Костюм Киевской и
Северо-Восточной Руси X-XIV веков
В VIII—IX вв. восточные славяне имели свои поселения
вдоль водного пути «из варяг в греки» между Балтийским и Черным
морями. Среди них наиболее развитые в культурном и экономическом
отношении были Новгород, Смоленск, Киев, поддерживавшие торговлю со
Скандинавскими странами на севере, с греческими городами, Византией
на юге.
В
X в. высокого экономического, политического и
культурного подъема достигло первое феодальное государство славян
Киевская Русь.
В
XII в. крупнейшими культурными центрами становятся
города
Северо-Восточной Руси: Новгород, Владимир и
Суздаль.
Однако
в XIII в. высокий расцвет русской культуры был
приостановлен
татаро-монгольским игом. С этого времени
передовые общественные стремления направлены на объединение всех
русских княжеств в одном государстве.
В
1380 г. русские войска под руководством московского
князя Дмитрия Донского разбили татарские полчища на Куликовом поле.
В течение
XIV—XV вв. происходит объединение русских
земель вокруг Москвы, создается централизованное Московское
государство.
Социально-экономические условия нашли свое глубокое отражение в
искусстве Древней Руси, которое представлено архитектурой,
монументальной живописью (фрески, мозаики), иконописью,
художественными ремеслами. Отразились они и в костюме этого большого
исторического периода.
Эстетический идеал красоты и особенности
костюмаВнешний облик, красота древних руссов вызывали
восторженные отклики у европейцев и азиатов. Древние
путешественники, люди различных вкусов и представлений о красоте,
описывая руссов, обязательно отмечали их высокий рост, особую
статность, белую с ярким румянцем кожу, красивые русые волосы.
Арабский путешественник и писатель 1-й половины X
в. Ахмет Ибн-Фадлан, описывая русских купцов,
приезжавших к царю волжских болгар, замечает: «Они подобны пальмам,
румяны, красны».
Знаменитый венецианец Марко Поло (XIII в.) так
описывает жителей большой северной страны России: «Они — очень
красивые люди, белые, высокие; их женщины также белые и высокие с
белокурыми и длинными волосами».
Высокие критерии красоты с глубокой древности определяют
эстетический народный идеал, о котором рассказывается в былинах и
поется в народных песнях.
Привлекательную статность, гордую осанку, колорит помогал воссоздать
древнерусский костюм своим силуэтом, формой деталей, декоративным
решением, применяемыми тканями и украшениями, цветовым сочетанием.
К наиболее общим особенностям, характерным для костюма этого
исторического периода, можно отнести следующие:
- статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и
рукавов;
- преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий
в деталях, отделке, дополнениях; даже при наличии асимметрии в
форме костюма или способе ношения (корзно, косоворотка,
ферязь) композиция его уравновешена, устойчива;
- использование декоративных узорных тканей с эффектом золота
и серебра, крупным сложным орнаментом; отделка вышивкой, мехом,
тканью другого цвета; создание динамической формы за счет
контрастных цветов;
- большое значение головного убора в решении композиции
костюма.
Ткани, цвет, орнамент
Ценные археологические находки, среди которых очень редки
сохранившиеся образцы тканей, а также описание в литературе,
позволяют судить о материалах, применяемых в одежде Древней Руси.
Наиболее распространенными тканями были лен и шерсть, которые могли
быть и высокого качества (полотно, тонкое сукно), и в виде грубого
холста, сермяги, армячины. Орнаментация осуществлялась раскраской,
вышивкой, в более поздние периоды — набивкой и пестрядью (тканый
узор из разноцветной пряжи). И набивка, и пестрядь были обычно
сурового цвета с
сине-зеленым, синим или киноварным
рисунком. Наиболее характерный рисунок геометрический: ромбовидные
решетки с кругами в центре; розетки, звезды на фоне треугольников,
квадратов, извилистых полос
(рис. 1). Распространена
была также вышивка ткани жемчугом. Жемчужины нашивали на ткань в
определенном ритме узора или по его контурам.
До
XVII—XVIII вв. в России не было своего крупного
ткацкого производства, и ткани высоких сортов привозили в Киевскую
Русь из Византии, Ирана, Китая, с Востока; в Новгород и Псков — из
Италии и Испании; в Московскую Русь — из Англии и Голландии. Общим
было наименование иностранных драгоценных тканей — шелковых и
парчовых —
паволоки. Паволоки были пурпурные или
багряные (оттенки красного), лазоревые
(сине-голубые),
зеленые с четким и крупным узором, с использованием золотых и
серебряных нитей. Для парадных одежд, особенно верхних (шуб, шапок),
применялись бархат, затканный крупным золотым узором на золотой
шелковой основе, шкурки соболя, куницы, бобра, выдры, лисицы, зайца,
белки.
Костюм X-XIV веков (Киев, Новгород)Одежда древних славян испытывала влияние
костюма скифов
как в ассортименте (рубаха и штаны), так и в форме и в применяемых
украшениях (браслеты, бусы, серьги, колты — височные подвески).
Однако в древнерусском костюме преобладала не распашная, а глухая
накладная одежда с грудным разрезом даже в теплых меховых свитах.
В середине IX в. с принятием христианства на Руси ее
связи с Византией
стали особенно тесными. В костюме князя и его дружинников во многом
повторялись византийские формы.
О бытовой одежде Киевской Руси дают представление фрески Софийского
собора в Киеве, рукописные сборники, так называемые лицевые книги,
иконопись. В них наряду со святыми изображались князь и члены его
семьи, горожане, а также другие бытовые фигуры.
Мужской костюм
Рис.
3Рис. 2
Красочный рисунок из рукописи «Изборник Святослава»
(1073
г.) изображает семью князя Святослава Ярославича. На
князе кафтан киевский, или свита, зеленого цвета с красной
каймой по низу и золотыми зарукавьями, синий
плащ-корзно,
отороченный золотой каймой, на красной подкладке. На голове —
круглая шапка с меховым околышем и наушниками, на ногах —
зеленые сафьяновые сапоги
(рис. 2).
Плащ-корзно был драпирующейся одеждой византийского типа,
который носила только феодальная княжеская верхушка. Парадной
княжеской одеждой были и туники из дорогих византийских паволок
с длинными рукавами и боковыми разрезами внизу
(рис. 3).
Шапки, начиная с
XI в., были неотъемлемой частью
русского мужского костюма и у знати, и у бедноты. Крестьяне
носили круглые колпаки из войлока, грубого сукна с узкой меховой
опушкой, люди состоятельные — из тонкого сукна или бархата,
знать — бархатные или парчовые с украшениями из серебра, золота,
драгоценных камней и с меховым околышем.
Рис. 4
С переносом
общественно-политической жизни Древней
Руси на север, в Новгород и Владимир, корзно заменяется
новгородской шубой — распашным прямым изделием из яркой шелковой
или бархатной ткани с отложным воротником и длинными вшивными
рукавами, которые играют больше декоративную, чем функциональную
роль, так как шубу носили внакидку. Такие шубы мы видим на иконе
«Молящиеся новгородцы»
(рис. 4).
Рис.
6Рис. 5
Нижней одеждой знати и основной у крестьян с древнейших времен
были
рубахи и
порты
(рис. 5). Крестьянскую рубаху шили из холста, пестряди с
подкладкой на груди и спине, которую пришивали красными нитками.
Цельнокроеный рукав для свободы движения имел ластовицу из
красной ткани. Так как ткань была узкой
(30-60 см),
рубаху выкраивали из нескольких частей. Все швы подчеркивались
декоративно красными кантами. Рубаху носили навыпуск и
подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. В особых случаях к
рубахе надевали зарукавья и съемные круглые
воротники-ожерелья. Цвет основной ткани был
разнообразный, но всегда яркий. Порты, или штаны, из холщовой
ткани; неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на
талии шнурком —
гашником. Поверх них
состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные
штаны, иногда на подкладке. Внизу штаны заправляли в сапоги из
цветной кожи или в онучи (куски ткани, которыми обертывали
ноги), а сверху надевали лапти, привязывая к ноге специальными
завязками — оборами. Обязательной принадлежностью древнерусского
костюма были рукавицы и сумка — калита, которую привязывали к
поясу. Русские воины поверх одежды надевали короткую кольчужную
рубашку с разрезами по бокам и короткими рукавами, а на голову —
шолом с бармицей (рис. 6).
Женский костюмЖенская рубаха была длинной, до ступней, с длинными, собранными
в низках рукавами и разрезом, из горловины застегивающимся на
пуговицу. По горловине, разрезу, низкам рукавов ее украшали
вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Рубашку шили из
белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.
Поверх рубахи надевали поневу — юбку, состоящую
из трех несшитых прямоугольных полотнищ, укрепленных на поясном
ремешке, который образовывал напуск рубашки. Понева была короче
рубашки, и спереди ее полы расходились. Тканью для понев чаще
всего была пестрядь с клетчатым, ромбовидным узором (рис.
7).
Верхней одеждой была
запона — накладная одежда
типа нарамника из полотна, не сшитая по бокам. Запона также была
короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу
(рис.
8). Нагрудник — более короткая верхняя одежда с широкими
короткими рукавами украшалась по низу, горловине и рукавам. Ее
также носили поверх рубахи
(рис. 9).
Рис. 10
В женском костюме феодальной знати, кроме рубашки, были
византийские формы одежды: туники, далматики, драпирующиеся
плащи (рис. 10). Верхней женской одеждой были свиты
с более широкими, чем в мужских, рукавами, из которых виднелись
украшенные зарукавья сорочки.
Головные уборы играли в женском костюме, как и в мужском,
большую роль. Девушки носили распущенные длинные волосы или
косу, заплетенную плоско, низко на затылке. Прическа была
украшена шелковой вышитой лентой, деревянным или кожаным обручем
с высокой зубчатой передней частью. Повязка называлась
чело кичное, обруч — венец. К ним
прикрепляли височные кольца и налобные металлические украшения.
Замужние женщины закрывали волосы повойником из
тонкой ткани или шелковой сетки. Повойник состоял из дна и
околыша, который туго завязывался сзади. Поверх повойника носили
полотняный или шелковый убрус белого или красного цвета. Убрус
имел форму прямоугольника длиной 2 м и шириной 40-50 см.
Один конец его расшивался цветным шелковым узором и свисал на
плечо. Другим обвязывали голову и скалывали под подбородком.
Убрус мог иметь и треугольную форму, тогда оба конца скалывались
под подбородком. Сверху знатные женщины надевали еще шапку с
меховой оторочкой.
Женская обувь, как и мужская, представлена у князей и бояр
мягкими сапогами без каблуков из цветной кожи с вышитыми
носочной и нижней частями, у крестьян — лаптями с онучами.