ИЛЬЧЕНКО и КАРЦЕВ-
эстрадный дуэт, артисты Театра миниатюр.
ИЛЬЧЕНКО Виктор Леонидович (02.01.1937, Борисоглебск — 21.01.1992, Москва). Засл.
арт. РСФСР (1990). В 1959 окончил Одесский ин-т инженеров Морского флота, до
1963 работал в пароходстве начальником отдела. В ин-те вместе с М. Жванецким
создал и руководил студенческим театром «Парнас-2». В 1961 попробовал
организовать свой любительский театр, в котором как режиссер поставил спектакль
по К. Чапеку «Как это делается». В 1970 окончил
(заочно) актерский фак-т ГИТИС.
КАРЦЕВ (Кац) Роман Андреевич (Аншелевич) (род. 20.05.1939, Одесса
- 02.10.2018, Москва). Нар. арт. РФ
(1990). Участвовал в самодеятельности, начиная с детских лет. Как победитель Всеукр. конкурса художеств, самодеят. выступал в Москве в ЦДКЖ с сатирическими
миниатюрами, подражая А. Райкину. В 1956, окончив десятилетку, работал на
швейной фабрике. Дважды тщетно пытался поступить в Одесское театральное уч-ще; в
1961 - в ГУЦЭИ (в 1972, будучи уже профессиональным артистом, окончил актерский
фак-т ГИТИС).
С 1960 в театре «Парнас-2», к этому времени полупрофессиональном,
где познакомился с Жванецким. Летом 1962, посмотрев спектакль «Я иду по улице»,
Райкин пригласил К. в Ленингр. театр миниатюр. В 1963 в театр поступил И., с тех
пор в течение почти 30 лет работали вместе. ИЛЬЧЕНКО и КАРЦЕВ на закрытых
вечерах стали понемногу исполнять вещи Жванецкого. Миниатюра «Авас», артисты ее
«наимпровизировали» по наброску Жванецкого, имела такой успех, что ее взял в
свой репертуар Райкин (играл В. Ляховицкий и др.). Через год у ИЛЬЧЕНКО и
КАРЦЕВа уже была своя концертная программа. Участвуя в спектаклях Ленингр.
театра миниатюр «Волшебники живут рядом», «Светофор», они учились у Ратина
«профессионализму, колоссальной отдаче, культуре, чувству ритма, темпа, каждая
секунда была именно секундой» (Карцев Р. Я лечу в самолете один // Магазин.
1993. Вып. 6). Вместе с театром выезжали на гастроли в Чехословакию, Польшу,
исполняли миниатюры и монологи на чешском, словацком языках.
В 1969 ушли из театра и вместе с Жванецким создали свой Одесский театр миниатюр
(при филармонии), открывшийся спектаклем «Как пройти на Дерибасовскую». Ставили
сами. Много гастролировали, не раз показывали спектакль в Москве (в 1970 стали
лауреатами Всес. конкурса артистов эстрады). В середине 70-х гг. Жванецкий, уже
получивший широкую известность, уехал в Москву работать с мюзик-холлом. Одесский
театр просуществовал до 1979, испытывая непрерывные трудности с прохождением
репертуара. Спектакль «Встретились и разбежались» Жванецкого, поставленный
молодым режиссером Е. Ланским (впоследствии эмигрировал в США), был запрещен
(миниатюры из него играли как «Избранное»). Та же участь постигла моноспектакль
Карцева «Искренне Ваш» (авторы А. Чехов, М. Зощенко, Шолом-Алейхем, Жванецкий,
реж. Ланской). В 1979 ИЛЬЧЕНКО и КАРЦЕВ переехали в Москву. В Моск.
театре миниатюр (рук. Р. Рудин) играли в
спектаклях «Когда мы отдыхали» Жванецкого, реж.
М. Левитин, в его же постановке «Чехонте в Эрмитаже», 1981. Карцев восстановил
свою работу «Искренне ваш», участвовал в спектакле «Хармс-Чармс-Шарме, или Школа
клоунов». Сохраняя верность жанру миниатюры и своему автору Жванецком], оставили
театр, когда тот стал переходить на «большую» драматургию (скоро поменял
название на «Эрмитаж»). «Браво, сатира» в постановке Р. Виктюка была их
последней премьерой (1984) в Моск. театре миниатюр (спектакль играли в Моск.
театре эстрады). Там же в 1987 показали «Птичий полет» в постановке М.
Розовского. В 1988 создали под рук. Жванецкого свой Моск. театр миниатюр,
открывшийся «Политическим кабаре» (реж. Ланской, США, 1989). Готовились к показу
лучших миниатюр на Бродвее (шоу— два русских комика и два американских,
постановка Ланского). Ранняя смерть И. была тяжелой утратой. В течение двух лет
К. играл «Избранное». В 1993 состоялась премьера моноспектакля «Моя Одесса» (реж.
Розовский), в котором незримо присутствует Ильченко; в 1999 — «Престарелый
сорванец».
Юмор, сатира, лирика, ирония, драматизм - к такому сплаву артисты шли
постепенно, создавая свой театр, построенный на контрастных сочетаниях бытовых
подробностей и гротескных деформаций, в которых легко узнавалась реальность. Их
герои часто не только не понимали, но и не слышали друг друга. «Глухота»
придавала новое качество дуэтным сценкам, усиливала впечатление абсурдности
нашей действительности. Вначале в комическом дуэте виделись традиционные
очертания Рыжего-Карцева (стремительный, хитроумный, взрывчатый) и Белого —
Ильченко (невозмутимый, благоразумный, туповатый). Лидировал обычно Рыжий.
Постепенно маски теряли свою отчетливость. Актеры стали создавать сатирические
характеры, приобретавшие обобщенность, фантасмагорич-ность. Избегали
жизнеподобия, даже когда действие происходило в конкретных жизненных
обстоятельствах («Обед», «На складе» и др.). С каждой новой работой полнее
раскрывался талант И. Его «монументальность», спокойная, властная интонация как
бы олицетворяли незыблемость существующего порядка, уверенность: «дайте мне
народонаселение, а без личности протянем». Карцев являл собой это
«народонаселение» во всем его многообразии. В «Политическом кабаре» лидерство
оказалось у Ильченко. Годы застоя, когда сформировался театр Ильченко и Карцева,
получили своеобразное художественное отображение в их сатирическом гротесковом
искусстве, где смешное и трагикомическое находятся в неожиданном и нестабильном
равновесии. При всей «эстрадности», вещи Жванецкого трудны для исполнения:
«Какая нужна точность ритма, паузы, — говорит Карцев, — как нельзя публике
давать отсмеяться до конца, как нужно наступить на смех и реакцию, чтобы не
потерять основного». Монологи, сценки Жванецкого с их особым воздухом,
междометиями, непереводимым юмором стали для артистов «своими». Можно добавить
еще и точность пластики, она щедро используется в спектаклях. Актеры много
гастролировали за рубежом.
В 1993 К. вместе с Жванецким и К. Новиковой выступали в Карнеги-холл. Карцев
снялся в фильме Э.Рязанова «Небеса обетованные», т/ф «Собачье сердце»
и др.
Птичий полет
Московский
театр миниатюр
Главная редакция литературно-художественных программ ЦТ.
Съемки проводились в концертном зале Олимпийской деревни.
Год выпуска: 1990
Автор: Михаил Жванецкий
Режиссер: Марк Розовский
Художник: П.Пастернак
В ролях: Роман Карцев Виктор
Ильченко
Сатирический и юмористический взгляд с "птичьего полёта" на человеческие
заботы и проблемы.
Склад
Роман Карцев и Виктор
Ильченко. "Одесский юмор". сборник
Роман Карцев и Виктор
Ильченко Лучшие Выступления
Роман Карцев - Бенефис /
1999 / DVDRip
...Он был
поистине народным артистом. Карцев лишь подходил к микрофону,
а зрители уже смеялись. Артист улыбался своей фирменной улыбкой,
произносил пару фраз — и зал взрывался хохотом. Роман Карцев,
по его же словам, любил интеллигентный здоровый смех. В его
репертуаре были рассказы Михаила Жванецкого, а также Чехов,
Хармс, Зощенко…
«Когда я приехал в театр Райкина,
мне было 22 года. Говорил с таким одесским акцентом, что Аркадий
Исаакович просто хохотал, когда я что-то рассказывал. Но с кем
поведешься, от того и наберешься. Понимаете, Райкин — это
личность.
Жванецкий —
личность. Без таких людей невозможен настоящий театр. Без них
просто нечего делать на сцене.
Сегодняшнее
молодое поколение даже не знает, кто такие Чаплин или Райкин…
Уходящая натура — их никто не заменит. Напрасно говорят, что
незаменимых не существует, заменить их ох как непросто.
Не скрою, я и себя отношу к той самой уходящей натуре. Ведь
таким юмором уже никто не занимается. То, что показывают
по большей части по телевидению, — это так, хохотушки для
подростков. Наш юмор исчезает вместе с нами — и Миша уйдет,
и я уйду… Появится что-то новое, но такого уже не будет
никогда"...
Роман Карцев — блистательный артист эстрады, юморист, читающий
исключительно произведения Михаила Жванецкого. Его знаменитых
раков, которые вчера были большие, по пять рублей, а сегодня по
три, но маленькие, забыть нельзя. Странно, но сам Роман Карцев,
которому не так давно было присуждено звание «Легенды Одессы»,
сатириком себя не считает – слишком высокое звание. Он гордится
тем, что никогда не голосовал, что награжден медалью «Ветеран
труда» и что за всю свою жизнь не состоял ни в одной партии.
Бенефис это моноспектакль в 2- х
отделениях: 1. "Моя Одесса" 2." Хорошо забытое старое."
Краткая биография:
В 1956 году Роман Кац окончил школу и устроился работать на
швейную фабрику. Тогда же он начал заниматься в
самодеятельности. В 1960 году он был принят в театр
«Парнас-2», где уже выступал под псевдонимом Карцев.
В 1962 году актер уехал из Одессы и вместе со своим
постоянным партнёром Виктором Ильченко пришёл к Аркадию
Райкину в Ленинградский театр миниатюр. Там они прошли
актёрскую школу.
В 1969 году Карцев и Ильченко стали лауреатами Всесоюзного
конкурса артистов эстрады. Так к артистам пришла первая
известность. Вскоре их стало тяготить положение скованности
под крылом мэтра, да и сам Райкин ревностно относился к
успехам своих подопечных на стороне.
Жванецкий, Карцев,
Ильченко, 1-й концерт, 1978 г.
В 1970 году Михаил Жванецкий, Роман Карцев и Виктор Ильченко
организовали Одесский театр миниатюр, а через 10 лет —
Московского театра миниатюр под руководством М.М.Жванецкого.
Ими были созданы спектакли "Птичий полет", "Полночное
кабаре" и др. После смерти Виктора Ильченко актёр выступает
один.
Удивительная способность актёра серьёзно говорить какие-то
банальности или смешно молчать всегда приводила в восхищение
и зрителей, и партнёров по эстраде. Он может просто выйти к
микрофону, и зал будет смеяться и аплодировать ему! Он будет
улыбаться, а зал будет смеяться долго, громко и искренне!
Эстрадников любят, но цитируют годами немногих. Роман Карцев
— из их числа. Кто хоть раз слышал его монолог "Раки", не
забудет никогда. А как популярны его "Начальник
транспортного цеха" или "Сидоров-кассир"!
Наедине
со всеми 03.09.2014 - Роман Карцев
Актер кино
В 1972 году Роман Карцев окончил актёрский факультет ГИТИСа.
В кино он начал сниматься с 1976 года. Дебютировал Карцев в
комедии Альберта Мкртчана «Трудный день – понедельник»
вместе со своим постоянным партнером Виктором Ильченко.
Затем они вновь вместе снялись в детском телефильме
«Волшебный голос Джельсомино». Карцев играл там школьного
учителя. Он перечислял фамилии учеников — это были,
фактически, единственные слова роли. Но когда он в очередной
раз приступал к этому перечню, зрители умирали со смеха.
Одной из самых интересных работ актера в кино стала роль
Швондера в экранизации сатирической повести Михаила
Булгакова «Собачье сердце». Роль была сыграна настолько
ярко, что наряду с Шариковым (Владимир Толоконников) стала
нарицательной.
После этой работы на актера обратили внимание режиссеры. Его
несколько раз приглашал Эльдар Рязанов («Небеса
обетованные», «Старые клячи», «Предсказание»). У Владимира
Аленикова актер снялся в трагикомедии «Биндюжник и король»,
а у Эрнеста Ясана – в картине «Нечистая сила».
7 любопытных фактов из жизни актера
1. Свое происхождение Роман Андреевич описывает так:
«Моя мама была еврейка-коммунист, а папа еврей-футболист.
Папа из настоящей «молдаванской» семьи – родился на
Молдаванке. А мама – из интеллигентной семьи: мой дед, ее
отец, был кантор Одесской синагоги. Кстати, и мама хорошо
пела».
2. В юности Рома, вслед за отцом, баловался футболом,
но потом решил сосредоточиться на карьере болельщика.
Любимые команды – «Черноморец» (Одесса), «Динамо» (Киев). В
России ни к одному из клубов так и не пристрастился, поэтому
болеет просто за хороший футбол (с чем порой бывают
проблемы). Любимый современный футболист – Андрей Шевченко.
3. В семье Ромы Каца все говорили на идише, а он
понимал лишь отдельные слова. Когда нужно было сказать
что-то секретное, родители тут же переходили на этот язык.
Незадолго до смерти Ильченко актерский дуэт репетировал
целый спектакль на идише. И русский Ильченко (изучавший
немецкий язык) оказался в идише куда более продвинутым, чем
Карцев.
4. В Московское училище циркового и эстрадного
искусства Роман Кац поступил с шестой попытки (его
сокурсником, кстати, был Евгений Петросян). Но когда вдруг
оказалось, что два человека лишние, абитуриент с яркой
фамилией Кац стал первым кандидатом на отчисление.
5. В театре у Карцева вкусы сугубо классические.
Предпочитает большие, хорошо известные театры, а маленькие,
камерные, не любит. Тяга к классике у него с детства, когда
он с друзьями лазил в Оперный театр через окошко в женском
туалете.
6. Артист Карцев тщательно следит за своей физической
формой. Играет в теннис, плавает. В игре – азартен. А в
бассейне, наоборот: «Плыву себе спокойно, плыву – тексты
повторяю…»
7. По гастрономической части Карцев совсем прост:
котлеты, пюре, огурчик. Уважает также рекламируемую
Жванецким «картошечку с селедочкой». Из изысков – яичница,
жаренная на сале.
|
Карцев Р , Ильченко В - 1-е сентября
|