Домой    Антология юмора 

 


Михаил Гаркави

 

Гаркави Михаил Наумович (1897, Москва- 1964. Москва)- конферансье. Учился на медицинском фак-те Моск. ун-та и на театральном отделении Моск. филармонического уч-ща. В 1916 принят в труппу МХАТ, участвовал в массовых сценах и играл роль Хлеба в «Синей птице» М. Метерлинка. С 1919 по 1922 в Камерном театре, потом недолго работал в Моск. детском театре, в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. В 1922 вступил в труппу театра-кабаре «Нерыдай», пробовал конферировать. С 1924 участник живой газеты «Синяя блуза», а с 1925 руководитель одной из ее групп. Как и все синеблузники, играл в коротких сценах, исполнял фельетоны, пел куплеты, танцевал, случалось, вел программу. Постоянно обращался к темам современности, злобе дня. В 1928 окончательно определился в качестве конферансье. Гастролируя вместе с А. Алексеевым, учился у него. Большое влияние на Г. оказал В. Маяковский, встречи («разговоры-доклады») поэта с читателями.
Высокий, толстый, в
 то же время легкий, подвижный, он появлялся на эстраде всегда с улыбкой, широко раскрыв руки, как бы стремясь обнять зрительный зал. Артист большого обаяния, он сразу вызывал к себе внимание и
симпатию. Г.
 представлял артистов, умел вызвать к ним интерес, читал короткие фельетоны, исполнял куплеты, сыпал шутками, остроумно отвечал на реплики, подаваемые из зрительного зала. Казался неистощимым балагуром, затейником. Сотрудничал со многими авторами, писал репертуар для выступлений сам. Плодотворна была его совместная работа с литератором М. Тривасом. Органы контроля за репертуаром, однако, во многом сдерживали деятельность артиста, запрещали исполнять остросатирические вещи.
Конферансье-профессионал, Г.
 выступал в разных залах, но особенно убедительным он казался в больших помещениях, в том числе в Зеленом театре ЦПКиО им. М. Горького, во дворцах спорта и даже на стадионах. Он умел создавать атмосферу народного гуляния, веселого праздника. Его задиристые, иногда дерзкие шутки хорошо воспринимались зрителями, будь они обращены к внутренним или международным темам.
Умело сочетал репризу с
 интермедией. Главное — стремился создать непринужденную обстановку, которая помогала и выступающим актерам и зрителям. Разносторонние актерские навыки позволяли ему читать стихи, исполнять песенки «Синий платочек», «Молодость» М. Блантера и др. Во время войны Г. постоянный участник фронтовых бригад. Выступал как конферансье до 60-х гг.



Лит.: Хозяин концерта // СЭЦ. 1963. №
 36; Бейлин А. Михаил Гаркави // Воображаемый концерт. Л., 1971; Шапировский  Э. Конферанс и конферансье. М., 1976; Носков  Ф. Его знали все // СЭЦ. 1982. № 5. С. 8-10.
Ю.
 А. 
Дмитриев

Фильмография актера:

·         Девушка без адреса (1957)

·         Сталинградская битва (1949)
... Герман Геринг

 ...Утесов любил рассказывать, что такое настоящее мастерство конферансье. По случаю какого-то праздника – концерт в одесском порту. Публика та еще – грузчики и биндюжники. Артисты вертятся на пупе, смешат изо всех сил. В зале гвалт и гогот, принимают, в общем, хорошо, но уж очень бурно: реплики и все такое… Конферансье, старый волк одесской эстрады, подбегает к пианисту: "Маэстро, ваш выход следующий, идите уже, что вы стоите, как памятник Дюку Ришелье!.." Пианист, весь бледный и в поту, со стоном мотает головой: "Не пойду, не пойду, смотрите, какой зал, они же меня слушать не будут, будут топать и свистеть, какой ужас, боже мой!" "Так, – сказал конферансье, – чтоб вы знали: слушают все. Главное – как подать номер! Стойте в кулисе и смотрите!" Твердым шагом выходит на сцену и, перекрывая шум зала, возглашает: "Загадка! На заборе написано слово из трех букв, начинается на букву "Хэ" – что?" Зал в восторге ревет в ответ хорошо знакомое слово. "Нет! – кричит конферансье. – Нет, чтоб вы пропали! Это слово "ХАМ"! Так вот, босяки: Бетховен, "Лунная соната", и чтоб тихо мне!"


Истории о Михаиле Гаркави.

В 1952 году (как раз начиналась борьба с космополитами, то есть попросту с евреями) на одном из концертов Гаркави объявляет:

-- Выступает народный артист, скрипач Давид Ойстрах!

Из зала грозно кричат:

-- Еврей?

Пауза.

-- Разумеется, -- отвечает Гаркави.

Снова пауза.

-- У рояля, -- как ни в чем ни бывало продолжает конферансье, -- Борис Иванов. Вопросы будут?


На одном из концертов Михаил Гаркави объявляет номер:

-- Выступает ксилофонист Макс Масловский.

Из-за кулис трагический шепот:

-- Чувак, лажа, я палочки забыл!

Пауза.

-- Впервые в мире, только у нас, ксилофонист выступает... без палочек!

* * *

20 кг живого багажа

 Михаил Наумович Гаркави отличался большой тучностью. Правда, и легкостью на сцене. В послевоенные годы начало широко внедряться авиационное сообщение. Добираться до отдаленных концертных площадок артистам стало легче. Гаркави рассказывал, как на каком-то далеком от Москвы провинциальном аэродроме к нему подошел дежурный чин и строго спросил:

— Гражданин, сколько вы весите?

— Всего-то сто двадцать килограммов! — улыбаясь, ответил Гаркави. — Это, гражданин, у нас не положено. У нас на линии воздушной трассы разрешается максимальный вес пассажиров сто килограммов. И никак не больше.

— А лишние двадцать килограммов мне прикажете срезать? — осведомился артист.

— Нет, — спокойно ответил дежурный, — но вам придется заплатить как бы за багаж

 

Рецепт Михаила Гаркави

Рецепт от многих заболеваний, как-то: ангина, грипп, кашель, насморк, головная боль; для сохранения зубов, мужских достоинств, для хорошего стула, предложенный еще в 30-е годы артистом МХАТа, Камерного театра и знаменитым конферансье Михаилом Наумовичем Гаркави.
"Сразу же после сна, не вставая с постели, выпить "наперсток" (то есть граммов 20) "пейцеховки" - водки, настоянной на чесноке и укропе. Настаивать - 5 дней".

………………..

…Конферансье Михаил Гаркави, огромного объема и веса, вел очередной концерт и заметил в зале даму, которая внимательно рассматривала его не в театральный, а в полевой бинокль.
— Простите, — поинтересовался Гаркави, — вы рассматриваете в бинокль меня?
Дама утвердительно кивнула.
— Странно, — удивился Гаркави, — я считал, что при моей фигуре меня хорошо видно с любого места.
— Бинокль приближает — надо знать, — ответила дама.
— Тогда скажите, пожалуйста, какую часть моего тела вы хотите приблизить?

…………..

Михаил Hаумович Гаркави, известнейших и популярнейший в прощлом конферансье,
был на двадцать лет старше своей жены. Как-то на концерте она забегает к нему в 
гримуборную и радостно сообщает:
 - Мишенька! Сейчас была в гостях и мне сказали, что больше тридцати пяти мне не
дать!
 Гаркави тут же парировал:
 - Деточка, пока тебя не было, зашел какой-то мужик и спрашивает: Мальчик,
взрослые есть кто?
…………………………
 
 В 60-е годы Гаркави вел концерт на стадионе. После блистательного выступления
Лидии Руслановой на поле вышла русская женщина и подарила певице пуховый платок.
Гаркави кричит в микрофон об истинной любви русского народа. Следующей на помост
вышла Эльмира Уразбаева. Только спела, на поле бежит узбек и дарит ей часы.
Гаркави, конечно, сопровождает подарок спичем о любви узбеков к своей певице.
Затем он объявляет выход Иосифа Кобзона и, чуть отвернувшись от микрофона,
предупреждает его:
 - Ося, будь готов: сейчас евреи понесут мебель!

…………………………….

Борис Брунов рассказывал, как однажды он конферировал вместе с Михаилом Гаркави. В программе вечера было и выступление литературного секретаря Николая Островского. Гаркави представил его публике и ушел в буфет. Тот говорил минут двадцать: "Павка Корчагин, Павка Корчагин…" Затем Гаркави вышел на сцену и произнес: "Дорогие друзья, как много мы с вами узнали сегодня об Олеге Кошевом!.." Брунов выбежал на помощь: "Михал Наумович, речь шла о Павке Корчагине…" "Что ж такого, – нисколько не смутился Гаркави, – у Корчагина и Олега Кошевого очень много общего: они оба умерли!"

.........................................

Московские артисты на гастролях в Тбилиси. Концерты ведет все тот же Михаил Гаркави. Как водится, гостей ведут в серные бани – это одно из главных тбилисских угощений. По дороге те, кто уже бывал, рассказывают новичкам о банщиках-чудодеях, которые своим искусством просто возвращают десять лет жизни! Гаркави особенно волновался в предчувствии новых впечатлений. Быстрее всех разделся и побежал в зал. Увидев его, громадного, высоченного, необъятно пузатого, маленький жилистый банщик категорически сказал: "Эта мить нелзя!"

.....................................................................

В истории советской эстрады было много хороших конферансье, но три фамилии торчат над прочими: Алексеев, Менделевич и Гаркави. Михаил Наумович Гаркави был необыкновенно толст. Он прожил на свете почти семьдесят лет, жена его была лет на двадцать моложе. Рассказывают, как-то на концерте она забежала к нему в гримуборную и радостно сообщила: "Мишенька, сейчас была в гостях, сказали, что мне больше тридцати пяти лет ни за что не дашь!" Гаркави тут же ответил: "Деточка, а пока тебя не было, тут зашел ко мне какой-то мужик и спрашивает: "Мальчик, взрослые есть кто?"

***

Борис Брунов рассказывал, как однажды он конферировал вместе с Михаилом Гаркави. В программе вечера было и выступление литературного секретаря Николая Островского. Гаркави представил его публике и ушел в буфет. Тот говорил минут двадцать: "Павка Корчагин, Павка Корчагин…" Затем Гаркави вышел на сцену и произнес: "Дорогие друзья, как много мы с вами узнали сегодня об Олеге Кошевом!.." Брунов выбежал на помощь: "Михал Наумович, речь шла о Павке Корчагине…" "Что ж такого, – нисколько не смутился Гаркави, – у Корчагина и Олега Кошевого очень много общего: они оба умерли!"

***

Мария Миронова говорила про Гаркави: "Миша такой врун, что если он говорит "здрасьте!", это надо еще десять раз проверить!"

***