Домой    История моды   История костюма

Гостевая книга        Форум


век 19

На самом деле этот временной отрезок с 1789 по 1825 состоит из трех подпериодов. Первый с 1789 по 1800 это Французская Революция, это период кардинальных перемен в Европе. Второй с 1800 по 1815 время Французского Консулата и Империи, это устойчивый неоклассический период. 1815-1825 поздний неоклассицизм, для которого характерен заметный сдвиг в сторону романтического стиля.


Людовик XVI в 1790 году держит в руке копию Декларации Прав Человека.

Одежда периода Французской Революции.

Платье в это время существенно изменилось. В конце 18-го века женская одежда в большой мере утратила свою пышность и приобрела более тонкие очертания.

Женская мода все больше и больше адаптировалась под прогрессирующие в обществе революционные идеи и политику, социальную структуру и философию того времени. В начале 1790-х, например, в моду вошел "Английский" или мужеподобный стиль, намекавший на склонность к конституционной монархии.

В период террора 1792 года модным было простое платье в темных тонах.

Но когда верх взяла Директория, французская мода стала более "дикой", отдавая предпочтение "руссовским" веяниям в "греческом", "романском" и "диком" стиле.

1. Бальное платье "a la sauvage", 1796.  2. Платье в "греческом" стиле, 1797.   (Quicherat)

Псевдо-греческий стиль стал наиболее популярным в Европе конца 1790-х годов.

 

Хоть Мужская одежда в 1790-х также приобретает более тонкие линии, в отличие от женской, она начинает терять декорации и украшения, шнуровка и яркие цвета отвергаются, как иррациональные и женственные.

Этот процесс был медленным но к середине 19-го века полностью изменил мужскую моду, превратив костюм в унылый темный и однообразный.

Французская одежда 1800-х годов (Max von Boehn)

Другие основные изменения заключались в том, что в моду вошли брюки французских моряков и городского пролетариата, вышли из моды парики и пудра и (временно) корсеты.

Парижский Коммунар, 1793.   (Quicherat)

Был изобретен капот, который первоначально напоминал греческий шлем, но в скором времени он утратил всякое сходство с оригиналом.

Капоты "Wiener Zeitschrift", Вена 1820 (Max von Boehn)

 Гравюры с изображением костюма времен Французской Революции и Империи


Модные гравюры 1790-1800 годов

 

Неоклассический период 1800-1825

Благодаря влиянию популярного в то время немецкого философа Шопенгауера (придерживавшегося мнеия, что мужчина, есть существо рациональное, а женщина - эмоциональное), вусилилось различие в моде разных полов и эта особенность продолжала существовать в 19 веке. Женская мода была более классической, а мужская - утилитарной.

Женскиая мода обращается к светлым и легким муслиновым платьям с с высокой талией и кружевами на рукавах и псевдо-греческим прическам.

Мода в Гамбурге 1802-г (Max von Boehn)

В дальнейшем эти первоначально простые в линиях платья больше украшались кружевами и буфами, юбки делались более пышными при помощи нижних юбок, талия становится ниже и вновь входит в моду корсет, до 1825-х годов в общепринятом стиле снова трудно уловить классические черты.

Из журнала "Венская мода", Вена 1816 г. (Max von Boehn)

Платье, модное в Австрии 1822 г. (Max von Boehn)

Платье их "Венского журнала", Вена 1825 г. (Max von Boehn)

Мужская мода придерживается все более и более утилитарного направления.

Модные журналы продолжают подталкивать мужскую одежду к крайностям, но люди, принадлежащие к высшему обществу одеваются как можно менее броско.

Упоминается, к примеру, что Бью Бруммель законодатель мужской моды в Англии в это время, на официальные церемонии и приемы надевал только черное и белое, подчеркивая отход от стиля прошлого. трубчатые и облегающие брюки для большинства представителей высших классов превращаются из радикальной моды в повседневную одежду.

Мужской костюм 1818 г. Костюм короля Людвига I, начала 19 века.  (Kohler)

Мужской костюм из "Дамского журнала", Франция 1823. (Boehn)


Образцовые пропорции красивого женского тела XIX века
 

Высота тела = 7,5-8 высотам головы = 10 высотам лица = 9 длинам кисти руки = 6-7 длинам стопы.
Расстояние между висками = высоте лица.
Длина руки = 3 высотам головы.
Длина ног = 4 высотам головы.
Ширина плеч = 2 высотам головы.
Объем груди х длину тела / 240 = весу тела в кг.
Длина лба = длине носа = длине рта и подбородка = длине уха.
Глазная щель относится к ротовой щели и к ширине лица = 2: 3: 5.
Разница между плечами и боками должна быть по крайней мере в 4 см.
Разница между плечами и талией должна быть по крайней мере в 16 см.
Разница между боками и талией должна быть по крайней мере в 12 см.
Разница между бедренными вертелами (ширина боков) и гребешками должна быть по крайней мере в 2,5 см.
Разница между гребешками и передними остями должна быть по крайней мере в 3 см.
Образцовое расстояние между передними остями – 26 см.
Образцовое расстояние между задними остями – 10 см.
Образцовое расстояние между грудными сосками – 20 см.
(по книге Карла Штраца “Красота женского тела”)