Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Мода    Фото    Юмор   Русский язык    Книги   Аудиокнига  

Новогодняя страничка

1  2  3  4

Новогодняя страничка    Новогодний экран     


Реабилитация елки

70 лет назад состоялась первая елка в Колонном зале. А 60 лет назад, в первый день1947 года, товарищ Сталин сделал советскому народу
царский подарок: любимый для многих праздник не только был возрожден, но и стал выходным.

На протяжении почти двух из трех десятилетий сталинского правления последние декабрьские дни превращались для некоторых советских граждан в диверсионно-партизанскую операцию. Тихонько, желательно под покровом темноты, в пригородном лесу срубались маленькие (так
удобнее для транспортировки) елочки. И так же тайком, в мешках, обложенных тряпьем, провозились в городские квартиры. Однако доставка составляла лишь часть операции.

Праздник непослушания. Наряжать елочку, выпивать и водить вокруг нее хороводы тоже следовало с соблюдением конспирации. Ибо вид освещенной лесной красавицы сразу же привлекал внимание управдома, а то и милиции. И тогда серьезных неприятностей было не миновать. «Конечно, из-за самовольной порубки!» – подумает умудренный современным опытом читатель. Нет, не поэтому. Совершенно, казалось, невинный и по большей части семейный праздник не год и не два был под запретом. Нарушение этого запрета попахивало знаменитой контрреволюционной статьей 58 «прим» УК РСФСР. Испокон веков для всех россиян – как верующих, так и не очень – самым долгожданным новогодним праздником было Рождество. До октября 1917 года этот праздник отмечали 25 декабря. Обычно дома. К этим дням и украшали елку. На елке развешивали «дрезденские» фигурки ангелов из кусочков тисненого картона, зажигали стеариновые свечи. В отличие от пасхальных подарков, рождественские не прятали, а клали под елку. Либо Дед Мороз торжественно доставлял их прямо на дом. Его роль, как правило, исполнял переодетый и загримированный глава семейства. В отличие от семейного праздника Рождества, Новый год было принято отмечать на публике. В лучших ресторанах столики бронировали за месяц. В «Метрополе» праздник традиционно встречали крупные промышленники, в «Яре» гуляло московское купечество. Ресторан «Прага» выбирали известные врачи, высокие военные чины и юристы. В ресторанах класса люкс новогодние вечеринки были тематическими. К примеру, 31 декабря 1910 года в «Метрополе»устроили «Авиационный карнавал». Зал ресторана украшали огромный дирижабль и модели аэропланов. Так что до прихода к власти большевиков1 января было лишь официальной календарной датой отсчета нового года. А для подавляющего большинства «новая жизнь с новым счастьем» начиналась с Рождества Христова.

Не рубить, не гулять, не звонить!

Буревестники революции набросились на календарь и хоть механически, но перевели стрелки истории на 13 дней вперед. Православная церковь с этим вынуждена была смириться, но в отношении религиозных праздников календарную реформу не приняла. Рождество верующие стали отмечать7 января. Большевики Рождество отменить не решились и даже вместе с Пасхой оставили эти дни выходными. Зато отыгрались на 1января. Встречу Нового года с богатым застольем, с хрустальным перезвоном бокалов объявили буржуазным пережитком и нэпмановскими штучками. Всем внушали, что сознательные граждане должны отмечать только революционные праздники. Газеты той поры – как ныне некоторые озабоченные общественной моралью думцы –уверяли, что встречи Нового года способствуют развитию алкоголизма и приводят к неумеренным расходам, сокрушающим бюджет рабочей семьи. Ленин сам устраивал елки для детей рабочих. И не на Новый год, а именно на Рождество. Впрочем, большинство населения как отмечало, так и продолжало отмечать оба праздника.«Гайки довернули» с утверждением во власти Сталина. В 1929 году ленинский «новогодний грех» строго засекретили, религиозные праздники отменили, рождественские елки запретили. Закрылись елочные базары, прекратился выпуск новогодних украшений и свечей. В следующем году к этому присовокупили и запрет на колокольный звон. Последнее осуществили, конечно, «по просьбам трудящихся»: регулярный церковный перезвон мешал пролетариату отдыхать. А празднично убранную елку приравняли к «вредительству». Причем, уверяла печать, к двойному: во-первых, елка-это символ христианской религии, а во-вторых, рождественская рубка опустошает леса. Но что бы там в высоких кабинетах ни решали, а каждый год в последние декабрьские денечки многие все равно украдкой запасались елочками или, на худой конец, еловыми ветками. А также доставали из закутков бережно сохраняемые шары и гирлянды, приспосабливали к делу старые игрушки и самоделки из бумаги и ваты. Но и тогда, и в скудные послевоенные годы на елке висело не бог весть что. Помнится, в нашем доме после войны главным елочным украшением служили суровые изделия фабрики «Москабель»: наконечник в виде серпа и молота, маленькие теннисные ракетки и прочие предметы из проволоки, металлической стружки и отходов военного времени. Потом их заменили очень редкие стеклянные игрушки и более распространенные картонные, среди которых помню фигурки полярного медведя и серебристого африканского слона. Чтобы украсить елку, нам приходилось клеить длинные цепи из разноцветной бумаги, вырезать из бумаги остроконечные снежинки, картонные домики и изображения лесных зверюшек. А мать непременно вспоминала, как в начале 1930-х под руководством бабушки все дети аккуратно обклеивали грецкие орехи серебряной и золотой фольгой и вставляли в верхушку спичку с нитяной петлей, чтобы можно было их повесить на еловую ветку. Ветку, а иногда и целую елочку вместе с дефицитными тогда продуктами привозил из деревни дальний родственник. 31 числа ближе к 11 вечера дети зажигали свечи и вместе со старшими спешили занять место за праздничным столом.

И Сталин на шаре…Так, по-диссидентски, в тихой, полулегальной радости прошла череда «безъелочных» лет. Пока сам «отец народов» вдруг не объявил, что «жить стало лучше, жить стало веселей». На прилавках действительно стало чуть «веселей». Однако не настолько, чтобы жизнь в стране полностью вписывалась в провозглашенную атмосферу всеобщего довольства. Тогда, в 1935 году, и случилась нечаянная радость: в главном печатном органе ВКП(б) «Правда» появилось письмо кандидата в члены Политбюро Павла Постышева с предложением возродить добрый старый обычай – устраивать детские елки.
Речь, правда, шла не о Рождестве, а о Новом годе. Но какая для детворы разница? А главное, не было разницы для взрослых: 1января уже давно был рабочим днем. Но все же и такое послабление доставило людям радость. Снова открылись елочные базары. В магазинах появились елочные игрушки, среди которых выделялись идеологически правильные картонные красноармейцы, пионерки со знаменами и пионеры с барабанами. Елки стали ставить не только в квартирах, но и на городских площадях, в домах пионеров, рабочих клубах и ресторанах. Первая официальная главная елка состоялась в Колонном зале Дома союзов в1937 году. В продаже появились – и тут же навсегда исчезли – стеклянные шары с профилями Ленина–Сталина. Вдогонку за ними выпустили справочное пособие Наркомпроса, в котором описывалось, как следует проводить данное мероприятие. В нем, в частности, говорилось: «Новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях».
Газеты запестрели публикациями, в которых доказывалось, что очистка лесов от мелкого ельника не только не вредит, но даже помогает росту хвойных деревьев. Товарищ Сталин всевозможные «чистки» вообще обожал. Имя Постышева, вернувшего людям новогоднюю радость, вскоре
«вычистили» из истории. Он был расстрелян 26 февраля 1939 года.

Пьет, как последний интеллигент

В середине 1930-х популярный сатирический журнал «Крокодил» опубликовал серию броских фельетонов братьев Тур. В одном из них авторы с сарказмом описывали первоянварское утро, когда после бурно проведенной новогодней ночи пьяненькие интеллигенты разбредаются по домам. А навстречу им живым укором бодро шагают на утреннюю смену сознательные и трезвые рабочие.

Обнаружив много лет спустя, что один из моих дальних родственников – потомственный пролетарий, орденоносец и вечный передовик – этот фельетон хорошо помнит, я попросил его прокомментировать. Первая часть его комментария состояла из ненормативной лексики, и потому ее опущу. Процитирую вторую. «А как еще-то сказать? – почти с классовой ненавистью прошипел он. – Ведь я в то утро был послан заводкой. Но по пути перехвачен. И отправлен на принудительные работы…»Сегодня, когда в честь новогодних вакаций можно наблюдать чуть ли не общенациональный недельный «забег в ширину», я невольно ловлю себя на мысли: «Нынешнее поколение отомстило за все!» И традиционно ставлю под новогодней елкой старенького, сделанного из гипса и ваты Деда Мороза, впервые появившегося в нашем доме в 1950 году. Сегодня от семейного круга, который тогда радовался наступлению Нового года, остались только он да я. Так что мы оба знаем, что многое, почти все проходит. Но праздник, как бы ни старались его испортить, всегда с нами. Главное сберечь его в душе. Берегите себя и чувство праздника в Новом году!

источник- Николай ЯМСКОЙ
 «Совершенно секретно»