Страницы истории России Пионерские песни Артек
Фрагменты старых газет и журналов
Дореволюционные и первые советские издания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
В конце XVIII века известный издатель Н.И. Новиков не без сожаления отметил,
что «между некоторыми неудобствами в воспитании одно из главнейших в нашем
отечестве есть то, что детям читать нечего». Издатели начала XIX века
постарались восполнить этот пробел. Нравоучительная, воспитательная
литература той эпохи продолжала быть переводной. Отношение к переводу было
достаточно вольным, часто не указывался оригинал перевода, иногда переводчик
составлял компиляции из нескольких трудов одного автора, не указывая на это.
Издатель Август Семен, выпускавший в свет изысканные книги, выбрал для издания «Правил учтивости…» оригинальный формат, напоминающий небольшой детский альбом. Такой формат должен был расположить ребенка к чтению и рассматриванию картинок. Издание так и составлено: слева всегда расположена иллюстрация в лист, справа – сопровождающий ее текст, занимающий всего лишь один лист с двух сторон. Так издатель предположил, что разглядывание картинки будет долгим, пока не прочитается половина текста, который являет собой крошечный рассказ, с элементами беседы, разговора с читателем.
Всего в этой книге десять правил «учтивости и благопристойности». На
первый взгляд, нам покажется, что этого совсем недостаточно. Но,
вчитываясь в эти правила, читатель понимает, что выбраны те, без которых
вы не можете обходиться ни одного дня. Знание этих норм поведения
раскрывает читателю смысл эпиграфа, украсившего титульный лист: «Кто в
юности посеет, тот может в старости пожать».
О художниках
Чаще всего художники-иллюстраторы в начале XIX века оставались неизвестными. Они еще и не назывались иллюстраторами, а просто граверами, литографами. Иллюстрации могли продаваться отдельно от текста и вклеиваться владельцами уже самостоятельно. Вот почему бумага, на которой печатали картинку, была часто другого цвета, другого качества и даже не всегда лист с картинкой совпадал с форматом книги. Самой распространенной техникой в то время была гравюра на меди, реже – литография. Встречаются экземпляры с раскрашенными акварелью от руки гравюрами. Раскрашиванием могли заниматься и сами дети, и их родители, что тоже входило в круг проблем познавательно-поучительного издания, воспитательной литературы. |
источник - http://www.runivers.ru/doc/children_book/books184654/book3147/10054/
Скачать - http://depositfiles.com/files/06j0vz75i?redirect