Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

 

Забытые имена

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37 38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55

  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78

 

Форум    Помощь сайту     Гостевая книга

 


 

Антон Семенович Макаренко

 

1  2

 

 

Теоретик и практик массового перевоспитания малолетних преступников. Образование получил на кременчугских учительских курсах (1905) и в Полтавском педагогическом институте (1917).
 
Антон Семенович Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888–1939), русский прозаик, публицист, педагог. Родился 1 (13) марта 1888 в г.Белополье Сумского уезда Харьковской губ. в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в г.Кременчуге, затем годичные учительские курсы. В 1905–1914 преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 служил ратником в действующей армии, демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт, написав выпускное сочинение Кризис современной педагогики. Имея реальные перспективы научной карьеры, с 1918, однако, избрал путь практической педагогики, работал инспектором Высшего начального училища в г.Крюков Посад Кременчугского уезда, заведовал начальным городским училищем в Полтаве.

С сентября 1920 – заведующий Полтавской колонией для правонарушителей (впоследствии – им. М.Горького), где решил осуществить методику «горьковского отношения к человеку». Именно Горькому в 1914 отослал Макаренко на отзыв свой первый рассказ Глупый день, а с 1925 состоял с ним в переписке. В 1928 Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, провидчески заметил в письме к Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение».

Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенной концепции врожденной доброкачественности или порочности людей, в духе коммунистического неопросветительства исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для формирования достойного человека. Доказывать это бескорыстный энтузиаст начал в полуразрушенных зданиях первой колонии на зыбучих песках, а с 1927 – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре беспрецедентные успехи педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности.

Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стежками». В 1927 были написаны первые главы Педагогической поэмы. Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии для широкого внедрения своего опыта, однако в связи с нападками со стороны педагогической общественности (основой которых были не столько действительные упущения Макаренко, сколько консерватизм, а то и обыкновенная зависть менее удачливых коллег), после объявления летом 1928 Наркомпросом Украины его системы воспитания «несоветской», подал заявление об уходе с работы. АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО с воспитанниками

В 1932 опубликовал первое большое художественно-педагогическое произведение Марш 30 года – цикл очерков, объединенный основными действующими лицами, пока еще в краткой форме, но уже в свойственной Макаренко документально-«кинематографической», неявно-наставительной манере, лишенной сентиментальности, тяготеющей к юмору как своеобразному «смягчающему» способу передачи остроты внутренних переживаний и внешних коллизий, рассказывающий о жизни воспитательной колонии новаторского типа.

С 1928 Макаренко работает над формированием нового коллектива – коммуны им. Ф.Э.Дзержинского под Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию «трудных» подростков в процессе коллективного труда, но и окупала самое себя, давая государству огромную прибыль, и даже начала выпуск сложных приборов – фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электросверлилок, что выразилось в названии следующей книги Макаренко – ФД-1 (1932; уцелевшая часть рукописи опубл. в 1950).

С помощью Горького в 1933–1935 была издана Педагогическая поэма, вскоре принесшая ее автору всемирную известность и открывшая новую страницу в истории педагогики. Уникальное художественное произведение о научном творчестве в области практического воспитания, оно не только показывало путь должного развития личности, основанный на принципе целеполагания, «положительной» активности, продуктивности, гуманистической взаимопомощи и социальной ответственности и, главное, уважительного доверия к человеку, но и давало живые и убедительные типы воспитанников с разнообразными, орден Макаренко, присуждается за достижения в области педагогикизачастую агрессивными задатками и сложными судьбами, эволюцию их характеров, а также подкупающий правдивостью образ самого Макаренко – наставника, организатора, старшего друга, раскрывая процесс воспитания в конкретных (зачастую забавных, заранее проецирующих на «разрешимость» конфликта) ситуациях, психологический динамизм которых проявлялся главным образом в диалогах с их эффектом читательского присутствия и тонкой речевой индивидуализацией.

В 1933, после того как Харьковский театр стал шефом руководимой им коммуны, Макаренко пишет пьесу Мажор (опубл. в 1935 под псевд. Андрей Гальченко), нацеленную на передачу бодрого, жизнерадостного настроя коммунаров. Следующей была «производственная» пьеса из жизни заводских оптиков, борющихся за устранение брака, – Ньютоновы кольца (неопубл.), Макаренко написал также сценарии Настоящий характер, Командировка (оба опубл. 1952), роман Пути поколения (незаконч., также из заводской жизни).

В 1935 Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины, куда в сентябре 1936 на него из коммуны им. Ф.Э.Дзержинского поступил политический донос (Макаренко обвинялся в критике И.В.Сталина и поддержке украинских оппортунистов). Писателю дали возможность «скрыться», он переехал в Москву (1937), где завершил работу над Книгой для родителей (1937; в соавторстве с женой, Г.С.Макаренко). Повести Честь (1937–1938; основана во многом на воспоминаниях автора о детстве) и Флаги на башнях (1938) продолжили темы предшествующих художественно-педагогических произведений писателя, но уже в романтически-апологетической тональности, акцентируя не столько трудности процесса, сколько блеск успешного результата многолетних усилий и отточенной педагогической техники (в ответ на упреки критики в идеализации изображаемого Макаренко писал: «Это не сказка и не мечта, это наша действительность, в повести нет ни одной выдуманной ситуации... нет искусственно созданного колорита, и жили мои колонисты, представьте себе, во дворце» («Литературная газета», 1939, 26 апр.).

«Запрограммированный» оптимизм Макаренко-воспитателя во второй половине 20 в. был скорректирован достижениями современной педагогики, учитывающей и чуждое Макаренко обращение к наследственности, сфере подсознания, к национальному менталитету и т.п. Однако время борьбы с «макаренковщиной» тоже прошло: концепция и практический опыт Макаренко изучаются и поныне, находя отклик у многих педагогов разных стран вплоть до начала 21 в.

Активная публицистическая и литературно-художественная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939.

источники- http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MAKARENKO_ANTON_SEMENOVICH.html

«ФЭД» являлся копией немецкого фотоаппарата «Leica II», выпускавшейся Харьковской трудкоммунной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского

 

 

 Семейная тайна Антона Макаренко

 

 

 

 


 

 

Педагогическая поэма 1  2  1955 Режиссер(ы): Алексей Маслюков, Мечислава Маевская Сценарий: Иосиф Маневич, Мечислава Маевская актер(ы): Владимир Емельянов, Михаил Покотило, Елена Лицканович, Нина Крачковская, Павел Кадочников, Георгий Юматов, Ролан Быков, Юлиан Панич, Константин Михайлов, Александр Суснин, Степан Шкурат, Юрий Саранцев, Наталья Наум
По мотивам произведения А. С. Макаренко. В 1920 году в селе Ракитном под Полтавой была создана первая колония для беспризорных детей. О работе учителей с непокорными и неподдающимися детьми улиц рассказывает этот фильм. Предстояло перевоспитать очень трудных подростков, приобщить их к труду, вырастить честных граждан. Немало придется пережить Антону Семеновичу Макаренко, прежде чем он найдет поход к ребятам. Поставлен фильм очень качественно, с юмором, превосходно играют все великолепно подобранные актеры. Рядом можно поставить только популярнейшую "Республику ШКИД". Первая роль в кино Юлиана Панича (Карабанов). pedagogicheskaja.poema.1.avi.torrent   pedagogicheskaja.poema.2.avi.torrent

 

"Педагогическая поэма" 1955 год

 

 

 

Флаги на башнях 1958 год Режиссер Абрам Народицкий Сценарий: Галина Макаренко, Иосиф Маневич
Актер(ы):
Владимир Емельянов, Володя Судьин, К.Доронин, И.Милютенко, Роза Макагонова, Ада Роговцева, Леня Бабич, Слава Косячков, Володя Улитин, Борис Аракелов, В.Подлегаев, Павел Шпрингфельд, Виктор Халатов, Александр Ануров
Герои фильма - воспитанники детской коммуны им. Ф.Дзержинского (1927-1935, пригород Харькова), в которой вела работу группа преподавателей под руководством педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко (1888-1939).
flagi.na.bashnjah.avi.torrent

 

 


 
 

Художественные произведения

Рассказы Романы/повести  

Пьесы/сценарии

 

 

Публицистика

 

Выступления Статьи о педагогике  

Статьи о литературе

 

Статьи о коммунизме Рецензии/отзывы Другие статьи

 

источник- http://antmakarenko.narod.ru/