Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Мода    Фото    Юмор  Из моих архивов  Страницы истории России   

 

 

 

1   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38 39

 

  Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 


 

Девочка по имени Жизнь

 

 

«Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше./.../ Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана.»  

 (Д.С. Лихачёв)

 

Аполлон и Дафна (1969)
Падал снег. Пушистый, мягкий, мартовский. Девочка бежала по аллее пушкинского парка, и на её пути возникали наброски — веткой по снегу наносились упругие линии. И вот горит в бриллиантах снежинок тонкий девичий профиль, смеётся молодой Пушкин, рождаются образы его лицейских друзей...

Веткой по снегу. Уверенно, щедро, ловко. Ей и вправду легко — подарить талому снегу несколько мимолётных мыслей, образов. Она молода, талантлива, впереди вся жизнь. Сколько ещё расскажет она своими рисунками о любви к людям, к жизни, о красоте земли и городов, об этом вот заснеженном. сказочном Ленинграде, где молодые кинематографисты снимают сейчас последние кадры фильма о ней, московской школьнице.

— Эрмитаж, Зимний дворец, квартира Пушкина на Мойке... и всё это можно рисовать сколько душе угодно, — говорила она, отзвучивая фильм, — хожу по улицам с альбомом, и просто плакать хочется от счастья.

А через три дня, 6 марта 1969 года, Нади Рушевой не стало.

С трудом проникаешь в жестокую суть этих слов. И не потому только, что речь идёт о десятикласснице, человеке семнадцати лет.

После Нади Pушевой, имя которой известно в десятках стран, остались рисунки. Более десяти тысяч работ, выполненных тоним пером, фломастером, цветными карандашами. Десять тысяч маленьких оригинальных новелл. Полнее и ярче искусствоведческих изысканий рассказывают они о талантливом и весёлом человеке, который умеет видеть мир глазами первооткрывателя. Именно умеет. В прошедшем времени о ней не напишешь.

...Тоненькая, темноволосая девчушка с лукавыми, чуть раскосыми глазами. Такой осталась она на фотографии и в памяти людей. Удивительно непоседливое, неугомонное существо. Есть только один способ заставить её продержаться на одном месте больше трёх минут: отец берёт в руки книгу, и тогда, прислушиваясь к его голосу, к мелодии пушкинских стихов, к легендам, мифам, былинам в его пересказе, Надя садится за альбом.

Ей пять лет, читать она ещё не умеет, но порывы детской фантазии не знают пределов. И вот на белых листах оживают сказки в картинках — новые, ею сочинённые истории. «Одиссея» обогащается приключениями, о которых не ведал Гомер. Рядом с маленькими новеллами из серии «Мир животных», в которых сквозит нежность и радостное удивление перед величием природы, девочка вдруг рисует большую серию зарисовок из жизни... кентавров. Узнав об этих мифологических существах из рассказов своего первого учителя-отца, художника телевидения, первоклассница Надя представляет их реальными, живыми существами — со своими заботами, житейскими неурядицами, педагогическими проблемами. Oна придумывает смешные истории о «кентаврессах» и «кентавречатах», незаметно увлекая зрителя своей весёлой выдумкой.

Девочка растёт. И не по дням, а по часам растёт и крепнет её оригинальное дарование. На смену карандашу приходит тонкое перо, фломастер, цветной карандаш, пастель.

Тематика её работ — а к двенадцати годам их уже более пяти тысяч! — чрезвычайно широка. Весёлая, общительная Надя интересуется абсолютно всем: вот мчится по льду Лидия Скобликова, вот космонавты делают первые шаги по неведомой планете, вот танцуют маленькие лебеди (Надя первый раз в Большом театре!), а рядом — под торжественным лозунгом «Все на прыгалки!» — скачут малыши.

И в каждой работе поражают не только неистощимая фантазия, но и удивительная техника, пластичность. У неё не было перехода от детского восприятия, детской «сказочной» манеры к взрослому «правильному» рисунку, который для большинства детей кончается полным отходом от рисования. В Надиных работах любого возраста, константируют искусствоведы, господствует один и тот же характерный для неё оригинальный стиль. Oна почти никогда не рисует с натуры, все её работы — это зарисовки того, что она «воображает». И в этом — залог сохранённого до конца счастливого свойства ребёнка мгновенно, «сиюминутно» откликаться конкретными образами на любую тему и сюжет, привлекая в помощники богатство ассоциаций, предметность видения мира, смелость фантазии.

...В мае 1964 года, когда девочка училась в пятом классе, открылась выставка её работ, организованная журналом «Юность». В короткой жизни художницы Рушевой потом будет немало «премьерных» дней: пятнадцать персональных выставок в Москве и в Ленинграде, в Артеке и в Варшаве... Но это весенняя экспозиция была первой. И, думая о встрече с маленьким человеком большого таланта, каждый из нас, наверное, задавал себе вопрос: как поведёт себя девочка в ореоле всеoбщей известности, под вспышками кинокамер? Увы, многие юные души не осилили испытания популярностью.

И вот — стенды той первой выставки, вводящие зрителя в сложный, многообразный мир души двенадцатилетней художницы. Изящные и пластичные миниатюры из серии «Эллины и рабы». Историю Древней Греции, как известно, изучают в пятом классе, и у Нади каждое слово учебника вызывает свой зрительский образ, на каждое событие минувших веков у неё — своя современная точка зрения.

Ювелирно отточены рисунки на темы греческой и римской мифологии. трагично лицо жестокой Медеи, убивающей своих детей. А вот девушка с большими печальными глазами. Такой увидела юная художница героиню любимой сказки — Золушку. И — без всякого перехода — новый цикл: весёлые остроумные рисунки, «дописывающие» «Приключения Чиполлино» (по мнению Нади, последняя страница книги никогда не означает её конца), да так необычно и интересно, что Джанни Родари, увидев эту серию, пишет на рисунках: «Браво, Надя! Молодец!»

Новая неожиданность: рисунок, подле которого задерживаются маститые художники, искуствоведы, студенты художественных институтов. Гордый тоненький силуэт девушки на костре. Cвирепые, полные ненависти лица старух, окруживших девушку, их скрюченные, воздетые к небу, проклинающие руки... Это — «Отказ от исповеди», работа поразившая чёткостью и глубиной мысли, казалось бы, невероятной для двенадцатилетней девчушки. Однако рисунок этот стал началом большой серии. Надя назвала её «Циклом героинь» и не расставалась с этой темой, обогащая её год за годом образами любимых, вызвавших восхищение женщин. Здесь Зоя Космодемьянская и Валентина Терешкова, лермонтовская Бэла и Жанна д’Арк...

Видимо, немногие посетители удивительной выставки, о которой потом столь много писали, останавливали взгляд на девочке с тугими косичками вразлёт, игравшей у входа в редакцию журнала со старенькой, видавшей виды куклой. Так встречала первый день своей будущей славы Надя Рушева. И в этом не было и намёка на рисовку, как не было в юной художнице совсем ничего от «стандартного» вундеркинда.

Человеку шестнадцать лет. Ещё нет биографии — есть только жизнь, заполненная до краёв школой, друзьями, весёлыми репетициями школьной самодеятельности (Надя — главный чтец и певунья), выпусками юмористической газеты (Надя — редактор), подготовкой очередного конкурса КВН (капитан команды — Надя Рушева)... А ещё — книги, музеи, новые спектакли. Она живёт, жадно впитывая впечатления, стремясь увидеть, прочитать, прочувствовать как можно больше...

И есть ещё волшебство, которое начинается каждый раз на белых листах, где вдруг оживают любимые, исхоженные вдоль и поперёк улочки Замоскворечья, переулки Старого Арбата, где обретают новую жизнь герои Пушкина и Толстого — самых близких ей писателей. Когда человеку только шестнадцать, его творческий путь не разделишь на периоды. Но каждая новая работа говорит о крепнувшей руке, о росте яркого дарования.

Однажды Надя получила двойку по литературе: учитель не смог примириться с её трактовкой «Войны и мира», по которой главным героем оказывается Пьер Безухов. С учителем трудно спорить, но не беда — есть чистый лист бумаги. И вот рождается новая интереснейшая серия — четыреста рисунков, своё прочтение гениального романа Толстого. Это размышления думающего, наблюдательного подростка о тяготах войны, о радостях мира и материнства. Московский музей Л.Н.Толстого предоставил свои залы для экспозиции этих работ. И можно без преувеличения сказать, что семьдесят пять рисунков выставки неожиданно и по-новому раскрыли зрителям сложные характеры «Войны и мира». Так органически естественна в своих поступках сверстница Нади — Наташа Ростова, так бескорыстен и смел трогательный в своём патриотическом порыве Петя Ростов! В этих листах — протест против нелепой жестокости гибели Платона Каратаева, восхищение перед Кутузовым, о котором художница повествует и во время беседы его с крестьянской девочкой, и в минуты раздумий о судьбе Москвы и России перед советом в Филях. Трогательно и мудро прочитала Надя и заключительные страницы романа: волнует своей искренностью образ Наташи в композиции «Наташа Ростова — счастливая мать».

...Пушкин. Он впервые вошёл в жизнь девочки своими сказками — и уже навсегда. Сначала были рисунки к стихам и сказкам, которые ей читали дома. Потом на листах альбома появились её раздумья о жизни поэта. В пушкинской квартире в Ленинграде, на Мойке, Надя проводила целые дни, набрасывая эскизы на тему «Пушкин в кругу семьи». В одной из лучших её работ, «Пушкиниане», великий поэт — такой же юный и радостный, как она сама, семнадцатилетняя...

Десятки листов рассказывают о юном лицеисте, о его друзьях. Шаловливый мальчуган, глаза которого полны иронии и лукавства. А рядом — другое лицо, вглядывающееся в жизнь с тревогой и надеждой. Пушкин — отец смешных и непослушных малышей. Пушкин, восхищённый красотой Натали. Отрешённый от всех будничных дел Пушкин за письменным столом. И такая скорбь — искренняя, безграничная, в последнем листе, где беспомощно вытянутая рука на снежном покрове одеяла говорит о кончине поэта...

Всё это дано лаконично, как психологические этюды, но за каждым порывистым рисунком — часы и дни раздумий, острые наблюдения и глубокие мысли серьёзного мастера.

Рост Нади как художника всего заметнее в сотнях листов её любимой «Пушкинианы», которую она продолжала и после большого успеха её персональной выставки во Всесоюзном музее А.С.Пушкина в Ленинграде. Ей предложили проиллюстрировать биографическую повесть о жизни поэта. Книга о Пушкине была задумана с иллюстрациями самого поэта. Но в детские и лицейские годы Пушкин, как известно, ещё не рисовал. За него это должна была сделать его сверстница, московская школьница Надя Рушева.

Они остались нам, эти листы. И можно только поражаться творчеству созвучия работ девочки с рисунками поэта, которые он щедро рассыпал по страницам своих рукописей. Схвачены стремительный полёт линий, виртуозность расчётов, острота пушкинской характеристики в многочисленных рисунках. Пушкин с родными, Пушкин-лицеист, портреты его друзей — Пущина, Кюхельбекера, Дельвига, полные юной восторженности портреты Катеньки Бакуниной, в которую были втайне влюблены лицеисты. Композиции подчёркнуто просты, но каждая из них объединяет «век нынешний и век минувший».

Запомнились слова Ираклия Андронникова, увидевшего эти листы на посмертной выставке работ Нади Рушевой в Центральном доме литераторов в Москве: «То, что это сделала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательства своей первозданности...»

Надя Рушева ни в чём не подражала поэту, она не стилизует свои рисунки «под Пушкина», как это бывало с опытными художниками, но в них схвачены предельный лаконизм, то чувство соразмерности, которое в нашем представлении неразрывно связаны с образом, поэзией и графикой Пушкина, та лёгкость и стремительная краткость, которая делает рисунки поэта исключительным явлением графического искусства.

...Год назад в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открылась выставка работ Нади Рушевой. Выставка. на которую москвичи и гости столицы простаивали в очереди по три-четыре часа.

Здесь были представлены работы трёх больших серий — от первых, увлёкших детскую фантазию листов на темы античного искусства, до «Пушкинианы» и композиций на темы романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

У Нади было много рисунков на темы литературных произведений. При её таланте «сиюминутной» мобилизации всех жизненных впечатлений, очевидно, нужен только первый импульс, чтобы заставить заговорить белый лист. Необыкновенно легко видела она сложнейшие композиции, рисуя на сюжеты из гомеровских поэм, давая простор детской фантазии в рисунках к сказкам Андерсена. выступая тонким психологом в этюдах к лермонтовскому «Маскараду» и «Маленькому принцу» Сент-Экзюпери. Всё это — ступени к самой зрелой и серьёзной её работе, к «Мастеру и Маргарите», где так причудливо переплетены бытовой план книги, её фантастика и историческая линия. Здесь Надя Рушева в образах живописных воссоздаёт значительное и очень сложное литературное произведение. Тут у неё не было предшественников, и можно только удивляться, до чего легко дышится ей в мире пластических образов-аналогий романа, как уверенно справляется художница со своей необычной задачей, смело усложняя технику рисунка, используя цвет, легко переключаясь из лирического плана книги в гротескный. изящно отделяя границы фантастики от истории.

Подолгу стоишь перед портретом девушки с широко распахнутыми в жизнь глазами-озёрами. Она — словно символ весны. Своей ровесницей сделала Надя Рушева, вступаившая в свою семнадцатую весну героиню Булгакова — тридцатилетнюю Маргариту.

И был на этой выставке ещё один рисунок, о котором забыть невозможно. Девочка в спортивном свитере рисует «по воображению» художницу древней Эллады. И вдруг её создание оживает — так много мыслей и чувств вложено в работу. Надя назвала этот рисунок «Художница». А могла бы назвать «Автопортрет». Как и её героине, Наде Рушевой удалось победить время. Преодолеть непреодолимое. И остаться для живущих девочкой по имени Жизнь.

 

 

(журнал «Нева», N9, 1972) http://rusheva.org.ua/picture/mify/apollon_i_dafna_1969.html

 

 


 

 

Навечно 17-летняя. Недописанная история художницы Нади Рушевой

 

 

 

Надя Рушева, 1968 год.

31 января все поклонники и товарищи по артистическому цеху вспоминают гениальную художницу Надю Рушеву. В 12 лет прошла её первая выставка. В 15 она стала первым иллюстратором романа «Мастер и Маргарита». А в 17 Надя Рушева уже ушла из жизни.

 

Надя Рушева никогда не училась ни рисунку, ни графике. Она просто брала бумагу и начинала набрасывать какие-то контуры. Никогда не делала эскизов — рисовала сразу «набело». И не пользовалась стиральной резинкой — если художнице что-то не нравилось, она выбрасывала лист и начинала заново — уже другой рисунок. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила художница.

 

Таких рисунков — быстрых, выверенных, чётких — она оставила двенадцать тысяч. Это в шесть раз больше, чем всё творческое наследие Клода Моне. Хотя жизнь самоучки Нади Рушевой была и в шесть раз короче. Юная художница даже не успела закончить школу — в 17 она умерла от разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияния.

Маленькая художница

 

До семи лет родители не учили девочку ни читать, ни писать, ни рисовать — как говорила её мама, не хотели торопить ребёнка. Но по вечерам папа, художник Николай Рушев, часто читал дочери вслух сказки. А Надя, пока слушала, делала какие-то наброски. Как-то раз, пока папа читал «Пушкинскую сказку о царе Салтане», девочка успела нарисовать 36 иллюстраций.

Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html

 

Выставка «Пушкиниана Нади Рушевой», посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Мама художницы Наталья Рушева на открытии выставки, 1999 год

 

Однажды Николай Рушев показал рисунки дочери коллегам по работе. Те подтвердили: у девочки талант. А в 1964-м прошла первая выставка Нади — ей тогда было 12. Не все воспринимали девочку всерьёз — какой жизненный опыт может быть у пятиклассницы? Да и художественного образования она не получила. А Рушева просто продолжала вести свой привычный образ жизни — ходила в школу, как и любой нормальный советский ребёнок, волновалась за отметки, читала книги и много рисовала.

 

В течение ближайших пяти лет по всему миру проходит 15 персональных выставок Нади Рушевой: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. Надю интересуют и мифы Древней Греции, и пушкинские произведения — в 13 она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину». Несмотря на то, что Надины иллюстрации очень простые — часто это просто какие-то линии и контуры без тонировки или штрихов, — в них много динамики и жизни. Как говорил скульптор Василий Ватагин: «Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира». Сама же Надя всегда мечтала стать мультипликатором.

«Провидение Нади»

 

Как-то друзья дали Наде почитать «Мастера и Маргариту». Как писал в дневнике отец художницы: «Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать всё, что можно, о Булгакове и как-то сразу и упоённо стала создавать свою лебединую песню „Мастер и Маргарита“». Спустя годы вдова Михаила Булгакова увидит Надины иллюстрации и назовёт их лучшими — но художницы к тому времени уже не будет в живых.

После смерти Рушевой Елена Сергеевна пригласила в гости её отца. Тот принёс с собой две папки рисунков Нади. Взяв в руки первый же лист, вдова Булгакова минуту молчала. А все присутствующие с удивлением переводили взгляд с рушевской героини на Елену Сергеевну и обратно.

Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html

 

Рисунок Нади Рушевой «Н. Н. Пушкина с детьми». Из цикла «Пушкиниана». Перо. 1966 год.

Тогда ещё отец художницы не знал, что жена писателя — и есть та самая Маргарита. Знать этого не могла и Надя. Однако её Маргарита оказалась практически копией Елены Булгаковой. А у Мастера на пальце красовался массивный перстень с камнем — такой же был и у самого писателя.

«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».

Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.

Сбывшееся и несбывшееся

 

В немецких искусствоведческих учебниках линейную графику Рушевой принимают практически за эталон. На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передавала эмоции — часто всего несколькими линиями.

При этом рушевские иллюстрации — по-детски непосредственные. Так, рядом с «серьёзными» рисунками Геракла или Аполлона с Дафной можно увидеть забавную серию «Сиренки». Надины сирены совсем не страшные — скорее, весёлые и игривые. А её кентаврицы больше похожи на балерин — на некоторых картинках они даже вальсируют.

Кстати, балет художницу тоже интересовал. Как-то она изобразила балет «Анна Каренина», но увидеть его не успела. Надя умерла за несколько лет до того, как композитор Родион Щедрин написал «Анну Каренину», а Майя Плисецкая исполнила там главную роль.

Никто не мог предположить, что в 17 лет художница уйдёт из жизни. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Врачи пять часов боролись за её жизнь, но в сознание она уже так и не пришла.

 

По-тувински имя «Найдан» (а Надя наполовину тувинка) означает «вечно живущая». И память о художнице-самоучке, которая так и не стала мультипликатором, до сих пор жива — всего в мире прошло уже около 160 её выставок. А с могильного памятника Нади Рушевой на этот мир смотрит кентаврёнок — необычный ребёнок с очень серьёзным взглядом.

 

http://www.aif.ru/culture/person/navechno_17-letnyaya_nedopisannaya_istoriya_hudozhnicy_nadi_rushevoy

 

 

Рисунки

 

 

Разное

 

Танец Шехерезады (1968)

Отдых балерины (1968)

Майя Плисецкая. Умирающий лебедь (1967)

Соло балерины (1968)

Танец Пьеро и Коломбины (1967)

Веснушки. Серёжа Есенин (1966)

Ритуальный танец тувинского охотника (1965)

Маугли и Багира (1966)

Земфира на рассвете (1965)

Зарема (1966)

Мольер и Арманда (1968)

Адам Мицкевич (1968)

Непокорённая (1968)

Плач над Зоей (1966)

Матери мира — за мир! (1967)

Красс со свитой (1968)

Ева (1967)

Адам и Ева (1967)

Марсельеза (1965)

Козетта (1966)

Шутик (1967)

Антилопы и мартышка (1964)

Конёк-горбунок (1964)

Маленький принц с Розой (1967)

Прощание с Лисом (1967)

Грустный Лис (1966)

 

Пушкиниана

 

На руках у Надежды Осиповны (1968)

Четырёхлетний Саша Пушкин (1968)

Саша Пушкин с cестрой (1968)

Пушкин в юные годы

Поэт в 13-летнем возрасте (1968)

16-летние лицеисты Пушкин и Пущин (1968)

Встаёт на западе светило (1968)

Поэт в возрасте 16 лет (1968)

Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг (1969)

Портрет 18-летнего Кюхельбекера (1968)

Пушкин мечтает в садах Юсупова (1968)

Лицеисты Пушкин и Дельвиг в 14-летнем возрасте (1968)

Письмо Татьяны (1965)

Юный поэт и дама его мечты (1967)

Калипсо (1967)

Пушкин и Анна Керн (1968)

«Папа, пойдём играть!» (1968)

Наталья Николаевна на даче (1969)

Праздник в доме Пушкиных (1966)

Поэт в 30-летнем возрасте (1969)

Умирающий Пушкин (1968)

Пушкин и Наталья Николаевна (1969)

 

 

Война и мир

 

Наташа Ростова с куклой (1966)

Наташа и Пьер (1966)

Князь Андрей и Наташа перед разлукой (1967)

Грустная Наташа (1967)

Гибель Платона Каратаева (1967)

Гибель Пети Ростова (1968)

Наполеон в отступлении

 

Мастер и Маргарита

1968 г.

 

Портрет Мастера и Маргариты

Иешуа

Иешуа перед казнью

Понтий Пилат с псом

Голгофа

Иван Бездомный

Маргарита

Воланд

Маргарита преображённая

Мастер задумался

Коровьев и Кот

Мольба Фриды

Низа — красавица Ершалаима

Полёт в бесконечность

Прощайте!

 

1968-69 г.г.

 

Первая встреча Мастера и Маргариты

Берлиоз. Бездомный. Консультант

Гелла и буфетчик

Мастер ждёт Маргариту

Из этюдов на темы романа

Разъезд зрителей из Варьете

Маргарита читает рукопись Мастера

Маргарита выхватывает рукопись из печки

Встреча Маргариты и Азазелло в Александровском саду

Полёт Наташи на борове

Бал у сатаны

Ужин после бала

Возвращение Мастера

 

Древнегреческие мифы

 

Дочь Лаконии (1965?)

Нимфа и сатирёнок (1966)

Сатиресса поит кентавра (1966)

Геракл и Деянира (1965)

Бег кентавриц (1965)

Бег кентавриц

Встреча Вакха и нимфы (1968)

Аполлон и Дафна (1969)

Кентаврёнок с венком (1968)