Женщина
и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы...
Женщинам грозных сороковых пришлось спасать мир. Трудно найти слова,
достойные того подвига, что они совершили, и судьбы их не измерить привычной
мерой.
В
мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб детей родить.
История участия женщин в Великой Отечественной войне всё ещё остается
недописанной, несмотря на рост интереса исследователей к этой теме в последние
годы. Сегодня это в значительной степени связано с архивной политикой и позицией
администрации военных архивов в России, весьма медленно и неохотно
рассекречивающих материалы, касающиеся последней мировой войны.
Сначала немного сухой статистики. Согласно 13-й статье Закона о
всеобщей воинской обязанности, принятого IV сессией Верховного Совета СССР 1
сентября 1939 года, женщины наряду с мужчинами имели право нести воинскую
службу. Единственное отличие – они должны были иметь медицинскую, ветеринарную и
специально-техническую подготовку. До Великой Отечественной войны женщины в
частях Красной Армии не служили. Но нередко «несли службу» на пограничных
заставах вместе со своими мужьями-пограничниками. Судьбы этих женщин с приходом
войны сложились трагически: большая их часть погибла.
Созданный 30 июня 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял ряд
постановлений о мобилизации женщин для несения службы в войсках ПВО, связи,
внутренней охраны, на военно-автомобильных дорогах. Первыми на службу заступили
женщины-медработники: медсёстры, врачи и санитарки. Было проведено несколько
мобилизаций в Военно-Морской Флот, в Военно-Воздушные Силы.
Женщинами заменяли во вспомогательных службах красноармейцев, отправляемых на
фронт, они выполняли работу связисток, вооруженцев, водителей автомашин и
тракторов, телефонисток, кладовщиц, поваров. Почти все зенитные части были
укомплектованы молодыми женщинами в возрасте от 18 до 25 лет. Стали
формироваться женские авиационные полки. Курсы Всевобуча за время войны
подготовили: 300000 медсестер, свыше 500000 сандружинниц, 6097 миномётчиц, 4522
станковых пулемётчиц, 7796 ручных пулемётчиц, 15290 стрелков-автоматчиц, 45509
связисток, 2484 стрелков-снайперов.
Одно из самых
крупных женских военных формирований было создано в 1942-1943 годах. Это был
многотысячный женский корпус, который включал в себя артиллерийские, минометные,
танковые, саперные и другие подразделения. В течение нескольких месяцев велось
их обучение под руководством опытных фронтовиков-мужчин. По окончании обучения
были проведены большие учения по отработке взаимодействия и слаженности
подразделений корпуса. Все было приближено к реальной боевой обстановке.
Воительницы готовились к отправке на фронт. Но неожиданно корпус был
расформирован. Его бойцы поодиночке или группами были направлены в различные
рода войск Советской Армии.
За годы войны на фронте служило около миллиона женщин. Вдумайтесь только в эти
цифры. Ведь все они были добровольцами. Ни одна армия в мире не имела такого
женского личного состава.
А в тылу все предприятия перешли на режим военного времени, и женщины начали
активно обучаться мужским профессиям: на курсах токарей, слесарей и диспетчеров,
работали на многостаночном производстве, становились водителями комбайнов и
автомашин. И работали вместо ушедших на фронт мужчин. За 1941-1945 гг. среди
рабочих и служащих число женщин увеличилось более чем на 15 миллионов, в
промышленности они составили 52%. В сельском хозяйстве в 1941-1945 гг. женщины
составляли 75% всех тружеников.
Они шли по фронтовым дорогам,
самоотверженно трудились в тылу, преодолевали все трудности и невзгоды военной
жизни, восхищая своим мужеством и выносливостью. Отвага, сила воли, душевный
подъём, жертвенность боевых подруг вдохновляли солдат, а их поддержка помогала
им справиться с болью и не терять надежду.
А теперь давайте
посмотрим на это изнутри. Уходя добровольно на фронт, они были готовы к
подвигу, но не были готовы к армии, к войне. Армейская дисциплина, солдатская
форма на много размеров больше, мужское окружение, тяжёлые физические нагрузки –
всё это явилось нелёгким испытанием. И сам фронт – со смертью и кровью, с
ежеминутной опасностью и вечно преследующим, но скрываемым страхом.
Потом, спустя годы, те, кто выжил, признаются: «Когда посмотришь на войну
нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного». Вспоминая войну,
снайпер Ю.К. Жукова рассказывала: «Мы прошли с боями около 100 км. Шли днём и
ночью, иногда объявляли привал, и вся пехота валилась прямо в рыхлый снег. Но
через 15 минут нас поднимали, и мы снова шли, отупевшие от усталости,
недосыпания, недоедания... В какой-то момент у меня отключилось сознание.
Очнулась, чувствую под собой что-то твёрдое – труп немецкого солдата. Но сил
встать не было. Подошли двое бойцов, взяли под руки, какое-то время так и
двигались, втроём».
Они сами будут потом удивляться тому,
что смогли всё это выдержать. В силу своих психологических и физиологических
особенностей, женщины труднее переносили «мужской» быт войны, смерть, страдания.
В сущности, то, что пришлось им увидеть, пережить и делать на войне, было
чудовищным противоречием женскому естеству. Самой природой в женщин заложено
материнство – женщина даёт жизнь, а не отнимает. А на войне надо было убивать.
Да и у многих мужчин было неоднозначное отношение к боевым подругам – смешанное
чувство восхищения и отчуждения. «Когда я слышал, что наши медицинские сестры,
попав в окружение, отстреливались, защищая раненых бойцов, потому что раненые
беспомощны, как дети, я это понимал, – вспоминает ветеран войны М.Кочетков, - но
когда две женщины ползут кого-то убивать со «снайперкой» на нейтральной полосе –
это всё-таки «охота»... Хотя я сам был снайпером. И сам стрелял... Но я же
мужчина... В разведку я, может быть, с такой и пошёл, а в жёны бы не взял».
И послевоенная психологическая реабилитация у женщин будет проходить сложнее,
чем у мужчин: слишком велики для женской психики подобные эмоциональные
нагрузки. «Мужчина, он мог вынести, – вспоминает бывший снайпер Т.М. Степанова.
– Он всё-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Я теперь, как
только вспомню, то меня ужас охватывает, а тогда всё могла: и спать рядом с
убитым, и сама стреляла, и кровь видела, очень помню, что на снегу запах крови
как-то особенно сильный... Вот я говорю, и мне уже плохо... А тогда ничего,
тогда всё могла». Им потом ещё долго будут сниться кошмары.
После войны
принудительная демобилизация, не учитывавшая намерений и желаний
фронтовичек, выбросила большое количество женщин в теперь уже мирное
послевоенное общество, озабоченное своими проблемами, живущее незнакомой им
мирной жизнью. Многие фронтовички оказались в этом обществе нежданными гостями,
бывшими «военно-полевыми женами», боевые заслуги которых унизительно
трансформировались в обывательском восприятии в «половые заслуги».
В июле 1945 года Председатель президиума
Верховного Совета Михаил Иванович Калинин в своей речи рекомендовал
демобилизованным женщинам не хвалиться своими военными заслугами. После чего
фронтовички превратились в официальной мемориальной культуре в «фигуру
умолчания». Некоторые из них были вынуждены скрывать своё военное прошлое ради
налаживания «нормальной» жизни. Многие из них даже спустя много лет не хотели
вспоминать о войне.
Женские воспоминания о войне и официальная культура памяти о Великой
Отечественной войне существуют как бы в двух различных измерениях. Нельзя
сказать, что власть абсолютно обошла своим вниманием фактор женского участия в
боевых действиях и партизанском движении. Уже в годы войны стал формироваться
образ женщины-героини, прототипом которой чаще всего была партизанка или
санитарка. Этот образ имел весьма опосредованное отношение к женской военной
повседневности, женскому восприятию войны и женскому героизму. Ведь героизм – это мужество
особого порядка.
Женские
воспоминания о войне пока что остаются именно отдельными воспоминаниями, не
превращаясь в коллективную память. Женский мемориал Великой Отечественной войны
пока остается неформальным, воплощаясь, в воспоминаниях женщин-фронтовичек, в
военной лирике Юлии Друниной, в повести С. А. Алексиевич «У войны не женское
лицо», в сборниках материалов о героических подвигах женщин в годы Великой
Отечественной войны – «В грозные годы». Петрозаводск, 1964; Мурманцева В. С.
«Советские женщины в Великой Отечественной войне». М., Мысль, 1974. А также в
советском кинематографе брежневских времён: «Женя, Женечка и Катюша» (1967),
«Белорусский вокзал» (1970), «А зори здесь тихие» (1972), «В небе „Ночные
ведьмы“» (1981) и др. Даже поисковая система в интернете выдаёт сегодня весьма
скудный материал, как правило, однотипную информацию, кочующую из одного сайта в
другой.
Показателен в этом отношении фильм «Белорусский вокзал», героиня которого всё
время где-то в стороне. Хотя она воевала наравне со своими
фронтовиками-мужчинами, её все эти годы не приглашали на встречи, не пригласили
на похороны однополчанина, её, вообще, вроде бы и не было. Пересмотрите ещё раз
этот фильм, уже глядя на судьбу этой женщины, а не на судьбы её
однополчан-мужчин. Какая трагедия! Она одинока и позабыта государством,
друзьями. Но она всё равно для всех опора. Она не сломлена, нет.
Или фильм для детей «Телеграмма» (1971). Если смотреть просто на события в нём,
то ускользает глубинный смысл, О ЧЁМ хотел рассказать автор фильма Ролан Быков.
О женщинах, которые воевали и которые скрывали этот факт своей жизни! Дети ведут
своеобразный розыск, знакомясь с теми, кто воевал с двумя девушками – одну из
них они и разыскивают. И что же выясняется – мужчины-фронтовики гордятся своими
орденами, они почитаемы, а о тех девушках после войны НИЧЕГО не известно.
Почему? Да потому что они скрывали этот факт своей биографии. Они – героини,
мужественно воевавшие и имеющие награды, даже своим близким не рассказывали об
этом!
Официальная статистика не выделяла женщин в особую группу при подсчёте военных
потерь, умалчивала о количестве раненых, контуженных и ставших инвалидами. Столь
же «закрытой» являлась тема участия женщин в партизанском движении, хотя и здесь
их численность была немалой. Удельный вес женщин в партизанских соединениях на
оккупированной территории достигал 9,8% , примерно 28 500 человек.
Не говоря уже о том, насколько велик был вклад женщин в качестве медицинского
работника. Врачи, оперировавшие раненных бойцов, медсестры, которые выносили
раненных бойцов с поля боя – это десятки тысяч женщин-героинь, имён которых мы
сегодня почти не знаем. В Красной армии женщин – медицинских работников было
более 100 000 человек: более 40% врачей и более 80 % – средних и младших
медицинских работников. Этим женщинам обязаны жизнями миллионы советских солдат
и офицеров.
Нет такого уголка в России, где не было бы воздвигнуто памятника, обелиска,
бюста, мемориала советскому солдату, принесшему миру Победу и свободу в сорок
пятом. А вот памятников тем женщинам, которые воевали с солдатами плечом к
плечу, невзирая на то, что плечи эти были хрупкими, а солдатские сапоги и шинели
не всегда в пору, в нашей стране не было до 8 мая 2005 года. В Подмосковных
Химках в канун 60-летия Победы был открыт памятник фронтовой медсестре.
И это пока единственный монумент в России!
Женщины... женщины... Велики и милосердны их души! Они простили и это...
Нежные, хрупкие, сами нуждающиеся в защите. Жестокая необходимость толкнула их
на этот шаг – самим защищать Отечество от беспощадного врага, обрушившегося на
их землю, их дом и детей. Им пришлось стать солдатами, чтобы сберечь жизнь
будущим поколениям. Священное право каждой из них! Не женская это доля —
убивать. Войну они убивали!
И жить им вечно – в благодарной
памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по
той земле, которую они отстояли. Низкий им поклон и вечная память!
Стеценко Ольга
http://bio-resource.ru/st.php?id=53
Женское лицо войны. "Катюша"
|