Домой    История моды   История костюма

Гостевая книга        Форум


век 16

Начало 16-го века (1500 - 1535)

Одежду в этом периоде можно рассматривать, как промежуточное звено между довольно мягкими линиями готического стиля северной Европы и раннего итальянского ренессанса к более грамотно сделанным костюмам тюдоровской эпохи и североевропейского ренссанса, которые изобилуют дополнениями и выглядят более "блочными".

Высокий сеньор пишет письма. На заднем плане два джентельмена ниже рангом. 1500 (Quicherat)


Франсуа I (IMSI)

Поскольку начало 16 века было одним из основных "переходных периодов" (как, например, Французская революция) когда мода за короткое время претерпела значительные изменения, огромным было и количество аномалий моды, так как люди того времени быстро укоренялись в новом стиле. Мода менялась так быстро, что о тех, кто был одет не по моде говорили, что "они выглядят, как фигуры на гобелене". Обычно изготовление гобелена занимало около семи лет, и таким образом, одежда, людей изображенных на гобелене (даже на новом) на семь лет отставала от моды.


Гобелен из музея средневекового и реннесансного гобелена.

Ниже можно видеть пример того, как быстро менялась в то время мода. На рисунке приведена копия работы Хольбейна (Виндзорский дворец). На ней изображен Генрих VIII и его третья жена рядом с покойными родителями Генриха, Генрихом VII и Елизаветой Йоркской, списанными с более ранних портретов. Слева направо: Генрих VIII в одежде 1530-40 годов, его отец Генрих VII и мать Елизавета Йоркская в одежде 1500-1520 годов, и его жена Джейн Сеймур в платье 1530 годов. Одежда отца и сына совершенно не похожа, Женские же платья, хоть и имеют общие черты, все же различаются. Более позднее платье имеет более жесткую конструкцию.

Генрих VIII с женой и родителями (Stibbert)

Это стремительное изменение моды было характерно для всех слоев общества, претерпевавшего стремительные социальные, экономические, политические и религиозные перемены. В это время было доказано, что земля круглая, а не плоская, была открыта Америка, в военном деле основную роль стало играть стрелковое оружие, в восточной Европе протестантство пошатнуло ранее прочные устои католической церкви, новые идеи быстро распространялись благодаря печатным изданиям, сифилис, как раньше чума, беспрепятственно свирепствовал в Европе и погода в Европе стала еще холоднее.

В условиях столь стремительных перемен так же быстро люди привыкали к новой моде и отвыкали от старой. Однако, когда перемены достигли такого размаха, что стали казаться угрожающими, появилась тенденция ко все более и более консервативной моде: моде, подчеркивающей классовые различия, мода, ограниченная средствами, мода, ориентированная на более суровый климат, мода, "управляемая" естественной женской сексуальностью. На протяжении 16-го столетия мода все более и более развивалась именно в этих направлениях и наибольшие перемены произошли в первой трети века.

Типичные особенности женского платья в этот переходный период - линейность платья при снижении его гибкости.

Платья (Femmes)

Прически удерживались при помощи жестких головных уборов, так называемых "Французских капюшонов", появившихся во Франции и Англии.

"Французский капюшон", как его носили в Англии.

Короткая буфованная одежда становилась все более популярной в Германии.

Ландскнехт (германский наемный солдат) (Stibbert.)

В начале периода сохранялась мода на разноцветную одежду.


Валет и дама с игральных карт 1500 годов (IMSI)

Середина 16 века (1535 - 1570)

Буфы и разрезы - вот наиболее подходящее краткое описание моды 16-го века, общество которого, образно выражаясь, трещало по швам от новых идей и проблем. В середине столетия одежда становится настолько жесткой и тугой, что кажется, будто некоторые сохранивжиеся образцы могут стоять вертикально сами по себе.

Испанский дублет. 1570 (Kohler)

В этот период одежда становится все жестче, а многочисленные буфы и разрезы со вставками создают впечатление, что предметов туалета несколько {Так вот откуда растут ноги у жилетки-обманки, не смог удержаться переводчик}. Женская одежда следует в этом плане за мужской, ее видимая ширина увеличивается за счет вставок и обручей, так, что состоятельные люди того времени слегка напоминали ходячий платяной шкаф.

Платья с буфами и вставками (Femmes)

Эдуард VI (Norris V.3 pt .2)


Итальянская дворянка (IMSI)

Женщины носили т. н. "испанский фартингал" - конический криналин. В этот период также входит в моду нижнее белье (которое теоретически использовалось еще в 1450-х, хотя образцы не сохранились). От талии верхняя часть платья стягивалясь жесткой конструкцией, которая называется стойкой или корсетом. Стойки в то время стягивали талию и расширялись на груди, придавая телу форму правильного конуса. Такая мода сохранилась и в следующем столетии.

Мария I в "испанском фартингале" (Norris V.3 pt .2)

Конец 16 века (1570 - 1600)

Конец 16 века обычно справедливо ассоциируется с английской королевой Елизаветой I и его часто называют Елизаветинским периодом. Сама Елизавета прекрасно понимало каким образом одежда создает общественный и политический иммидж, свою общественную жизнь королева проводила в громоздких богато инкрустированных и неудобных длатьях, в конце концов она стала как бы символом моды и власти позднего ренессанса.

Королева Елизавета I (Norris V.3 pt .2)


Королева Елизавета I (ArchiveArts)

Это также была эра воротников - впечатляющей комбинации двух изобретений мода прошедшего века: шнурка и крахмала. В середине столетия воротники были весьма скромными, носили их преимущественно во Франции и Испании, но к концу 16 века они широко распространились и выросли в размерах,


Карл IX Французский 1561 (Norris V.3 pt .2)


Луиза де Водемонт, жена Генриха III, герцог де Гиз, Маргарита де Водемонт и Аннэ де Жуез, с изображения свадьбы де Жуеза в Лувре. (Quicherat)


Испанский воротник (IMSI)

Воротники стали настолько большими, что иногда мешали есть, в конце концов женщины додумались разделить воротник спереди.


Мери Фиттон, 1596 (Norris V.3 pt .2)

Конический "испанский фартингал", модный в середине века был вытеснен "французским фартингалом", который в начале имел форму колокола, а позже стал представлять из себя нечто походящее на передвижной чайный столик.


Елизавета I, 1590 (Norris V.3 pt .2)

К концу 16 столетия одежда высшего класса уже имела очень мало общего с одеждой начала столетия, и по стилю значительно отличалась от одежды других культур. Эти стремительные перемены и обособление европейской культуры, в том числе и моды происходили параллельно с первыми шагами Европы к изучению и колонизации мира. Люди настолько свыклись с переменой моды и растущими национальными различиями в одежде, что возник и интерес к моде других времен и народов. В этот период появились первые из известных книг об одежде. Наиболее известная среди них " Обычаи в различных частях света" Вецелло,1590 (ссылка ведет к английскому тексту).