (вольно или невольно) среди развалин расположение трёхъярусного и трёхэтажного бункеров в районе Барнаульской улицы и Ленинского проспекта. Прошло время. Город имеет теперь новую планировку и новые строения. Многое из прошлого забылось. Сейчас появилась необходимость найти эти бункеры, имевшие ключ для входа в разные подземелья, в том числе и с ящиками изделий Янтарной комнаты. До последнего времени существовала для исследователей пресловутая секретность на то, чтобы посмотреть план или чертёж даже 50-100-летней давности. И это делается в то время, когда о древних подземельях города и области знают хорошо за рубежом, где живут люди, строившие и эксплуатировавшие эти подземелья. Спрашивается, от кого утаиваем?
     Радует то, что исследователи-энтузиасты, преодолевая трудности, поддерживая взаимно друг друга, ведут обнадёживающие исследования, открывая тайну исчезновения Янтарной комнаты, ступая по её следам.
     Её обнаружение не за горами, тем более что координаты её расположения известны.

Статья была опубликована в газете "Ветеран",  № 18, июнь 1993 г.

 

источник- http://tayni.nm.ru/Stat/yant.htm