Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки   Музыка    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Голубой огонек

 Форум       Помощь сайту     Гостевая книга


Александр Шуров и Николай Рыкунин

 

       

Александр Израилевич Шуров (Лифшиц) родился 19 (6) августа 1906 г. в Харькове. После окончания Харьковского музыкально-драматического техникума (1925) был актёром живой газеты "Синяя блуза". Вместе с Анатолием Трудлером выступал в дуэте, где они исполняли куплеты, диалоги, интермедии. С 1935 г. дуэт работал в "Артист бюро" в Москве. В начале войны Трудлер погиб, участвуя в народном ополчении.
В 1946 г. Шуров начал выступать в дуэте с Николаем Рыкуниным, где аккомпанировал на рояле, пел, вёл диалоги. Главным в программе дуэта было исполнение куплетов.
В середине 50-х дуэт становится маленьким эстрадным театром и выступает до 1991 г. В 1979 г. Шурову и Рыкунину было присвоено звание Народных артистов РСФСР.
Умер А.И.Шуров 18 декабря 1995 г

Николай Рыкунин

*        участие в альбомах

*        cмотри также (исполнители)

Родился 23 сентября 1915 года в городе Ростове Ярославской области. Супруга - Рыкунина Маргарита Васильевна. Дочери - Наташа (1985 г. рожд.) и Ника (1991 г. рожд.).

Отец Николая был фабрикантом, он умер от воспаления легких за несколько месяцев до рождения сына. Мальчика назвали в честь отца. Первые два года Николай-младший жил с матерью Марией Антоновной в собственном особняке. Дед Николая был купцом и не жалел средств на воспитание внука. По рассказам матери мальчик знал, что его отец много сделал для города. Он участвовал во многих благотворительных акциях. Его капиталы были вложены в строительство ростовской гимназии, городского театра. После революции дом конфисковали, и Николай с матерью оказались на улице. Их приютила бабушка. Мать устроилась работать в столовую, чтобы спасти семью от голода.

В школе, в которой учился Николай, был драматический кружок под руководством учителя русского языка А.И. Урусова. Там мальчик занимался и сыграл несколько главных ролей. Однажды учитель сказал, что при городском театре открывается детский театр и состоится просмотр детей. Николая туда приняли. Его первой ролью стал Ворон в спектакле "Снежная королева".

Однажды вечером 1929 года Николай пошел на вокзал. Он любил смотреть на проходящие поезда. К платформе подошел 509-й поезд, идущий в столицу. Москва казалась местом исполнения мечты. Началась посадка. Николая, влекомого мечтой стать артистом, потянуло к открытой двери вагона. Через несколько часов он вышел на платформу Ярославского вокзала. Гуляя по Москве, он попал на Театральную площадь и оказался возле Малого театра, на дверях которого было написано, что желающие молодые люди принимаются во вспомогательный состав труппы. Он зашел и увидел мальчика, который тоже мечтал стать артистом, - Володю Глухова (впоследствии ставшего Народным артистом Латвии). В Малом театре их прослушали и приняли на второй тур. На другой день, гуляя по городу, они забрели на Триумфальную площадь, к театру Мейерхольда. Экспериментальная театральная мастерская В.Э. Мейерхольда - ГЭКТЕМАС - проводила набор на актерское отделение. Они записались и были допущены к конкурсу первого тура. Когда на экзамене Николай читал подготовленный отрывок, то в один момент так закричал и грохнулся на пол, что председатель комиссии, им оказался сам Всеволод Эмильевич Мейерхольд, спросил, не расшибся ли тот и попросил прочитать другое стихотворение. Николай начал, но Мейерхольд прервал его и попросил подыскать что-нибудь классическое. Николаю вручили толстую книгу, показав отрывок, который нужно прочитать. Волнение юноши было так велико, что он смотрел на длинные строки и ничего не понимал. Когда Николая вызвали снова, он подошел к столу и, чуть не плача, положил книгу и молча направился к двери, объяснив свой поступок тем, что не понимал ничего из написанного. И вдруг Николай услышал, как Мейерхольд сказал кому-то: "Зачислите этого мальчика на третий тур".

Скоро Николай и его новый друг узнали, что их зачислили в ГЭКТЕМАС, и тут же привлекли как вспомогательную силу в спектаклях. В поисках заработков они с Володей попали в Театр Революции, в пору экзаменов, и решили попробовать себя и там. Дальше стали бегать по всем подобным экзаменам, пытаясь еще и выяснить, платят ли студентам стипендию и есть ли общежитие. Их приняли в Детский музыкальный театр Натальи Сац, пообещав небольшие деньги. Волка ноги кормят. Володя узнал, что в Центральном техникуме театрального искусства (ЦТТИ) платят стипендию и есть общежитие. Это означало, что есть место, где можно учиться, питаться и жить.

Оба приятеля были приняты, и это оказалось весьма серьезно. Курсом руководил Борис Михайлович Сушкевич, ему помогали Иван Любезнов и Владимир Дудин. Мимику и грим преподавал руководитель Московского театра сатиры Андрей Павлович Петровский. В конце 1-го курса всех отправили на производственную практику в бывший театр Корша.

Как-то раз Николай оказался в Саду имени Баумана. В то время там была актерская биржа. К нему подошел человек и спросил, кто он, где учится. Через полчаса новый знакомый Лев Маркович Мейерсон, подписал с Николаем первый актерский контракт, вручил подъемные и назначил день приезда в Свердловск. Из драматического театра, куда прибыл Николай, его отправили в Златоуст, где создавался Театр малых форм сатиры. Его взяли в труппу, и начались репетиции. На сдачу спектакля приехала комиссия из Свердловска, но, просмотрев постановку, решила закрыть театр. Николая перевели в местный драматический театр. Так прошел первый театральный сезон, который он доигрывал уже в Театре русской драмы. Николай Рыкунин вкусил жизнь провинциального артиста в полной мере. Он играл в Ярославле, Калуге, Смоленске. После множества ролей ему захотелось вернуться в театральное училище.

Однажды в разгар сезона в Смоленск приехали мастера искусств из Москвы. Комиссия посмотрела спектакль и пригласила Николая сыграть Павку Корчагина с труппой минского театра. Из окна минской гостиницы он увидел огромный плакат, гласивший, что в спектакле "Как закалялась сталь", приуроченном ко Дню Красной Армии, в роли Павки Корчагина выступит артист Рыкунин. Репетиция в театре прошла успешно. После нее коллеги пригласили Николая в буфет, где он, разгоряченный, выпил холодного пива. На следующий день Рыкунин настолько охрип, что не мог участвовать в спектакле. Николаю пришлось вернуться в Смоленск, где его ждало письмо из Москвы от директора Театра сатиры И.Н. Верова, который приглашал Николая по окончании сезона в труппу театра.

В Москве его зачислили в состав труппы, назначив небольшой оклад. Николай был счастлив играть с такими актерами, как П.Н. Поль, И.А. Любезнов, В.Я. Хенкин, Н.И. Слонова, Е.Я. Милютина, Р.Г. Холодов, Н.Д. Нурм, В.А. Лепко, Я.М. Рудин, Д.Л. Кара-Дмитриев, Р.Г. Корф и др. Молодой артист ездил с мастерами на концерты, был постоянно занят, а также выручал коллег, если они хотели отделаться от каких-то маленьких ролей.

Начавшаяся война застала театр на гастролях в Киеве. Бросив все, труппа вернулась в Москву. После приезда Московский театр сатиры отправил на фронт бригаду своих самых лучших артистов. Мужская часть молодежи театра решила явиться в военкомат с просьбой отправить на фронт в одну воинскую часть. В военкомате они встретили своего директора И.Н. Верова. Оказалось, что их театр наряду с другими ведущими театрами занесен в "золотой фонд" страны и артисты освобождались от призыва в действующую армию. Актерам не нужно было ходить в атаку, но защищать Родину можно было по-разному...

Во время первых бомбежек Москвы Николая Рыкунина и Виктора Драгунского зачислили пожарными театра. Ночами они дежурили на крыше и сбрасывали зажигалки. Вскоре дирекция театра подготовила еще две бригады для отправки на фронт. В одной из них были Р.Г. Корф, Я.М. Рудин, В.А. Токарская, Р.Г. Холодов, а в другой - Ф.Диамант, К. Фролова, П.Н.Поль. Поль был назначен руководителем, а Николай - бригадиром. Сначала выступали под Смоленском, потом в Вязьме. В то время здесь шли кровопролитные бои. Когда, спасаясь от немцев, бригада Николая вернулась в Москву, им сообщили страшную весть: другая бригада театра попала в окружение. Р.Г. Корфа и Я.М. Рудина расстреляли на месте, остальные попали в плен. Этот факт дошел до Верховного Главнокомандующего. На следующий день приказом И.В. Сталина театр был отправлен в эвакуацию в Иркутск. Сезон в Иркутске прошел удачно, и театр отправился в Магнитогорск. Там Николай женился на актрисе своего театра Елене Кара-Дмитриевой (они прожили с ней более 50 лет). От первого брака у нее была дочь, которую Николай принял как свою.

Вскоре театр переехал во Владивосток, затем - в Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Читу, Свердловск, Челябинск и опять в Магнитогорск. После эвакуации театр вернулся в Москву. Николай с женой получили разрешение поехать с концертами в действующую армию. Путешествие оставило в памяти немало приключений и отнюдь не юмористических, бригада театра исколесила много фронтовых дорог. В ту пору Николай Рыкунин получил награды, которые считает самыми дорогими, - орден Красной Звезды, медали "За оборону Москвы" и "Победу над Германией".

Окончилась война, театр вернулся в Москву и открыл новый сезон. В пьесе "Факир на час" Николай исполнял роль Коли-фоторепортера, с танцами и куплетами. Его партнером был Виталий Доронин. Владимир Хенкин играл роль швейцара в провинциальной гостинице.

Однажды на спектакль пришел уже известный в то время артист эстрады Александр Шуров и предложил создать с ним сатирический дуэт. До этого А.И. Шуров работал в дуэте с А.И. Трудлером: Шуров играл на рояле, Трудлер пел арии из оперетт. Они исполняли злободневные куплеты, диалоги, интермедии. Во время войны Трудлер погиб. Предложение Шурова было для Николая неожиданным, но приятным. Они начали репетировать. Александр играл на рояле. Вместе они пели куплеты, песенки, музыкальные пародии. Николай обычно находился у рояля, но если надо, использовал всю сцену для танца. Для первого концерта было подготовлено всего два номера: куплеты В. Бобошко и М. Викерса "Летят перелетные птицы" и пародии "Стрекоза и муравей". Выступление состоялось 2 мая 1946 года в Центральном Доме Советской Армии. Дуэт был принят хорошо.

Первый успех решил судьбу Николая. Началась концертная жизнь, хотя он не сразу расстался с театром. В то время основным видом транспорта для А. Шурова и Н. Рыкунина был трамвай. Позже В. Дыховичный и М. Слободской написали для дуэта песенку "Аннушка", посвященную знаменитому трамвайному маршруту "А". Давид Ашкенази написал к ней музыку. В репертуаре дуэта появилась сатирическая песенка "Манечка" и "Серенада" поэта Я. Грея на музыку Н. Богословского, затем "Главсметана", "Заело", "Поезд идет в Чикаго" и др. Для дуэта писали авторы: Б. Ласкин, Э. Кроткий, А. Мерлин, Грей, О. Левицкий, Г. Териков, А. Левин и др.

С ростом числа концертов росла и популярность. Представители дуэта стали подумывать о создании эстрадного спектакля. Одним из таких представлений стала "Черная кошка". Спектакль играли в гостинице "Советской". Все прошло нормально, но на следующий день стало известно, что первый секретарь московского горкома партии Егорычев разгромил программу дуэта на партийном пленуме. В Министерстве культуры состоялось специальное заседание по вопросу А. Шурова и Н. Рыкунина. Им запретили работать на эстраде в течение года. Когда их восстановили на работе, дуэт продолжил свою концертную деятельность.

В середине 1950-х годов дуэт превратился в Маленький эстрадный театр. К сотрудничеству привлекались музыканты, исполнители, но за собой дуэт оставлял центральное место. В то время Н. Рыкунину и А. Шурову были присвоены высокие почетные звания Заслуженных артистов РСФСР. В театре появились спектакли: "Вместо концерта" В. Дыховичного и М. Слободского (режиссеры П. Васильев и Н. Петров, 1953), "На маскараде" В. Бахнова и Я. Костюковского (режиссеры К. Воинов и Н. Рыкунин, 1955), "Маленькие обиды большого города" В. Кунина и А. Мерлина (режиссер П. Васильев, 1957), "Не в названии дело" А. Хазина (режиссер Н. Рыкунин, 1958), "Мужской разговор" В.Бродова и А.Мерлина (режиссер Н. Рыкунин, 1961), "С шуткой под парусами" А. Мерлина, Я. Зискинда и Н. Рыкунина (режиссер Н. Рыкунин, 1975), "Бенефис... Бенефис..." (режиссер Н. Рыкунина, 1988) и др.

Дуэт гастролировал по всему Советскому Союзу, был буквально нарасхват. При этом Николай Рыкунин окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, стажировался у Г.Товстоногова в Ленинграде. Во время учебы, чтобы не оставить Шурова без работы, ездил из Москвы в Ленинград и обратно. Николай Николаевич тяготел к режиссуре и старался ставить все свои спектакли сам. Он ставил представления на стадионах, во Дворцах спорта, несколько сезонов подряд его программы шли в Саду "Эрмитаж".

В 1979 году А. Шурову и Н. Рыкунину присвоили звание Народных артистов РСФСР, что в те времена было серьезным признанием для сатириков. Александр Шуров был старше Николая Рыкунина на 10 лет, и со временем разница в возрасте дала о себе знать. Их последний "Бенефис" состоялся в Театре эстрады в феврале 1991 года. Дуэт прощался со своими зрителями, Шурову в то время было 85 лет. Он все реже и реже выходил на сцену и в 1995 году скончался.

Потеря партнера и друга стала большим потрясением. Николай Николаевич долго не мог решиться вернуться на эстраду. Надо было сочинять новый репертуар, искать концертмейстера... К тому же он не знал, как будет принят публикой, привыкшей к дуэту. Однажды Н. Рыкунин позвонил автору и исполнителю, композитору Людмиле Лядовой и предложил ей стать своим музыкальным партнером. Она согласилась, и начались выступления. А в 1997 году по предложению главного режиссера Театра эстрады Бориса Брунова Николай Рыкунин сыграл свой "Бенефис" в этом театре.

Сегодня Народный артист РСФСР Николай Рыкунин почти не выходит на сцену. Нет концертов, нет предложений. Он занят литературным творчеством, выпустил книгу "Бенефис на бис", заканчивает работу над мюзиклом, пишет остросюжетные повести. В то же время старается не забывать куплеты и иногда устраивает репетиции с пианистом, чтобы быть в форме. Николай Николаевич женат на актрисе Московского театра кукол, с которой его познакомила на гастролях Клавдия Ивановна Шульженко, воспитывает двух дочерей.Дискография:

*        1954 • Заело [78 r.p.m.] Александр Шуров и Николай Рыкунин

*        1954 • Манечка [78 r.p.m.] Александр Шуров и Николай Рыкунин

Аннушка
Восточная песенка о западных делах
Главсметана
Заело
Манечка
Новогодний тост
Песенка про иву
Поезд идёт в Чикаго
Серенада

cлушать  с QuickTime-плеер

песни и миниатюры с сайта- http://kkre-50.narod.ru/mm-am.htm

*        Александр Шуров и Николай Рыкунин

.

Манечка

 (Н.Богословский - Я.Грей) Александр Шуров и Николай Рыкунин

 

А. И. Шуров, Н. Н. Рыкунин. Тяжелый сон
(сатир. миниатюра, 1950-е г. г.)
mp3, 2 MB
http

://kalaus-kalaus.narod.ru/Tyazholy_son.mp3

 

 http://mp3.retroportal.ru/index.html    -   retro

 

http://download2.sovmusic.ru/sam/s3667.mp3

 

"Заело"       Исп. Александр Шуров и Николай Рыкунин

http://patefon.knet.ru/music/patephon/Shurov_Rykunin_-_Zaelo.mp3

Золотой Фонд (Кумиры прошлых лет) mp3     (Шуров, Рыкунин)

http://www.mp3terabyte.com/olotoj-ond-umiry-proschlykh-let/dow

 Тяжелый сон мокроступщика

Сатирики А. И. Шуров и Н. Н. Рыкунин против засорения русского языка заимствованиями (1950-е г. г.)

http://kalaus.livejournal.com/18601.html?mode=reply

форум      http://www.klinika-moskva.ru/forum/index.php?t-812396651-p-2.html    ссылки  в  текстах

Ну вот, например

http://mp3.w2w.ru/jvanetsky/mp3/odesskiy_parohod.mp3 

Вопрос доктору


Шуров и Рыкунин,голубой огонек 1963, куплеты

 Get Adobe Flash player


ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЫ
Старейший сатирический актер России Николай Рыкунин рассказывает о времени и о себе
Денис Денисенко, Александр Беляев

Народный артист России Николай Рыкунин остался в памяти старшего поколения как один из участников популярнейшего в прошлом эстрадного дуэта Александр Шуров-Николай Рыкунин. Артисту 85 лет, но он бодр, женат на красавице-актрисе из кукольного театра, воспитывает дочерей, а также котят, попугаев, хомяка и белых мышей. Вот такая огромная у него семья!

ПЕРВЫЙ ПИОНЕР ГОРОДА РОСТОВА

- НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, в своей книге, вышедшей в "Вагриусе", вы рассказываете о своем детстве, и оказывается, что родом вы из хорошей купеческой семьи, а вот надо же - попали в лицедеи?

- Я родился в Ростове Великом за два года до революции, в год смерти моего отца, который был человеком очень богатым, хотя прожил всего 27 лет. Он простудился на ночной рыбалке на озере и умер от воспаления легких, не дождавшись моего рождения. Отец владел сетью магазинов в России и был, как говорят теперь, спонсором при постройке гимназии вместе с купцом Кекиным, построил городской театр и развивал молодое искусство финифти. В 1919 году папины магазины и склады разворовали. Однажды в наш дом пришли какие-то люди и реквизировали все имущество в пользу революции... Мы, дети, были слишком малы, чтобы оценить порядки, установленные новой властью. Учились, играли тряпочным мячом в футбол, ссорились по пустякам и, конечно, устраивали драки. Я был первым пионером Ростова Великого. Мне писали ростовчане, что в школе # 1 есть (теперь уже был) уголок первого пионера города Коли Рыкунина, где висели его пионерский галстук и афиши народного артиста России. В нашей школе была пионерская комната. Там мы писали плакаты, занимались в танцевальном кружке и там все вместе пережили большое горе: однажды вожатая заявила, что видела, как, рисуя плакат, пионер Володя Бажигин поцеловал Варю Лобкову. Ну, конечно, все сразу заорали, засвистели, а Володя от стыда выскочил из пионерской комнаты, прибежал домой и повесился в чулане. Хороший парень, первый ученик школы, мой друг... Все мы плакали, провожая его на кладбище. Я помню, что возненавидел вожатую и в пионерский отряд больше не ходил.

КАК Я ЧИТАЛ СТИХИ МЕЙЕРХОЛЬДУ

- Какие ощущения у вас остались от встреч с Всеволодом Мейерхольдом, у которого, по слухам, вы учились?

- Меня с детства влекла самая затаенная, еще не полностью осознанная мечта стать артистом, а Москва казалась местом исполнения этой мечты. В 1929 году я сел в поезд и - вышел с большой опаской уже на платформу Ярославского вокзала. Экспериментальная театральная мастерская Всеволода Эмильевича Мейерхольда - ГЭКТЕМАС - проводила набор на актерское отделение. Я был допущен к конкурсу первого тура. В вестибюле театра расхаживали молодые воспитанники, как я потом узнал, Валентин Плучек и Даниил Сагал. Они снисходительно поглядывали на желающих встать в их ряды. Выходя из зала, где проходили экзамены, Плучек громко сказал кому-то: "Смотрит сам Мастер!" - начался невообразимый переполох. Я просто не понял, что речь идет о главном человеке в этом театре. "Мастер!" - в Ростове Великом мастером называли кузнеца, сапожника, точильщика...

- Вы, наверное, сильно волновались, оказавшись перед синклитом бессмертных?

- Вообще-то незнание великих имен в искусстве мне помогало - не было робости. Когда поступающие с трепетом рассказывали, что видели через замочную скважину сидящих за столом экзаменаторов - Зинаиду Райх, Игоря Ильинского, Сергея Мартинсона, Николая Боголюбова, я не паниковал, как большинство поступающих. В наш город никто из великих артистов не приезжал, а радио только-только начинало входить в нашу жизнь... Я не сразу услышал, как произнесли мою фамилию, так как обдумывал, что же мне исполнить перед комиссией. Хотел вначале прочитать "Буря мглою...", но передумал: надо выбрать что-нибудь такое, чтобы у комиссии слезы на глазах выступили, как у тети или мамы. Меня привел в чувство голос сидящего в центре человека: "Тебе что, мальчик?" Я довольно определенно ответил, что приехал поступать в артисты. - "А может, вначале поучишься?" Я ответил, что это тоже неплохо. - "Тогда читай, что ты приготовил". Я вышел чуть вперед, как делали артисты в Ростове, когда читали монологи на сцене, и начал: "На свете странного немало. В Пекине есть такой закон, Что вдоль посольского квартала Проход китайцам воспрещен..." Когда я дошел до "кровавых сцен", то закричал и грохнулся на пол. Главный (это был Всеволод Эмильевич Мейерхольд) спросил: "Артист, ты там не расшибся? Прочитай нам какое-нибудь другое стихотворение!" А у меня все вылетело из головы. Что же делать? Вспомнил! Я это стихотворение выучил "с голоса" в городском саду - там один артист читал, стоя перед духовым оркестром:

Любезная жена моя, Людмила,

Представь, какой произошел скандал:

Письмо, в котором денег ты просила,

Я до сих пор еще не получал,

А потому не шлю монеты.

Будь счастлива, воспитывай сынка.

С отеческим и мужеским приветом -

Пока! Пока!

Мейерхольд прервал меня: "Артист, остановись!" - и обратился к кому-то: "Василий Васильевич! Подыщите для мальчика что-нибудь классическое". Меня посадили на широкий подоконник и дали довольно толстую книгу. Я стал читать длиннющие строчки, перечитал их раз десять и ничего не понял (возможно, это было что-то из Шекспира). Я решил, что надо мной хотят посмеяться, подошел к столу чуть не плача, положил книгу и молча направился к двери: "Я не буду читать". - "Почему?" - "Потому что я не понимаю, что там написано". Мейерхольд сказал: "Василий Васильевич, зачислите этого мальчика на третий тур". Что же произошло? Почему Всеволод Эмильевич принял такое решение? Ответ на этот вопрос я нашел значительно позже: артист должен обладать основным качеством или способностью в работе над ролью - усваивать смысл своей роли. Через три дня мы узнали, что зачислены в ГЭКТЕМАС. И два урока биомеханики нам, новичкам, давал сам Мастер - Мейерхольд. Театр Мейерхольда оставил след в моей жизни тогда, потому что он был не такой, каким я его себе представлял. Я представлял себе театр, как Малый театр, и именно в таком театре мне хотелось играть. А когда я увидел "Лес" А.Н. Островского, где актеры играли в зеленых париках, - я никак не мог сообразить почему? Кстати, и до сих пор не очень понимаю. Но как они двигались! Как все было поставлено! Все другое, театр другой... Нас тут же привлекли как вспомогательную силу в спектаклях. Например, в спектакле "Последний решительный" все, кого приняли учиться, кричали за кулисами: "Ур-ра!" Денег нам за это не платили, а вот другим, тем, кто выходил на сцену, воинам или слугам с канделябрами, платили - два рубля за выход!

ИСТОРИЯ ОДНОГО ДУЭТА

- Как судьба свела вас, театрального актера, с Александром Шуровым?

- После войны в московских театрах шли пьесы радостного содержания, и в нашем Театре сатиры играли "Факир на час". Я исполнял роль, о которой можно только мечтать молодому артисту: Коля-фоторепортер, с танцами и куплетами. А партнером у меня был блистательный, обаятельный Виталий Доронин. Владимир Хенкин в очередной раз покорил Москву - он играл роль швейцара в провинциальной гостинице, его швейцар был заикой, и зрители одобрили новую работу смехом до слез. Однажды на спектакль пришел известный в то время артист эстрады Александр Шуров. Он предложил мне создать с ним музыкально-сатирический дуэт (наверное, я ему понравился). Для меня это было неожиданным, но, не скрою, приятным предложением. Мне давно хотелось попробовать себя на эстраде. Мы начали репетировать. Шуров отлично играл на рояле, и вместе мы пели куплеты, песенки, музыкальные пародии. Обычно я находился у рояля, но если надо, использовал всю остальную площадь сцены для танца. Впоследствии и Шуров стал отрываться от своего инструмента и полностью включаться в дуэт. Для первого концерта мы подготовили всего два номера: куплеты В.Бобошко и М.Викерса "Летят перелетные птицы" и пародии "Стрекоза и Муравей". Впервые мы выступали 2 мая 1946 года в Центральном доме Советской армии - одном из самых престижных концертных залов столицы. Но на том первом концерте я не мог даже толком рассмотреть этот зал, славящийся своей архитектурой. Я, как первоклашка, волновался. Ведь надо было "пройти" (так говорят артисты) не только у зрителей, но и у товарищей по цеху. А за кулисами в тот вечер собрались самые популярные, высокого класса артисты. Михаил Наумович Гаркави, как мне показалось, с любопытством объявил нас и остановился у кулисы. Мы запели куплеты на международные темы. Нас приняли хорошо, и мы чуть смелее исполнили пародийный номер "Стрекоза и Муравей": как бы эту басню исполнил Хенкин (Шуров великолепно пародировал Владимира Яковлевича), затем - А.Н. Вертинский (эту пародию показывал я) и так далее вплоть до ансамбля песни и пляски и оперы. После этой пародии зрители так аплодировали, что Гаркави вынужден был сказать им: "Молодые артисты Шуров и Рыкунин готовы для вас петь, уверяю вас, но они не знают больше ничего!" Это развеселило зрителей, но не остановило их: они вызывали нас снова и снова. Пришлось все повторить сначала.

Первый успех и решил мою судьбу. Началась концертная жизнь, хотя я не сразу расстался с театром. В общем, больше полувека назад мы с Шуровым начали свой эстрадный марафон, и он оказался счастливым, хотя счастье это было нелегким.

Постоянно мучила нас одна серьезная проблема: репетировать было негде. Чаще всего мы просились в какие-нибудь клубы, в какой-нибудь красный уголок и там готовили наши номера. Почти ежедневные концерты, да еще в таких помещениях, как Колонный зал Дома союзов, требовали особого внимания даже к одежде - появилась новая проблема: какие костюмы у нас должны быть? Одинаковые или разные? Решили взять в костюмерной два смокинга. Нo, когда мы появились в таком виде за кулисами, коллеги приняли нас за официантов. К тому же брюки у Шурова были длиннее, чем ноги (он полный и небольшого роста), и он решил подвернуть их. А у меня длинными оказались рукава. Александр говорит: "У меня брюки подвернуты, у вас рукава - это вроде такая мода у нашего дуэта". В итоге вернули мы смокинги в костюмерную и выступали в белых рубашках, благо было лето...

- Почему вы с Александром Шуровым обращались друг к другу на "вы"?

- Вы не первые обратили внимание, что мы с Шуровым и на сцене, и вне ее обращались друг к другу на "вы". Поверьте, это не от чопорности или отчужденности - такова была договоренность между нами, которая соблюдалась вначале для того, чтобы избежать недопонимания, недоразумений, мелких стычек. Это позволяло решать все вопросы спокойно, пристойно, серьезно. А потом не только это обращение, но и образ наших отношений перешел со сценических правил на житейские.

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ - ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ

- Как вам выступалось перед власть имущими?

- Люди моего поколения часто слышат от молодых: "Как вы могли работать, если понимали ужас сталинского режима? Выходит, протестуя в душе, вы воспевали и восхваляли те порядки?" Нет, мы не были выразителями сталинских идей и его шутами, мы были смехачами подневольной эпохи, в которой шутки боялся даже тот, кто ничего не боялся. К праздничным и торжественным датам раньше давали концерты в Большом театре. Нас в течение нескольких лет, начиная с 1951 года, вызывали на репетиции этих концертов - и все, дальше дело не шло. Никто не хотел брать на себя ответственность за участие сатириков в концерте, смотреть который будет правительство и сам Сталин. Однажды, перед 8 Марта, - наше участие было утверждено. Мы пришли к 13-му подъезду Большого театра, нас осмотрели (вернее, обыскали), спросили: "Оружие есть?" - и пропустили. За дверью нас встретили два подполковника и развели по разным коридорам. "Извините, - говорю, - но мне необходимо быстрее встретиться с Шуровым, мы ведь впервые выступаем в правительственном концерте!" Как раз в это время из динамика донеслось: "Шуров и Рыкунин! На сцену!" Полковник мне и говорит: "Ну вот, сейчас и увидитесь". Встретились мы с Шуровым за кулисами. Нас объявили, мы, не придя еще в себя, вышли на сцену. И вдруг я почувствовал, что Шуров куда-то пропал. Рояль звучит, а его самого нет. За кулисами он мне взволнованно объяснил: "Поймите мое положение: я оглянулся на ложу и обмер - ведь я сижу спиной к Сталину! Так я сполз со стула почти на пол, присел к роялю боком и так играл". Кулиса чуть отодвинулась, и какой-то военный поправил Шурова: "Товарища Сталина в зале нет, это товарищ Буденный".

Концерты члены правительства смотрели не только в Большом, но и на дачах, на курорте. Как-то нам сообщили, что встречать Новый год нам придется в Сочи. На вопросы: "Для кого концерт и кто с нами летит?" - мне ответили: "Надо благодарить, а не расспрашивать!" На аэродроме мы встретили Давида Ойстраха, Валерию Барсову, Сурена Кочаряна... В Сочи нас повезли на дачу Сталина. Мы все уже настроились на необычную новогоднюю ночь, как вдруг к нам вышел военный и сообщил, что "у товарища Сталина есть мнение: от концерта воздержаться..." Пришлось встречать дома.

- Были ли у вас выступления перед следующими советскими вождями?

- Вспоминаю такой случай. Ленинградские авторы Б.Кунин и Александр Мерлин написали для нас сценарий музыкального ревю "Маленькие обиды большого города". Тема села и города нас увлекла, и мы в довольно короткий срок подготовили эту программу. Ее принимала дирекция с инструктором из главка, председателем комиссии был наш директор. Некоторые шутки мы внесли в текст уже после разрешения его худсоветом. Мы понимали, что во время показа из-за этого могли возникнуть неприятности. Но того, что произошло, мы никак не предполагали: комиссия в начале второго отделения подчеркнуто демонстративно встала и ушла, оставив нас на сцене в полной растерянности. А у нас на завтра намечено ответственное представление в Кремле!

Стоим на сцене и что делать не знаем. Артисты побрели за кулисы... Вдруг какой-то человек из зрительного зала подошел к сцене и попросил нас доиграть до конца. Он представился как работник отдела культуры ЦК и предложил обязательно показать эту программу на следующий день в Кремле, где шло совещание секретарей обкомов и горкомов по вопросу о положении дел на селе. Я сказал ему, что мы не можем показывать программу без визы главка. "Ну, ничего, - сказал он, - мы это уладим". Мы отнеслись к его словам с недоверием, но показали свое представление до конца, и нам этот незнакомец велел завтра всем быть у театра. На следующий день мы поехали в Кремль. За кулисами Георгиевского зала мы увидели почти в полном составе вчерашнюю комиссию. Наш директор подошел ко мне и, ничего не говоря, погрозил пальцем перед моим лицом... Я вспыхнул, но Шуров меня сдержал...

В очень скверном настроении вышли мы с Шуровым на сцену. Это была не сцена в обычном понимании, а такое деревянное широкое возвышение. В зале полукругом сидели секретари обкомов и горкомов, а среди них - Н.С. Хрущев. В конце первого нашего выхода по сценарию шли частушки. Все шло хорошо, а на последней частушке мы споткнулись и потом - чуть тише - пропели ее до конца, хотя чувствовали, что летим в пропасть. В спешке мы текст куплетов не проверили...

Ах, ох! Ах, ох!

начался переполох!

Председатель колхоза мается,

Бегает, старается!

Дорогу асфальтом заливает,

Телевизор покупает,

Кур насосом надувает -

(и почти шепотом!)

Никита Сергеевич приезжает...

Мы прервали номер, потому что Хрущев поднял руку. Он поспешно подошел к эстраде и... повел разговор с присутствующими об угодничестве, показухе, обмане, приписках и так далее. Мы замерли, а он, закончив, повернулся к нам и сказал: "Молодцы! Спасибо!" После этого мы пели смело, с легкой душой. За кулисами около меня тут же появился наш директор. Он обнял меня, похлопал по плечу Шурова. А я угрюмо спросил: "А что означает ваш палец перед моим лицом?" Он, ничуть не смутившись, ответил: "Коля, да ты, брат, не понял. Этим я хотел тебе сказать: так держать, дорогой!" Вспоминаю все это и задаю себе вопрос: забот, конечно, было много, и волнений, и переживаний, а радости - были? Конечно, были! Ну разве не радостно то, что рассказанная мною история закончилась благополучно?

- Говорят, у вас была неприятная история с председателем КГБ Семичастным?

- Как-то в Театре эстрады вместе с режиссером "Фитиля" А.Столбовым мы поставили шоу "Черная кошка". После премьеры было много похвал, в том числе и в прессе. А вскоре у нас начались неприятности. Нашими противниками стали глава московских коммунистов Егорычев и председатель КГБ, председатель идеологической комиссии Семичастный. Вот как все было. Однажды после октябрьских праздников мы играли в гостинице "Советская" нашу "Черную кошку". В антракте ко мне подошел незнакомый полковник и сказал: "Антракт надо сократить, так приказал товарищ Семичастный". Мы только после этих слов узнали, что выступали на вечере сотрудников КГБ, посвященном 7 ноября. Но в общем все прошло нормально и спокойно. А уже через два-три дня мой телефон звонил без передышки. Звонили даже те, кто никогда раньше не звонил мне домой, и все спрашивали: "Вы знаете, что Егорычев на партийном пленуме разгромил вашу программу?" Многие вдавались в подробности и рассказывали, что Егорычев кричал, требовал прекратить "эти безобразия", наказать распоясавшихся Шурова и Рыкунина, от которых черные кошки по Москве бегают, и так далее. В Министерстве культуры состоялось специальное заседание по нашему вопросу. Докладчик постарался надергать из реприз отдельные строки, что-то соединил, что-то добавил, и в итоге получилось примерно так: "Шуров, почему вы не пришли на концерт в ЦК партии?" (На самом деле в тексте было: "Шуров, почему вы не пришли на концерт?"), и Шуров отвечает: "Мне черная кошка перешла дорогу... Я вернулся домой, от греха подальше..."

Нам запретили работать на эстраде в течение целого года... Правда, месяца через два, видимо, не зная об этом запрете, нас пригласили выступить в Доме культуры "Москворечье". Мы вышли к зрителям, и вдруг вслед за нами выскочил на сцену инструктор райкома и, обратившись к залу, заявил: "Надо гнать таких артистов в шею! Секретарь райкома сказал, что о них сам товарищ Егорычев говорил: "Распустились эти сатирики..." Короче, мы ушли со сцены, не выступив.

Вины за нами не было, и в конце концов я позвонил дежурному КГБ и записался на прием к Семичастному. Ждем, волнуемся, но дня через два позвонили и сообщили о времени, на которое назначена встреча. Вход с центрального подъезда. Мы гадали: это хорошо или плохо? Я попросил Шурова: "Александр Израилевич, позвольте мне взять на себя огонь всемогущего Семичастного. Я буду собранней отвечать... А то, знаете, когда мы говорим вместе, от нас ждут шуток и веселья, а нам сейчас не до шуток. Войдем - скажете: "Здравствуйте", и все. Отпустят - скажете: "До свидания". Договорились?" Нас пригласили в кабинет в точно назначенное время. В глубине за столом сидел Семичастный и беседовал с каким-то человеком. Семичастный подошел к нам и указал на стулья у стола заседаний. Его собеседник остался у письменного стола. Мы не успели оглядеться, хоть чуть прийти в себя, как председатель КГБ обрушился на нас: "Вы как себя ведете? Это что за представление - "Черная кошка"!" Я пытался объяснить, что нам казалось правильным выпустить представление о мракобесии, суеверии и так далее. Ведь до чего дошло: идет человек на работу, а если ему черная кошка дорогу перебежит, он возвращается домой. Семичастный оборвал меня: "Да бросьте вы мне тихонями притворяться! А как это понять - Рыкунин спрашивает Шурова: "Есть у нас антисемитизм?" А тот отвечает: "Да ничего у нас нет". Это же уже не о мракобесии, это совсем другое, более серьезное. Выходит, что вы весь мой доклад о наших достижениях осмеяли с музыкой перед лучшими людьми КГБ!" Я сказал, что мы доклада не слышали и вообще не знали о том, что концерт праздничный и в зале будет не рядовой зритель, а, как принято говорить, целевой: "Это не мы вас подвели, - сказал я, - а те, кто пригласил нас участвовать в концерте. На такой вечер балет хорошо бы пригласить или ансамбль песни и пляски...". "Вы еще будете учить нас, что смотреть надо, - буркнул Семичастный и обратился к своему гостю: - Ты случайно не видел "Черную кошку" этих сатириков?" - "Видел", - ответил тот, подошел к нам и поздоровался. Так приятно было услышать здесь обычное человеческое слово, что я ответил: "Спасибо". "Вот я слышал, как ты гневаешься, - сказал Семичастному незнакомец (видимо, человек в большом чине), - а ведь Рыкунин прав: тебя подвели твои сотрудники". Я рискнул спросить его: "Простите, а вам понравилось наше представление?" Он обернулся к Семичастному: "Понимаешь, они не ковыряются в недостатках, а дерутся, как молодые львята. Тебе, конечно, трудно воевать с сатириками..." Семичастный добавил: "Да еще с музыкальными". Он опустил руку под стол, вошел подполковник, и мы насторожились. Семичастный распорядился: "Завтрак для всех". За завтраком председатель идеологической комиссии гневным словом помянул Райкина, метал громы и молнии в адрес болельщиков футбола, которые приезжали из других городов в Москву болеть за свои команды. Прощаясь, он пожал нам руки и, когда я посетовал на трудности, сказал: "Завтрак решил все наши проблемы..." И верно: партком и дирекция встретили нас объятиями и поцелуями, но мы как-то не очень поверили, что все они искренне рады нашему возвращению на эстраду.

ВСЕ ЛУЧШЕЕ - ДЕТЯМ! ДАЖЕ САТИРУ!

- Вашей аудиторией были и дети. Легко ли было перед ними выступать?

- Однажды нас пригласили выступать в новогоднем концерте для детей высокопоставленных родителей. Мы пытались отказаться - мы ведь никогда не выступали перед детьми, у нас и репертуара не было для детей, тем более для высокопоставленных. Но с нами круто поговорили, и мы поехали... В концерте были заняты исключительно выдающиеся и популярные артисты, а вот возраст зрителей учтен не был. Веселый конферансье Гаркави пригласил детей подойти к сцене и объявил: "Владимир Маяковский. Стихи о советском паспорте. Читает Сергей Балашов". Вышел Балашов и после паузы начал очень эмоционально, буквально выкрикнул: "Я волком бы выгрыз..." Продолжать он не мог: дети в зале испуганно закричали: "Мама!" - и ринулись, толкая друг друга, к дверям... Двери распахнулись, мамы и прислуга кинулись к испуганным чадам, ругая артистов... Так что замечательному чтецу Сергею Балашову не удалось закончить выступление. Но вот на сцену снова вышел Гаркави и попросил детей крикнуть по его команде: "Елка, зажгись!" - намекнув, что, мол, елка тут необычная и зажгутся разноцветные фонарики. Дети стали кричать: "Елка, зажгись!" А елка не зажигается. Гаркави раза три просил детей кричать - ничего не получилось. А когда он оставил эту затею, елка неожиданно расцвела огнями, и все успокоились.

Устроителям концерта стало ясно, что для детей надо приглашать артистов не столько популярных, сколько специальных детских умельцев. У нас такие мастера были, правда, уже очень пожилые, - Тоддес и Домогацкая. Они и были срочно вызваны с детским номером. На сцену вышел с огромным комом "снега" Дед Мороз. Снежный ком распался на две части, и из него вышла пожилая Домогацкая. Она кокетливо поправила кокошник Снегурочки и молча остановилась перед детьми. Дед Мороз спросил: "Дети, кто это?" И дети дружно закричали: "Баба Яга!" Опять прокол, да со смехом! Хотя потом это явилось предметом серьезного разбирательства.

Ох уж эти праздничные концерты... Галина Вишневская весьма достоверно в своей книге описала их, да и вообще всю атмосферу, что окружала тогда концертную жизнь: "Эстрада - это всегда театр одного номера. Обо мне скоро узнали концертные организации... Особенно много концертов бывало к праздничным датам. Однажды бегу на концерт в Колонный зал и в вестибюле сталкиваюсь... с Лениным! Господи... А он говорит: "Куда, барышня, так торопитесь?" Признаюсь, от неожиданности сомлела: "вечно живой" стоит рядом - как из гроба вынули!.. Это Грибов и Массальский - артисты МХАТа - прискакали играть сцену из "Кремлевских курантов". Вышла я на сцену, бисирую, а Грибов в образе Ленина мне говорит: "Ну, барышня дорогая, поскорее управляйтесь, мы же все торопимся на другой концерт!"

С нами тоже был подобный случай. Как-то Седьмого ноября мы с Шуровым спешили на свой шестой в тот день концерт в Дом культуры завода "Серп и молот". Влетели в первую комнату служебного подъезда (она перед дверью на сцену) - никого из артистов нет. Обычно там суета, переодевание, а тут пусто. Первое, что пришло на ум: концерт уже закончился. Это было бы очень нехорошо - в праздники особенно строго...

Открываем дверь на сцену и слышим голос конферансье Евгения Кравинского: "Так вот, значит, "Динамо" проигрывает "Спартаку"... Мы сразу поняли: у Кравинского репризы и монологи кончились, артистов все нет, и он тянет время, рассказывает байки про футбол. Сбоку у занавеса, пригорюнившись, стоит администратор Медовар... Он увидел нас и закричал: "Женя! Шуров и Рыкунин приехали!" Мы сбросили пальто и приготовились к выходу. В это время с грохотом открылась дверь, и вошел "Ильич" в наброшенном на плечи черном демисезонном пальто с бархатным воротником, а за ним Дзержинский и шофер такси. Ленин, заметив администратора, громко спросил, выкинув вперед руку: "Товарищ, когда мы идем?" В те годы было много исполнителей роли Ленина, и Медовар не смог сразу определить, кто приехал на концерт в гриме Ильича, поэтому ответил так: "Товарищ Ленин, вы после Шурова и Рыкунина!"

ВЕСЕЛЫЙ КРУГ СОВЕТСКИХ ЛИЦЕДЕЕВ...

- Не чувствовали ли вы пренебрежительное отношение к лицедеям у власть имущих?

- Меня всегда бесило, когда я чувствовал неуважительное отношение к эстрадному искусству со стороны Министерства культуры, прессы, да и хозяйственных организаций. Сколько мы сил и здоровья потратили, чтобы нам разрешили построить на свои деньги дом, - и не расскажешь! Эстрада, а значит и мы, считалась второстепенным искусством. Например, присвоение звания артисту эстрады было событием невероятным... Нас с Шуровым как-то оповестили, что мы должны выехать с концертом за город. Мы решили, что это, вероятно, праздничный концерт на каком-то заводе. Нас привезли в загородный дом, кругом охрана. Мы спросили: "А где наши коллеги?" Нам ответили, что никаких артистов не будет, что выступать будем только мы, и предложили чаю с баранками. Выходим в зал и видим несколько глубоких мягких кресел, а у стены - маленький рояль. Оказывается, нас пригласили выступать перед членами политбюро. Неожиданно для себя я сказал: "Мы вас видели, извините, всех вместе только на фотографиях". Члены политбюро заулыбались. "А сейчас даже страшно выступать", - продолжил я. Мы пели все, что пришло на память, а когда допели пародийную оперу, к нам подошел Тихон Николаевич Хренников. Видимо, до нашего выступления там был какой-то разговор о музыке и искусстве вообще. Тихон Николаевич, улыбаясь, сказал, что мы доставили зрителям удовольствие, передал нам привет и благодарность от присутствующих в зале. Мы, конечно, были счастливы, а через день нам присвоили звания народных артистов РСФСР. Но такие чудеса случались редко, чаще было по-другому.

В Пятигорск из Кисловодска на концерт ехал Давид Ойстрах. Водитель на полную мощность включил радио. Давид Федорович попросил его убавить звук, на что шофер грубо ответил: "Я на работе, и в этой машине буду распоряжаться только я". На другой день в филармонии Кисловодска состоялось собрание - все возмущались поведением водителя. Тогда выступил заместитель директора филармонии и сказал: "О чем речь, граждане?! Скрипачей много, а шофер первого класса у нас один".

А вот еще один случай: однажды М.Ростропович поехал выступать на целину. Естественно, там в клубе рояля не было, и поэтому Ростроповичу на аккордеоне аккомпанировал композитор Ян Френкель. Во время концерта к сцене пробился какой-то огромный детина, влез на нее, тронул виолончель за гриф и сказал: "Знаешь что, друг, ты немножко помолчи - дай гармошку послушать..."

А сколько раз бывало так: выйдешь на сцену, откроешь крышку рояля, а клавиш нет. И все-таки приходится выступать - отказ грозит многими неприятностями. А зритель получает ухудшенный концерт! Но жизнь меняется - на сцене теперь не рояль, а его электронный заменитель. Скоро и его не будет, потому что у певца сейчас главный инструмент - барабан! И.С. Козловский говорил: "Самое трудное - это петь и играть тихо!" А сейчас главное - громко! Посмотрите, как переменились вкусы зрителей! Исторически известно, что любые революции или экономические изменения страны несут за собой проникновение в жизнь халтуры! Это происходит от того, что вкусы завоевателей или хозяев редко когда на высоте мыслящего интеллигента. К тому же экономические трудности заставляют артистов идти на поводу вкуса ресторана, казино.

- В самом деле, чем больше топтали траву, тем яростнее она росла. Разговорно-куплетный жанр на эстраде в ваше время переживал ренессанс...

- Одним из лучших наших конферансье, несомненно, был Алексей Алексеев - образованный, талантливый не только как конферансье, но и как режиссер и автор многих оперетт и миниатюр, человек с очень нелегкой судьбой. По воспоминаниям очевидцев, в первые годы советской власти он выходил на сцену во фраке и с моноклем - такой "осколок" разбитого вдребезги строя. Он постоянно вставлял в свою изящную речь на сцене фразы на французском языке. И еще он удачно использовал для сценических острот оговорки, ошибки артистов или реплики зрителей. Однажды, как рассказывал мне Н.П. Смирнов-Сокольский, Алексеев вышел на сцену Центрального клуба НКВД и сказал: "Здравствуйте, дорогие товарищи!" Ему крикнули из зала: "Гусь свинье не товарищ!" Алексеев тут же ответил: "Ах так! Тогда я улетаю". Возможно, что остроумие Алексея Григорьевича в какой-то мере и было причиной того, что он попал на Колыму.

- Вы встречались со многими служителями муз. Кто произвел на вас наибольшее впечатление?

- Самое большое впечатление на меня произвел скульптор Евгений Викторович Вучетич, с которым я встретился во время войны на фронте. Это было после взятия Кривого Рога. Там были маршалы Василевский, Жуков, вообще много великих полководцев. Там мы с Евгением Викторовичем и познакомились и потом сердечно подружились. Потом я с ним ездил и смотрел его мемориал в Волгограде. Это что-то невероятное! Незабываемое! Я там даже плакал, когда шел по нему. Как-то раз он повез меня ночью к себе в мастерскую и снимал при мне повязки со своих скульптур. И тогда я увидел Степана Разина. Эту скульптуру он хотел поставить напротив мемориала, на другом берегу Волги. Разин у него сидел, склонившись к Волге, и в руке держал ромашку! И это меня так поразило, что я расцеловал автора. Одной ромашкой отобразить сердечность! Я не знаю, где поставили эту скульптуру.

ДЕЛА ТЕКУЩИХ ДНЕЙ

- Что вас не устраивает в сегодняшнем сатирическом жанре?

- Наша эстрада слишком развязная, неуважительная: в оркестре, например, люди могут сидеть в майках, да и вообще безо всякой одежды. А с точки зрения содержательности - она очень мелкая. Песни, которые поются, просто удивительны своей малозначительностью. Эстрада стала неглубокой. Все песенки - на тюремный мотив. Вот и оказывается: песен много, а петь нечего! Возьмем ХIХ век: песня была вкусной, большой, содержательной. Нынче же каждый может себе сказать: "Что хочу, то и ворочу". Никто не присматривает, никто не советует. Я не за то, чтобы делали какие-то ревизии мысли. Нет! Но посоветовать можно.

- Кто из нынешних артистов эстрады вам по душе?

- Мне очень нравится Георгий Териков. Он хорош как писатель, да и его выступления не плохи. Еще мне очень нравится Михаил Задорнов, его бойкость, умение делать репризы... Вообще-то, сейчас многие авторы уехали из России. В Германии оказался прекрасный сатирический автор Александр Мерлин. Там же живет Ляховицкий. Они пишут мне, что живут хорошо. Я не могу уехать, как бы мне ни хотелось, как бы ни желал поменять свою маленькую квартиру на хоромы. Зачем? Когда я выхожу на улицу, со мной каждый человек говорит на русском языке, на языке, который мне дан отцом и матерью, учителями. И я дорожу этим.

- Когда сатира была более злободневной, раньше или сейчас?

- По-моему, сейчас она более злободневная. Посмотрите, что делает Михаил Жванецкий, лидер в современной сатирической литературе! Да и другие авторы снабжают артистов хорошим материалом, сами прекрасно выступают. Но таких мало, очень мало. Уезжают - и их жалко. Умирают - жаль тем более.

- А когда был более смешливый зритель?

- Интересный вопрос. Я думаю, что более смешно было зрителю в то время, когда нам в прошедшем веке многое не разрешали. Приходили какие-то люди, вычеркивали что-то из материала. И, если проходила хорошая реприза, зрители благодарили, хохотали, вспоминали. Реприза оставалась в народе. Сейчас тоже, если выступают наши хорошие артисты - Петросян, Хазанов - люди здорово смеются!

- Ну, а когда было опаснее работать в вашем жанре?

- Конечно, тогда. Сейчас опасность в другом: эстрада попала в какой-то мещанский круг. Даже женщины - та же Клара Новикова! - вроде бы говорят на внутренние темы, про любовь, а получается какая-то пошлятина. Это очень обидно. Авторы должны приподнимать артиста, певца, а они словно пишут для себя.

- Женщины начинают теснить на эстраде мужчин. Как вы к этому относитесь?

- Теснят, не теснят... На концерте вы посмеетесь, а потом придете домой и не сможете вспомнить, почему смеялись? Видимо, не было интересной мысли. На нынешней эстраде - настоящее засилье анекдотов, как будто вся жизнь у нас в анекдотах. Но ведь анекдот должен быть веселым, а не пошлым или скабрезным! Вот недавно мне рассказали анекдот: "Сара, как только кто-то из нас умрет, то я сразу поеду в Израиль". Во всяком случае, без похабства!

- Ну а в политике нужны женщины?

- Конечно! Например, Ирина Хакамада - очень интересный человек, высокоталантливый. У женщины другое восприятие жизни - с точки зрения самого процесса жизни. По Думе могу судить, что депутаты-мужчины слишком прямолинейны. А женщины глубже, симпатичнее, сердечнее. Женщины в Думе облагораживают все это общество. В правительстве тоже есть очень талантливый человек - Валентина Матвиенко. Чувствуется в ней что-то питерское, отличное от москвичей. И речи у нее другие, и подход немножко другой. Слава Богу, что она находится в правительстве. Нужна, нужна нам в политике Женщина!

источник- http://saturday.ng.ru/deeds/2001-06-09/1_last.html  


Эстрада, эстрада, эстрада моя...

Николай Рыкунин: С удовольствием вспоминаю чудесный город Минск и маленькие белорусские города, где мы выступали

Николай Рыкунин был любимцем советских зрителей. Народный артисти России, один из участников популярнейшего в прошлом эстрадного тандема Александр Шуров - Николай Рыкунин, он отметил свой юбилей.

- Николай Николаевич, чем встретили 90-летие?

- Пишу книгу. Я уже написал их пять. У меня такая жажда к сочинительству. Даже не думал, что в конце своей жизни буду заниматься литературой. Так интересно. Все время нахожусь в творческом состоянии.

- В каком жанре пишете?

- Сагу. Герои двигаются, приходят новые. Этот жанр дает большие возможности для фантазии. Время действия - наше.

- А историю не копаете?

- Не хочу. Я и так помню, что родился при царе - в 1915 году, жил при советской власти от самого ее становления...

- За долгие годы на сцене установились у вас творческие связи с Беларусью?

- Когда перед самой войной я окончил ГИТИС, меня отправили играть Павку Корчагина в Смоленск. И с этим спектаклем я выступал на гастролях в Минске. С тех пор полюбил белорусов - спокойных и открытых людей. Они мне нравились и нравятся до сих пор. С удовольствием вспоминаю чудесный город Минск и маленькие белорусские города, где мы выступали.

- Как вам выступалось перед власть имущими?

- Люди моего поколения часто слышат от молодых: "Как вы могли работать, если понимали ужас сталинского режима? Выходит, протестуя в душе, вы воспевали и восхваляли те порядки?" Нет, мы не были выразителями сталинских идей, мы были смехачами подневольной эпохи, в которой шутки боялся даже тот, кто ничего не боялся. Вспоминаю такой случай. Мы подготовили музыкальное ревю "Маленькие обиды большого города". Некоторые шутки мы внесли в текст уже после разрешения его худсоветом. Мы понимали, что во время показа из-за этого могли возникнуть неприятности. Но того, что произошло, мы никак не предполагали: комиссия в начале второго отделения подчеркнуто демонстративно встала и ушла, оставив нас на сцене в полной растерянности. А у нас на завтра намечено ответственное представление в Кремле! Стоим на сцене и что делать, не знаем. Артисты побрели за кулисы... Вдруг какой-то человек из зрительного зала подошел к сцене и попросил нас доиграть до конца. Он представился как работник отдела культуры ЦК и предложил обязательно показать эту программу на следующий день в Кремле, где шло совещание секретарей обкомов и горкомов по вопросу о положении дел на селе. Я сказал ему, что мы не можем показывать программу без визы главка. "Ну ничего, - сказал он, - мы это уладим". На следующий день мы поехали в Кремль. За кулисами Георгиевского зала мы увидели почти в полном составе вчерашнюю комиссию. В зале полукругом сидели секретари обкомов и горкомов, а среди них - Хрущев. Все шло хорошо, а на последней частушке мы споткнулись и потом - чуть тише - пропели ее до конца, хотя чувствовали, что летим в пропасть. В спешке мы текст куплетов не проверили: "Ах, ох! Ах, ох! Начался переполох!\ Председатель колхоза мается,\ Бегает, старается!\ Дорогу асфальтом заливает,\ телевизор покупает,\ Кур насосом надувает - \ (и почти шепотом!) Никита Сергеевич приезжает..." Мы прервали номер, потому что Хрущев поднял руку. Он поспешно подошел к эстраде и... повел разговор с присутствующими об угодничестве, показухе, обмане, приписках и т.д. Мы замерли, а он, закончив, повернулся к нам и сказал: "Молодцы! Спасибо!" После этого мы пели смело, с легкой душой...

- Разговорно-куплетный жанр на эстраде в ваше время переживал ренессанс...

- В то глухое для совести время мы были как-то у классика советского конферанса Николая Павловича Смирнова-Сокольского в гостях вместе с Марией Владимировной Мироновой. Он показывал нам подлинные письма Лермонтова. Рассказывая, беспрестанно курил, а недокуренную папиросу клал на стопку красненьких томиков. Это были сочинения Сталина. Папироски тихо тлели, а я, ошарашенный увиденным, сидел, как говорится, ни жив ни мертв: окурок на книге вождя! Мы с Марией Владимировной попытались исправить дело, стали говорить что-то вроде того, что так можно книгу испортить, на что хозяин дома ответил чудовищной по тем временам крамолой: "На Пушкина, Лермонтова, Толстого горящие папиросы класть нельзя, а на этого (тут шло крепкое выражение) даже необходимо!.."

- Вы довольно успешно работали режиссером в Зеркальном театре "Эрмитаж". Кажется, у вас там были задействованы лучшие силы вашего жанра...

- Меня как режиссера очень увлекала работа с чудо-артистами. Девять сезонов "Эрмитажа" было посвящено "Звездам, которые не гаснут". В "Эрмитаже" выступали Ляля Черная, Зоя Федорова, Алексей Алексеев, Сергей Мартинсон... Очень мне хотелось, чтобы прославленная певица Изабелла Юрьева выступила здесь, но она, видимо, не решилась на этот, я бы сказал, подвиг. Однажды она пришла посмотреть наш эстрадный спектакль. Мы ее посадили в первом ряду. Я посмотрел в дырочку занавеса: она как-то съежилась и сидела, грустная, маленькая - волшебница эстрады. Родилась такая идея. Гелена Великанова после каждой своей песенки будет представлять знаменитостей, которые находятся в зале. А надо сказать, что к нам на представления приходили даже те, кто уж много лет не посещал концерты, и "Эрмитаж" ожил. На этот раз Великанова вышла в зал с цветами и сообщила, что она идет к прославленной Изабелле Юрьевой. Зрители дружно поднялись со своих мест, а на сцену выбежали артисты, рабочие сцены, костюмеры, и это было замечательно! Всем хотелось увидеть Юрьеву. Я смотрел в зал и глазам своим не верил: маленькая немолодая женщина превратилась в статную красавицу. Изабелла Даниловна произнесла: "Боже, неужели я снова на сцене!" И было это сказано так, что удержать слезы никто из присутствующих в тот вечер в зале и на сцене не мог.

Программу следующего сезона в Зеркальном театре я решил посвятить Клавдии Ивановне Шульженко. Я приглашал ее в каждую нашу программу, но она по разным причинам откладывала свое выступление до будущего сезона. И вот я пришел к ней домой и был поражен тем, что великая артистка живет в такой маленькой квартире. "Дворец" нашей звезды ни в какое сравнение не шел с жилищами современных лидеров эстрады. Клавдия Ивановна называла свою квартиру коммунальной кладовой. Свое семидесятилетие Шульженко отмечала у себя дома, и гости весь вечер стояли, да и стоя не все уместились в одной комнате - пришлось перейти в прихожую. Я выложил Клавдии Ивановне план новой программы в "Эрмитаже". Она выслушала, опустила голову и тихо сказала: "Поздно, Коля, поздно... Я забыла все песни, которые пела, даже "Синий платочек" не помню. Хочется мне на сцену, но..."

- Что вас устраивает и что не устраивает в сегодняшнем сатирическом жанре?

- По первому взгляду видения сейчас эстрада очень развязная и неуважительная: в оркестре люди могут сидеть в майках, да и вообще безо всякой одежды. А с точки зрения содержательности она очень мелкая. Песни, которые поются, просто удивительны своей малозначительностью, их нельзя даже прочитать. Возьмем прошлый век: если поется песня, то это вкусная, содержательная песня. Нынче же каждому предоставлена возможность: что хочу, то и ворочу. Все время на тюремный мотив. Песен много, а петь нечего! Никто не присматривает, никто не советует. Я не за то, чтобы делали какие-то ревизии мысли. Нет! Но посоветовать можно.

- А кто нравится на эстраде?

- Эстрады-то нет. Где она, эстрада? "Кривое зеркало" - это не эстрада, это пародийный театр. Где вы видели нового Смирнова-Сокольского или новых Шурова и Рыкунина? Нету.

- Когда сатира была более злободневной - раньше или сейчас?

- По-моему, сейчас. Посмотрите, Жванецкий - лидер в современной сатирической литературе, да и другие снабжают артистов хорошим материалом, сами прекрасно выступают. Но таких мало, очень мало. Уезжают - жалко. Умирают - тем более.

- Женщины начинают теснить на эстраде мужчин. Как вы к этому относитесь?

- Теснят, не теснят... Не знаю. Приходишь домой и не можешь вспомнить, почему смеялся на концерте. Засилье анекдотов, как будто вся жизнь у нас в анекдотах. Причем анекдот должен быть веселым, а не пошлым или скабрезным, как у нас очень часто бывает...

источник- http://www.rg.ru/2005/10/20/rykunin.html   20.10.2005,